Участников рынка переработки молочной продукции проранжировал Центр изучения молочного рынка в рейтинге «ТОП-50 компаний-переработчиков молока за 2016 год». Итоги профильного исследования стали известны в конце прошлого года.
Состав участников рейтинга демонстрирует определенную стабильность рынка: в 2016 году лишь одна компания покинула топ, уступив место новичку. По результатам 2016 года участникам рейтинга удалось сохранить положительную динамику в производстве - 50 крупнейших компаний российского рынка переработали почти 9,7 млн тонн молока, что на 1,54% (или 146,7 тыс. тонн) больше, чем в рейтинге 2015 года. Безусловным лидером по росту объемов переработки в абсолютном выражении стала компания «Молвест». Воронежский производитель прибавил к показателям прошлого года почти 70 тыс. тонн, или 17%. Примечательно, что «Молвест» стал единственным в тройке лидеров, кто закончил 2016-й со столь внушительным «плюсом». PepsiCo, забравший у Danone пальму первенства по итогам 2016 года, снизил объем переработки с 1 500 тыс. тонн в 2015 году до 1 430 тыс. тонн в 2016 году. Лидер-2015 Danone – также «в минусе»: с 1 600 тыс. тонн компания сократила переработку до 1 418 тыс. тонн, возглавив «рейтинг падения».
Тройка лидеров также диаметрально разошлась в стратегиях развития. PepsiCo и Danone продолжили оптимизацию производственных мощностей и продажу/закрытие предприятий. В 2016 году «Владивостокский молочный комбинат» PepsiCo перестал производить молочную продукцию. В 2017-м стало известно, что компания продает Аннинский МК и Первоуральский гормолзавод. В 2016-м были закрыты заводы Danone в Томске и Чебоксарах, в 2017 году - продан Орловский молочный комбинат.
Единственный из первой тройки производитель со 100-процентным российским капиталом, «Молвест», напротив, продолжил расширять собственное производство. В 2017 году компания начала проект по модернизации и строительству молочной фермы в селе Садовое Аннинского района. Новый молочный комплекс, в который инвестировано около 670 млн рублей, рассчитан на 1000 голов дойного стада джерсейской породы. На проектную мощность – 6000 тонн молока в год – предприятие должно выйти к началу 2019 года. В прошедшем году возобновилось строительство ранее замороженного комплекса на 2200 голов дойного стада в с. Мамоновка Верхнемамонского района Воронежской области. Проектная мощность этой фермы — более 14 000 тонн молока в год. Объем инвестиций в проект составит более 1,4 млрд рублей. По словам генерального директора компании «Молвест» Анатолия Лосева, уже закончен нулевой цикл — завершена вертикальная планировка, на 80% выполнены бетонные работы. Запустить комплекс планируется в мае следующего года. Компания работает и над «вертикальным» развитием производства, доращивая его до полного цикла. Прошедший год дал старт работе комплекса по приемке, обработке и сушке зерна и масличных культур в селе Николаевка Аннинского района Воронежской области. Открытие комплекса стало третьим этапом в создании индустриального парка, в котором будет сосредоточено все направление по глубокой переработке и производству кормов для собственных нужд компании, а также для внутреннего и внешнего рынка.
При этом в рамках стратегии расширения и углубления производства «Молвест» постепенно отходит от практик экстенсивности, делая ставку не столько на количество производимого молока, сколько на его качество: основу 24-тысячного поголовья составляют высокопродуктивные породы – джерсейская, голштинская и монбельярд. Эти коровы дают по 20-30 л высококачественного молока в день с оптимальным соотношением жирности и белка и идеально подходящим для изготовления йогуртов, сыров и сливочного масла.
Для справки
Компания «Молвест» — третья по объему переработки молока компания в России. Перерабатывает более 400 000 тонн молока в год. В группу компаний входит восемь перерабатывающих предприятий и десять молочных ферм на территории РФ. Компания производит и продает молочные продукты для повседневного потребления, всего около 200 наименований торговых марок «Вкуснотеево», «Нежный возраст», «Иван Поддубный», «Фруате» и др. Продукты флагманской марки «Вкуснотеево» представлены более чем в 24 000 магазинов России.