Инструменты , Черноземье ,  
0 

Игорь Капичников: «Мы формируем культуру потребления свежей рыбы»

Реклама:
Игорь Капичников (Фото: пресс-служба ООО «Тамбовский осетр»)
Игорь Капичников (Фото: пресс-служба ООО «Тамбовский осетр»)
Учредитель ООО «Тамбовский осетр» — о том, с какими сложностями столкнулась компания во время пандемии, о культуре потребления охлажденной продукции и рисках в рыбоводческом бизнесе

— Расскажите об особенностях ведения бизнеса в Тамбове.

— У нас необычный бизнес. Для Тамбовской области мы были первым таким проектом, поэтому, как первопроходцам, нам многое прощалось, и какая-то поддержка и преференции были оказаны чуть больше, чем могло быть на самом деле. Первооткрывателям всегда тяжело, в то время еще не существовало нормативных актов, связанных с областью аквакультуры. Поэтому приходилось брать опыт соседних регионов, например, с Поволжья — у них это направление достаточно сильно развито исторически. Также у региона выгодное расположение рядом с крупной рекой.

Наш бизнес — это новый и интересный проект, красивая история: ты собственными глазами в мае видишь икринку, а через два месяца наблюдаешь за маленькой рыбкой. Когда это все на твоих глазах растет, ты понимаешь, что это положительная и интересная сторона этого проекта.

— С какими сложностями вы столкнулись на этапах развития? Может быть, они как-то связаны с особенностями Черноземья?

— Поскольку рыбоводческая деятельность у нас развита достаточно слабо, столкнулись с такой проблемой, как отсутствие квалифицированных кадров и рыбоводов. То есть, все о техническом оснащении и инженерии мы знали, по этому направлению есть кадры, ресурсы и информация, а в плане рыбоводства есть серьезные проблемы с набором квалифицированных специалистов.

За все время проекта по разным причинам у нас уже сменились три главных рыбовода. С каждым из них у нас до сих пор хорошие отношения. Но они выполнили свою роль или миссию и, в силу личностного и профессионального роста, уехали. Здесь хочется привести следующее сравнение. Представьте ракету, ее ступени выполняют свою работу и в какой-то момент отделяются, а космический корабль летит дальше. Так и наше предприятие.

Рыбоводы были все приезжие, например, из Саратова. Мы очень прочно связаны с этим городом. Даже, можно сказать, что благодаря им мы начали свой бизнес, так как познакомились с коллегами из Саратовской области. По линии администрации у нас был обмен предпринимательским опытом. В Саратовском аграрном университете получили большую научную поддержку, и до сих пор продолжаем плодотворное и взаимовыгодное сотрудничество.

— Как пандемия сказалась на вашем бизнесе?

— Естественно, мы пострадали. Долгое время занимались поставками нашей продукции в ресторанные сети. Также компания работала над выстраиванием логистики по продаже нашей рыбы. Поскольку ресторанный бизнес — это одна из тех областей, которая очень сильно пострадала, соответственно и мы, как их партнеры, ощутили ущерб и потеряли достаточно большой объем части продаж и выручки. Также случалось такое, что «Тамбовский осетр» не мог получить корма какое-то время, так как были определенные ограничения на перемещения между странами и областями, а в нашей структуре потребления достаточно большое количество импортных кормов. Поэтому определенные трудности испытали.

— Как вы оцениваете ситуацию на рынке МСП?

— Думаю, что предпринимателям очень тяжело. Я еще не вижу, чтобы свет в конце туннеля появился. Все мои знакомые предприниматели говорят, что ситуация пока непонятна, как из этого всего выбираться тоже. Хоть и существует поддержка от государства, но ведь не все получили ее. Вот мы, например, не являемся, по мнению государства, пострадавшей областью от пандемии, поэтому на определенные виды поддержки рассчитывать не могли. Во всяком случае, будем надеяться на лучшее, а время покажет.

— Вы сотрудничаете с банком ВТБ, брали кредит у них. Как это сказалось на экономике компании?

— С банком ВТБ у нас длительные отношения. В момент старта нашего проекта они нам очень помогли. За счет первой части кредита стремительно и успешно запустили производство. Когда началась история с коронавирусом и пандемией, с их стороны была поддержка в виде заморозки основной выплаты и долга. То есть, они пошли к нам навстречу, мы, кстати, об этом не просили, ВТБ сам предложил такой вариант. Благодаря взятому кредиту, наша компания построила практически весь комплекс.

— Какие преимущества у вас на рынке перед конкурентами?

— Наше главное преимущество — близость к потребителю. Годами у нас была сформирована культура потребления замороженной рыбы. Сейчас, когда мы приходим в магазин, есть на прилавках охлажденная рыба, мелкими строчками там, как правило, написано, что это из замороженного сырья. Ни для кого не секрет, что когда берешь действительно охлажденную свежую рыбу и готовишь ее, — это совсем другое дело, иные вкусовые ощущения. Химики и биологи говорят, что в такой рыбе набор питательных веществ намного лучше. Поэтому наше преимущество — близость к рынкам сбыта и возможность дать потребителю свежий продукт.

Но, в то же время, это является нашей большой трудностью, потому что в обществе нет культуры потребления охлажденной свежей рыбы, мы не имеем логистику, отсутствует культура продажи такой рыбы. Поэтому одной из своей миссии видим формирование культуры потребления свежей рыбы, в том числе, на территории всего Центрального Черноземья. На рынке одной Тамбовской области мы, конечно, сможем работать, но всегда хочется развития и новых достижений.

— Какие риски встречаются в вашем бизнесе?

— Человеческий фактор. Но эта проблема решаемая. Мы можем круглый год контролировать химический состав воды, температуру, благодаря этому наша рыба быстрее растет, чем в естественной среде. Вот сейчас у нас зима наступает, в это время рыба в дикой природе не растет, она просто впадает в анабиоз. Эти процессы контролируем постоянно, поэтому скорость роста у нас достаточно хорошая. С другой стороны, присутствует человеческий фактор, например, кто-то открыл «не тот кран», от этого условия содержания могут измениться, и рыба может пострадать. В производственных регламентах четко прописано время устранения неполадок и порядок действия в аварийных ситуациях. Основным фактором безопасности является содержание кислорода в воде, и все системы настроены таким образом, чтобы в максимально короткие сроки возобновить подачу кислорода в воду. В противном случае вся рыба погибнет. Эту проблему решаем с помощью резервной подачи электричества дизельным генератором и резервной кислородной рампой с запасом кислорода на двое суток. Но неквалифицированный персонал по незнанию может допустить ошибки. С целью повышения квалификации персонала проводятся регулярные инструктажи и еженедельные тренировки по запуску аварийных систем. Но основополагающим фактором в работе с персоналом является создание качественных условий труда и достойная оплата. Этими принципами и даже обязательствами перед людьми и областной администрацией руководствуемся в минимизации рисков от данного фактора.

Из-за пандемии пострадала экономика. Вот вам и риск. Во время пандемии совместно с нашими розничными сетями смогли сделать большие подвижки в сторону формирования культуры потребления свежей рыбы. Наконец, в нашем городе появились аквариумы с живой рыбой, которая была выращена на нашем предприятии. Организована еженедельная трехразовая доставка живой рыбы до конечного потребителя. Активно обратились к соцсетям для продвижения своей продукции. В этот период мы буквально узнали своих потребителей в лицо.

— Были какие-то глобальные изменения из-за коронавируса?

— У нас на предприятии на постоянной основе используется серьезная антибактериальная защита. Все средства, которые сейчас применяются (антисептики, маски) повсеместно, были у нас и раньше. Потому что в нашей работе есть огромный риск занести какую-то инфекцию, от которой может заболеть и погибнуть рыба. Мы с удовольствием принимаем экскурсии школьных и разного рода организованных групп, но неукоснительным требованием для посетителей является соблюдение мер антибактериальной защиты.

Пожалуй, мы были готовы к ситуации с пандемией, но я бы предпочел, чтобы ее не было. Как раз в плане развития экотуризма в Тамбовской области пандемия явилась уничтожающим фактором, наверняка временным, но ощутимым. А со средствами защиты ситуация тоже поменялась не в лучшую сторону: поднялись цены, в частности на антисептики в 2,5 раза и образовался дефицит по многим позициям. В данном направлении не было государственного регулирования со стороны органов власти и не осуществлялось поддержки субъектов МСП, возвращаясь к вышесказанному о рынке МСП.

— Поделитесь планами на 2021 год.

— Наше производство продолжает двигаться в ту самую сторону, о которой мы говорили, когда только презентовали проект — это полноценное эффективное рыбное хозяйство полного цикла от икринки до товарной рыбы. У нас никуда не делись планы по производству собственной икры. Единственное, коррективы внесла не только пандемия. Мы надеялись на одну скорость продвижения, получили немного другую. Меня устраивает, с какими темпами мы развиваемся, и в каком направлении движемся. На следующий год запланировали крупную экспансию в соседние области. Сейчас уже провели переговоры с федеральными сетями, с одной из них «Тамбовский осетр» сейчас выходит на рынок Липецка. Надеюсь, что Липецк будет не последним регионом, с которым будем сотрудничать. И уже сейчас есть поставки предпринимателям в Пензе.

В плане реализации готовой продукции мы будем двигаться в нашей действующей концепции — свежее лучше замороженного!

Инструменты Владимир Орехов: «Пандемия помогла нам развить новое направление»
Материалы выпуска
Рыночный расклад Олеся Тетерина: «Почти треть россиян хотят стать предпринимателями»
Решения Владислав Епанчинцев: «2021 год — время меняться»
Решения Анатолий Гольцов: «К инвестору нужно относится с уважением и любовью»
Решения Сергей Корчевников: «Главное — не терять связь с предпринимателями»
Решения Сергей Курбатов: «На поддержку МСП в пандемию выделено более 3 млрд руб.»
Инструменты Игорь Капичников: «Мы формируем культуру потребления свежей рыбы»
Инструменты Владимир Орехов: «Пандемия помогла нам развить новое направление»
Инструменты Дмитрий Рит: «Мы воспользовались всеми видами поддержки»
Инструменты Артем Звягин: «Мы не почувствовали особого ущерба из-за пандемии»
Компетенция Анна Штырлина: «Репутация – это то, что нужно спасать в первую очередь!»
Компетенция Андрей Андреев: «Пандемия сыграла нам на руку»
Инструменты Олег Николаенко: «У нас будет меняться финансовая модель»
Компетенция Татьяна Шкред: «Наши бизнесмены — творческие и креативные люди»
Инструменты Оксана Эсаулова: «В год мы должны заработать 40 миллионов»
Инструменты Алина Абрамович: «Мы сделали упор на бизнес-аудиторию»
Содержание
Закрыть