Новости партнеров , Черноземье ,  
0 

Бесконечность Платонова

Бесконечность Платонова
Взлёты и падения международного фестиваля искусств.

В 2010 году состоялся первый международный Платоновский фестиваль искусств - это был поистине культурный шок. Столько арта Воронеж не видел никогда. Списанные у Авиньонского, у Чеховского фестиваля правила проведения события помогли стать фестивалю полноценным праздником наравне с днём города.

Кульминацией был пятый и шестой фестиваль: «Не забывай меня», «Враг народа», «Кабаре Брехт», «Епифанские шлюзы», «Пьяные», «Крокодил-обманщик / Дидона и Эней» - запомнились воронежским зрителям. Это и неслучайно - апогей комбинации синтеза отечественных и иностранных программ нашёл удачное обрамление на городских площадках и смог рассказать каждому зрителю свою уникальную историю. Поразительно, что сцена воронежского ТЮЗа была главным катализатором проникновения в зрительские души.

Сейчас фестиваль находится в стадии скрытого регресса: упадок прибыли от продажи билетов (в прошлом году билеты были раскуплены за считанные секунды). Ажиотаж растворился на горизонте программ: только три ярких театральных пятна и два музыкальных. В основной программе три спектакля, посвящённых произведениям Андрея Платоновича. Да и то один по мотивам. В среднем за 8 лет в фестивальной неделе было по три спектакля в честь виновника праздника. Я понимаю, что фантастическая сложность внешаблонного восприятия ставила антимаркер автору «Котлована».

Но как ни старалась дирекция фестиваля приучить воронежцев и гостей Черноземья к Платонову и Бутусову, странная дихотомия двух личностей разожгла нешуточный костёр потерянного времени, денег и сил.

Платонова ставили в штыки три года подряд.

Даже камерные «Дураки на периферии» не помогали.
«Ужас, как это смотреть! Это не для провинции!» - такие реплики звучали после спектаклей. А в ответ: «Прочитай!»

Вуаля: на следующий год негодование стихло. Все примирились со сложным языком и полюбили творчество земляка. Доказательством служат спектакли 2014 и 2015 года: трепетный «Платонов. Встреча первая» от Школы - студии МХАТ, музыкальная «Афродита» от Театра «Сфера», неподражаемый «Платоновский вечер» от Александра Филиппенко, революционные «14 красных избушек» от Воронежского Камерного театра.

После спектаклей бывшего художественного руководителя театра имени Ленсовета звучали прежние реплики. Способ чтения не помогал. Здесь уже требовался проницательный ум и трепет перед нестандартным решением. К тому же в 2015 году, пройдя отсев в рамках зрителей, «Кабаре Брехт» открыл вселенную ленсоветовского театрального феномена.

На прочность гостей проверяли и иностранные постановки. Были удачные форматы, привезённые с чеховского фестиваля такие как: «Буря», «Неподвижные пассажиры», «Зимняя сказка». Помимо фестивальных работ воронежской любовью стали перфомансы, привезённые из земли обетованной. Стоит вспомнить прошлогоднюю «Книгу Царя Давида».

Помните, сколько историй было связано с типографией «Коммуны»? Для тех, кто не знает: «Коммуна» - это газета, в которой Андрей Платонов работал в 1920-е годы. Формат был столичный, многим нравился, все искали это здание в тупике улиц. У меня единственный вопрос: почему там нет ремонта? Я никогда не забуду, как многие артисты во время (и после) пресс-конференций, проводящихся в заброшенном здании, говорили, что боятся там долго оставаться из-за обвала штукатурки.

В этом году уже восьмой фестиваль. Многие пошли не охотно, кто-то купил билеты потому что «модно», кто-то пошёл, потому что любит театр. Текущий год сохранил традиции: выездные музыкальные площадки (добавили дамбу Чернавского моста), парад театров. Но в юбилейный год гения Петипа фестиваль не соизволил привезти хотя бы обычную «Баядерку» из Мариинского, которая входит в список номинаций на Золотую маску.

Список «удач» фестиваля:

2011
«Неподвижные пассажиры» - Компания Филиппа Жанти
«Калигула» - Театр Наций
«Рассказ о счастливой Москве» - Театр п/р Олега Табакова

2012
«Жизнь и судьба» - Малый драматический театр - Театр Европы
«Дураки на периферии» - Воронежский камерный театр
«Дядя Ваня» - Театр имени Евгения Вахтангова
«Осень моей весны» - Тбилисский Театр Марионеток

2013
«Педагогическая поэма» - ТЕАТР NO99
«Река Потудань» - «Студия театрального искусства»
«Записные книжки» - «Студия театрального искусства»

2014
«Добрый человек из Сезуана» - Московский драматический театр имени А.С.Пушкина
«14 красных избушек» - Воронежский камерный театр
«Митина любовь» - «Гоголь-центр»
«Иллюзии» - театр «Практика»

2015
«Не забывай меня» - Компания Филиппа Жанти
«Враг народа» - Малый драматический театр - Театр Европы
«Афродита» - Театр Сфера
«Кабаре Брехт» - Театр имени Ленсовета

2016
«Епифанские шлюзы» – Театр п/р. Олега Табакова
«Пьяные» - БДТ имени Г.А. Товстоногова
«Крокодил-обманщик / Дидона и Эней» - Театр «Буфф дю Нор»

2017
«Родина электричества» - Опера Глеба Седельникова
«Царь Эдип» - Театр имени Евгения Вахтангова совместно с Национальным театром Греции
«Странники. Рассказы» - Театр имени Ленсовета
«Книга Царя Давида» - Театр «Гешер»
«Пена дней» - Инженерный театр АХЕ

До встречи в театральных кулуарах!