Бизнес-кейс , Черноземье ,  
0 

Александр Курамышев: «Нужно выходить на зарубежные рынки»

Реклама:
Александр Курамышев (Фото: РБК Черноземье)
Александр Курамышев (Фото: РБК Черноземье)
Управляющий партнер в MDC Law — о нюансах работы российского бизнеса за рубежом, налогах, банках и зарубежном законодательстве, преимуществах ведения бизнеса в России, влиянии санкций и пандемии, планах на 2022 год

— Александр, расскажите об основной специализации MDC Law. Какие услуги вы предоставляете, и какие из них самые востребованные?

— Наша деятельность сводится, по сути, к расширению границ для российского бизнеса. Это регистрация зарубежных компаний для наших клиентов плюс их юридическое сопровождение. А наша основная и стратегическая задача, которую мы решаем — это помощь в выходе российского бизнеса на европейские и азиатские рынки.

Ковидное время внесло определенные коррективы и, в первую очередь, в банковский сектор. Многие банки требуют от клиента физического присутствия. Есть международные банки, которые открывают дистанционные счета. Для рационального человека в 99% случаев нет необходимости посещать ту страну, где будет происходить регистрация его компании.

Александр Курамышев: «Нужно выходить на зарубежные рынки»

— Бизнес за границей. С какими рисками сталкиваются отечественные компании?

— Это вопрос, который нам задают часто наши клиенты, потому что зарубежный бизнес должен учитывать не только налоговое планирование, но и смежное законодательство. Вы удивитесь, но одна из первых и важных проблем для русского бизнеса за границей — это открытие банковских счетов. Все понимают, что банковские счета и движение по ним денег — это основная артерия для любого бизнеса.

Но тут российский предприниматель обязательно встретит определенные трудности. Если мы говорим про ЕС, то там очень мало банков, которые открывают банковские счета для UBO и директоров, граждан России. Их действительно очень маленькое количество. В этом плане азиатские страны открывают счета гораздо проще, потому что пока там нет особых и дополнительных требований. Но при этом, азиатские банкиры квалифицировано проводят тщательную проверку учредителя, директора.

А вот в Европе, на наш взгляд, эта тенденция финансовой «суровости» из года в год ухудшается. Банки там все чаще и очень въедливо хотят убедиться, что их потенциальный клиент занимается реальным бизнесом. Создание работающей структуры и банковский счет для ведения бизнеса необходимы. С этими основными вопросами, которые возникают у наших клиентов мы и работаем.

— Как российский бизнес, ведущий активную экспансию в ЕС, может не попасть под прессинг деофшоризации в России? Для избегания двойного налогообложения насколько важно учитывать наличие соглашений России с той страной, где бизнес планирует зарегистрировать дочернюю компанию?

— Это не особо сложная проблема. Но, как показывает наша практика, в большинстве случаев клиенты просто не понимают особенности правового регулирования в данной ситуации. На самом деле все просто: необходимо сообщить Российской Федерации о наличии у вас подконтрольной зарубежной структуры, и не так уж и важно присутствует ли соглашение об избегании двойного налогообложения с данной страной или нет. Это имеет отношение только к вопросам налогового планирования. Для ведения бизнеса за рубежом не стоит бояться этой ситуации. Это распространенная и стандартная мировая практика.

— Как часто российские собственники, которые используют зарубежные структуры для импорта или экспорта товаров, сталкиваются с налоговыми рисками?

— Сложности возникают в основном при таможенном декларировании товаров. У клиентов не так часто возникают проблемы с импортом и экспортом. Однако контрагенты и контракт должны быть написаны очень понятно, чтобы было ясно, что люди везут, и чтобы у таможенного органа по поводу товара не возникало сомнения. Все участники той или иной сделки должны быть «прозрачными».

У наших клиентов не так часто возникают такие вопросы. Проблемы возникают по причинам низкой компетентности либо самих перевозчиков, либо логистических компаний. Часто к нам обращаются за советом клиенты, когда им кто-то предлагает снижение налоговых нагрузок. Недобросовестные логистические компании и перевозчики могут создать те или иные проблемы для любого клиента. Все люди хотят работать без проблем и платить налоги, потому что для стабильного бизнеса такой подход — это залог успеха как на территории России, так и при открытии каких-то зарубежных структур.

— Как репутация российского бизнеса и политика санкций против России влияет на экономические возможности и деловую активность наших предпринимателей в Европе?

— Это влияние мы чувствуем из года в год при общении со своими зарубежными коллегами и клиентами, а также при общении с банковскими структурами. Банковский сектор, и это можно понять, очень боится попасть под определенные санкции. Часто бывает, что у клиента открыт счет в зарубежном банке, а клиент даже не знает, что он есть в санкционном банковском списке. В этом случае клиенту по какой-то причине берут и отказывают в принятии денежных средств или даже в отправке.

К сожалению, эта тенденция из года в год будет только нарастать, потому что политический фон в Европе и Азии, нельзя сказать, что очень положительный. Иногда банк ставит вопрос так: а как у вас идут денежные потоки — в Россию или из России? Этот нюанс тоже очень важен.

Многие банки не хотят участвовать в движении денег из России, а некоторые спокойно принимают платежи и переводы. Работать с банками можно, но важно тщательно выбирать банк и юрисдикцию, в которой клиент будет открывать компанию. Порой приходится объяснять, что если клиент хочет войти в ЕС, то ему, возможно, регистрировать компанию именно в ЕС и вообще не очень и нужно. Это, на первый взгляд, парадоксальная логика, но если ее игнорировать, то компания может столкнуться с большим списком проблем, которые потом придется решать долго. На практике все индивидуально — под конкретную задачу конкретного бизнеса выбирается конкретная юрисдикция и банк.

— Какую роль и функцию выполняет MDC Law при открытии бизнеса за рубежом для российских предпринимателей?

— Мы являемся консультантами. То есть мы исследуем конкретную бизнес-модель и выдаем свое конкретное юридическое заключение с многими возможными риск-факторами, например такими, как валютный контроль. Объясняем, какие вопросы у налогового органа будут именно по этой бизнес-модели. При этом предлагаем клиенту с учетом его конкретики и свои варианты моделей в его бизнесе.

Если предложенная модель нашего клиента устраивает, то мы можем начать его сопровождение и довести его до финишной прямой, в том числе зарегистрировать компанию и открыть банковский счет. Наше консультирование идет по модели полного цикла. Всегда отталкиваемся от конкретики бизнеса, от того, как это понимает клиент, зачем ему нужно выходить за рубеж. Обязательно создаем список, с какими проблемами он столкнется, приняв это «зарубежное» решение. После того, как клиент понимает детали юридического решения, мы готовы зарегистрировать компанию, открыть счета и сопроводить бизнес, если в этом будет необходимость у клиента.

— Насколько сложно западным компаниям вести свой бизнес в России? С какими проблемами они сталкиваются?

— Мы часто обсуждали этот вопрос с зарубежными клиентами. У них относительно России обычно присутствуют панические страхи. Они часто верят в то, что им придется сотрудничать с криминалом и нужно будет кому-то платить. Это вопрос больше к СМИ и тому информационному фону по России, который создается в Европе, США и странах Азии.

Видим, что российские реалии часто преподносятся в другом, и я бы даже сказал, не сколько в информационном, сколько в пропагандистском ключе. На наш взгляд, у нас в России в большинстве случаев можно спокойно вести бизнес. Среди наших клиентов есть зарубежные компании, которых сопровождаем на территории России. Они сейчас намного лучше понимают российский менталитет и ведут свой успешный бизнес. Хочу сказать, что любой бизнес в любой другой стране — это непросто. Но если бизнесмен имеет опыт преодоления трудностей и решения проблем, то проблемы на его пути становятся трамплинами.

— Что касается законодательства, у вас есть опыт работы с двумя сторонами. Законодательство в Европе и России — где более комфортная среда?

— Безусловно, в России вести бизнес проще и легче. Вопрос: где более комфортная среда, связан и с налоговым планированием, и с отчетностью. В реальности это очень много факторов, которые на все влияют.

Оценивая конкретику, я бы сказал, что комфортная среда зависит от самого собственника бизнеса. У нас есть клиенты, которые ушли с российского рынка в европейский или азиатский, и некоторое время спустя они нам говорят, что им там комфортней работать.

Нужно понимать, что в любом государстве есть свои законы, за рамки которого бизнес не выходит. В Америке, например, краеугольный камень для бизнеса — это неуплата налогов. Оценивая наших клиентов, понимаю, что если русскоязычные люди продолжают выходить на зарубежный рынок, и к тому же из года в год количество таких компаний растет, это значит, что для бизнеса в нашей стране есть все, чтобы он мог развиваться не только в России, но и за рубежом. Вы будете удивлены, но зарубежные инвесторы не относятся напряженно к российскому бизнесу. Могу сказать, что азиатский рынок, например, настроен на нашу страну очень положительно и многие хотят инвестировать в Россию.

— В чем преимущество ведения бизнеса в России?

— Для выхода на российский рынок у зарубежных компаний есть много инструментов и направлений. В первую очередь, это наш банковский сектор, который положительно настроен на зарубежных контрагентов, открывающих счета зарубежным компаниям. Это страны, которые имеют соглашение об избегании двойного налогообложения, потому что оно облегчает выход на российский рынок с точки зрения затрат на открытие компании, на обслуживание и сопровождение. Это совсем не исключает факт того, что открывать компанию для расширения зарубежному бизнесу здесь все равно необходимо. Но при этом наш банковский сектор дает большие возможности для выхода на российский рынок.

Сравнивая качество банковских услуг, мы приходим к выводу, что очень мало стран, которые сегодня могут равняться на определенном уровне с банковским сектором России. В нашей стране этот сегмент за последние пять лет вырос кратно: «Сбербанк», «Альфа-Банк», «Тинькофф» — этот тренд постоянно поддерживают. Между нашими банками идет постоянная конкуренция, которая помогает создавать классные продукты и качественный сервис.

В Европе с этим точно есть определенные проблемы: с обслуживанием клиентов, с простотой пользования банковскими услугами. Не все банки за рубежом, в той же Европе дают для начинающего бизнесмена определенный набор услуг, которые был бы ему сразу понятен. В этом плане в России все просто, понятно, да и сама процедура открытия счетов для бизнеса у нас гораздо проще.

— Как поменялась расстановка сил с начала пандемии в плане бизнеса? Какую динамику вы заметили?

— Ключевой момент — локдауны. Все компании, которые физически возили грузы, понесли огромные потери. Те, кто занимались услугами, в выручке просели не так сильно. Есть и такие компании, которые закрылись. Они просто не ожидали, что рынок по некоторым направлениям так быстро восстановится.

У нас есть клиенты, которые кратно выросли за пандемию, например IT-направление. Для них самих это было большой неожиданностью, потому что они в изменившихся условиях не ждали, что пойдет поток новых клиентов и пойдут контракты. Однозначные выводы о том, как все повернется в будущем, сделать сложно.

Компании сегодня более взвешенно начали принимать решения, для развития этого навыка им в нынешних условиях просто понадобилось больше времени. Возможно, пандемия дала понимание, что многим компаниям не стоит вести бизнес только в России. Нужно расширять свои границы и тем самым хеджировать потенциальные и реальные риски. Лично мы в нашем бизнесе динамику на понижение не почувствовали, потому что количество наших клиентов с лета выросло кратно.

— Какие задачи ставите перед собой на 2022 год?

— Ключевой момент по цифрам в данном случае зависит, думаю, не от нас, а от пандемии и локдаунов. В следующем году мы прогнозируем больший рост российских клиентов, которые будут пытаться выйти на зарубежные рынки. Вы знаете, что из-за локдаунов закрылось много компаний, но зато в мире для многих отраслей стало приобретаться то или иное оборудование, а товар из России оказался выгодней. В какой-то промежуток времени многие компании боялись работать с российскими партнерами, но благодаря пандемии у них был очень ограниченный выбор: либо принять решение и уменьшить свою маржу, либо продолжить работать, но с другим контрагентом.

В 2022 году однозначно будет прирост инвесторов из Азии, наблюдения и факты говорят, что они активно исследуют российский рынок. Если пандемия не внесет свои коррективы, если не будет жестких локдаунов, которые приведут к закрытиям и банкротствам, то в нашей российской экономике, думаю, динамика будет положительная. Мне сложно сейчас спрогнозировать, как конкретно будет в новых условиях вести себя рубль. Но будем надеяться, что он все-таки не ослабнет, а останется в рамках текущих позиций.

Что касается нашей компании, то, следуя за глобальными трендами, мы тоже расширяем свои границы. Сегодня в наших планах стоит открытие одного или нескольких офисов за рубежом. У нас кратно растет количество клиентов и нам на это придется реагировать. Так что мы, посмотрев, как люди работают за рубежом, тоже хотим иметь клиентов не только в России, а расширить свой пул зарубежных клиентов и больше помогать иностранному бизнесу выходить на российский рынок. Давно понимаем, что в своей профессии мы востребованы. Поэтому можем предложить бизнесу и консалтинг, и качественную экспертность в тех вопросах, которые его интересуют.

Бизнес-кейс «Упрощение контента, визуала — генеральный компонент коммуникаций»
Материалы выпуска
Компетенция Сергей Корчевников: «Хочется выстроить диалог с предпринимателями»
Бизнес-кейс Витторио Торрембини: «Нам нужно создать единую ассоциацию в России»
Компетенция Андрей Демидов: «Мы понимаем, что предприятия необходимо защищать»
Новости партнеров Анатолий Гольцов: «В центре «Мой бизнес» выращиваем экспортеров»
Компетенция Белгородский бизнес-омбудсмен: «Лучше и легче точно не будет»
Компетенция «Тамбовская «Геометрия бизнеса» — комплексная поддержка предпринимателей»
Компетенция Жанна Хайрединова: «Предпринимателей должны учить предприниматели»
Компетенция Александр Бабанов: «Регион снизил административное давление на бизнес»
Бизнес-кейс «Поставлять качественную услугу и не терять рентабельность — необходимо»
Бизнес-кейс «Бизнес должен создавать ценность, а не только приносить прибыль»
Бизнес-кейс Александр Курамышев: «Нужно выходить на зарубежные рынки»
Бизнес-кейс «Упрощение контента, визуала — генеральный компонент коммуникаций»
Инструменты Борис Шипков: «Люди хотят получать зарплату, но не хотят работать»
Бизнес-кейс Леонид Костюк: «Малый бизнес никому не нужен»
Бизнес-кейс «Инвестируем в автоматизацию и клиентский сервис»
Содержание
Закрыть