Новости партнеров , Черноземье ,  
0 

Диалог МСП и власти в формате конференции

Реклама:
Диалог МСП и власти в формате конференции
Владимир Астанин и Денис Хомяк рассказали РБК Черноземье о поддержке субъектов МСП в строительной индустрии, изменениях в налоговом законодательстве, справедливой цене и роли института «общественного контроля»

Собеседниками РБК Черноземье стали председатель совета Союза строителей Воронежской области Владимир Астанин и председатель Ассоциации Малого Бизнеса в Строительстве Воронежской области "МастерГрад", генеральный директор ООО «Айронгост» Денис Хомяк.

- Владимир Иванович, Вы могли бы дать оценку текущему состоянию регионального малого и среднего бизнеса в сфере строительства?

- На сегодняшний день малый и средний бизнес, в особенности малый, переживает очень непростые времена. По многим параметрам можно сказать, что он поставлен на грань выживания. Эта тема беспокоит как представителей малого бизнеса, так и непосредственно Союз строителей, который заинтересован в том, чтобы на нашем строительном рынке сохранялись предприятия разных масштабов, так как в этом залог стабильного развития отрасли и умения выполнять любые заказы, которые существуют на рынке сегодня. Анализируя ситуацию, можно отметить, что по целому ряду позиций добропорядочный малый бизнес, который работает по всем нормам законодательства, к сожалению, не выдерживает конкуренции с теми, кто работает по так называемым «серым» схемам. И в случае, если не будет предпринято серьезных шагов в решении данного вопроса, к сожалению, добропорядочные бизнесмены вынуждены будут уходить в тень, искать схемы обхода законов, скрывать налоги, что не предвещает ничего хорошего и будет лишь усугублять ситуацию.

- Какие важные аспекты в разработке эффективных мер по поддержке субъектов МСП в строительной индустрии Вы могли бы выделить?

- Уже сейчас существуют программы поддержки бизнеса. Однако, что касаться именно бизнеса в строительстве, то он непосредственно связан с условиями участия в торгах. В данном случае, ссылаясь на 44 Федеральный закон и другие законы, которые прописывают условия участия в торгах, малый бизнес стоит на ряду с другими участниками торгов. Никаких преференций, кроме того, что есть малая квота для того, чтобы малый бизнес обязательно был представлен в торгах, специальных условий не имеет. Становится сложнее конкурировать с более крупными предприятиями с одной стороны и с теми, кто работает по «серой» схеме с другой. Причина в том, что малый бизнес не обладает необходимыми оборотными средствами, возможностями банковского кредитования, серьезным залоговым фондом, а это сегодня требуется практически на любой стройке. Сейчас авансы на строительных объектах, коммерческих или бюджетных, практически не выдаются, а значит, малому бизнесу требуется достаточно большой объем ресурсов, материальных и финансовых, чтобы выдержать весь цикл, определенный контрактом, и только в самом конце получить причитающуюся ему оплату. В лучшем случае, оплата будет оперативно переведена, а если возникают какие-либо проблемы, то сроки получения средств могут увеличиться. В связи с тем, что на данный момент официальных мер поддержки строительного бизнеса практически нет, Союз строителей и Ассоциация малого и среднего бизнеса ставят перед собой задачу выработать и предложить нашим органам местного управления и государственной власти перечень тех мер, которые могли бы поддержать малый бизнес в строительстве и не дать ему покинуть рынок.

- Денис Борисович, с какой целью ваша Ассоциация решила организовать первую региональную конференцию малого и среднего бизнеса в строительстве?

- Целей на самом деле много. В эпоху коммуникационных цифровых технологий существует много форм проведения различного рода обсуждений и согласований в электронном формате, однако, ничто не заменит живого общения, когда люди могут встретиться и обсудить актуальные проблемы, вместе найти пути решения этих проблем. На конференции мы планируем поднять ряд важных вопросов. Прежде всего, обсудить положение текущего состояния малого и среднего бизнеса в нашем регионе именно в строительной области. Мы планируем вынести на обсуждение проблемы тендерных закупок, какие риски несет малый бизнес и заказчик. Также важно осветить проблему администрирования. В разных аспектах строительной деятельности они могут быть завышены, а в других аспектах администрирования возможно не хватает.

Конечно, на данной конференции есть цель расширить список деловых контактов, увеличить список членов ассоциации и наладить диалог с правительством, чтобы быть услышанными.

В данном вопросе хотелось бы вынести большую благодарность Союзу строителей за немалую поддержку и помощь в организации конференции.

- Как, по Вашему мнению, повлияют изменения в налоговом законодательстве на малый бизнес в строительстве? Изменения коснутся всех регионов?

- Данные изменения коснутся всех регионов. Основные: повышение НДС, увеличение минимальной заработной платы, и это однозначно повлечет формирование увеличения себестоимости продукта. В связи с этим малый бизнес, производство вынуждены поднимать цены, к чему частный заказчик пока еще вероятно не готов. Данные проблемы мы также планируем поднять в ходе конференции и постараться найти эффективное решение в правильной организации бизнеса в новых условиях .

- Владимир Иванович, расскажите поподробнее о таком понятии, как «справедливая цена». Как оно формируется на строительном рынке в условиях изменения законодательства?

- С одной стороны, можно считать понятие «справедливая цена» достаточно субъективным, у каждого есть свое понимание. Тем не менее есть уже устоявшееся мнение, что справедливая цена, это та цена, которая позволяет бизнесу, участвуя в госзакупках на коммерческих подрядах, получать пусть небольшую, но достаточную прибыль, чтобы предприятие могло развиваться. Сегодня, к сожалению, мы видим ситуацию, при которой малый бизнес в строительстве зачастую работает либо без прибыли, а иногда в убыток, и вынужден это делать, потому что пытается сохранить предприятие и свои коллективы. Но это не может продолжаться бесконечно, потому что каждый раз, генерируя дополнительный убыток, рано или поздно они будут обречены прекратить функционирование. Мы регулярно разрабатываем и предлагаем меры формирования справедливой цены, так как важно и нужно понимать, что малый бизнес очень сильно заинтересован в участии в государственных и муниципальных закупках.

Диалог МСП и власти в формате конференции

- Каким образом можно создать эффективный механизм доступа малого бизнеса к госзакупкам?

- Мы видим, какой большой объем работ делается по капитальному ремонту, по текущему ремонту, по строительству объектов бюджетной сферы. Нужно отметить, что малый бизнес чаще выступает в роли субподрядчика и работает, как правило, на условиях генерального подрядчика. Необходимо создать условия, чтобы генеральные подрядчики не забывали учитывать реальную ситуацию в малом бизнесе. Конкуренция очень высока, и организаций, желающих выполнять данные работы, много. При этой конкуренции, зачастую, падение в ценах таково, что получить прибыль от работ становиться крайне трудно. Необходимо разработать механизм, при котором это падение должно остановиться. Должен быть предел, который позволит получать прибыль малому предприятию, и с другой стороны, не даст возможности из-за чрезмерного падения ухудшить качество выполняемых работ. К сожалению, пока этот механизм разлажен, и предприятие, падая в цене в ходе торгов, позже не может обеспечить должного качества работы. На наш взгляд помимо простых, прописанных в законе вещей, необходимо создание системы общественного контроля со стороны малого бизнеса за своими коллегами, которые выигрывают в торгах и работают на объектах. Это позволит обеспечить отсутствие демпинговых подходов в ходе торгов. Необходимо транслировать власти информацию о реальной ситуации на рынке, чтобы было возможно решить задачу формирования пула добросовестных подрядчиков, которые работают по прозрачным схемам и которые гарантируют в конечном итоге выполнение заказов.

Сейчас существует проблема, добросовестные подрядчики не всегда готовы идти на торги, так как не видят возможности получить прибыль, а так же рискуют в определенных случаях попасть в списки недобросовестных поставщиков и получить санкции. Поэтому справедливая цена сегодня - это самый важный вопрос, решение которого обеспечило бы более активное участие малого и среднего строительного бизнеса в закупках.

- Денис Борисович, на конференции малого и среднего бизнеса в строительстве к обсуждению планируются вопросы о повышении роли института «общественного контроля» в области строительства. Какую роль играет институт «общественного контроля» на данном этапе конкретно в нашем регионе?

- Мы планируем осуществлять общественный контроль в двух направлениях. Сейчас многие воспринимают общественный контроль, как систему регулирования государственных закупок, однако, рынок частных закупок в строительной сфере также огромен и также нуждается в общественном контроле. К сожалению, условия рынка сейчас ведут к глобализации процессов, что создает условия для крупных холдингов более активно демпинговать малые строительные организации. В связи с этим малому бизнесу нужна помощь. Через институт общественного контроля мы планируем предоставлять эту помощь. Огромные холдинги содержат в своей структуре для проведения закупок многочисленный штат сотрудников, который администрирует процесс и воздействует на подрядчика. Это юридические отделы, служба безопасности и прочие. Как правило субподрядчики не имеют возможности содержать такие большие штаты специалистов, в связи с чем им становится сложнее взаимодействовать с крупными организациям. Именно в этом направлении мы планируем оказывать поддержку малому бизнесу и помогать заключать правильные контракты и договоры, соблюдающие интересы обеих сторон.

С другой стороны, общественным контролем мы хотим навести порядок среди организаций, участвующих в госзакупках со стороны именно малого бизнеса. Зачастую многие из организаций позволяют себе не соблюдать условия в части получения специальных лицензий: пожарных, строительных и прочих. Соответственно конкурировать честным фирмам, которые имеют эти лицензии, становится сложнее. У фирм «однодневок» нет этой статьи затрат, они могут выиграть торги, однако на выходе они однозначно выдают некачественный продукт. Это может выражаться в неправильной поставке материалов, сорванных сроках строительства. И наша организация планирует контролировать их в самом начале выполнения подряда и следить за тем, чтобы этот процесс шел в соответствии со всеми нормами, правилами и законами. Мы планируем поднять имидж и конкурентоспособность порядочных членов рынка, представителей малого и среднего бизнеса, повысить качество торгов и выполнения подрядов.

Еще один важный аспект общественного контроля - это разъяснительная работа с игроками рынка. Это связано с тем, что 44 ФЗ максимально администрирует заказчика, и для достижения своих целей он идет на всевозможные уступки при объявлении торгов. Многие воспринимают это как коррупционный подход. На самом деле это делается лишь для того, чтобы достичь конкретного результата. Этот вопрос необходимо обсуждать, чтобы люди правильно понимали. Посредством общественного контроля будет достигаться и эта цель.

- Как наиболее эффективно, по Вашему мнению, организовать диалог малого и среднего предпринимательства и представителей органов власти, если рассматривать именно строительную отрасль?

- Строительная отрасль очень сложная структура, строительство в принципе сложный процесс. Он начинается с того, что заказчик решил провести какие-либо строительные работы, и заканчивается вводом в эксплуатацию. Между этими двумя фазами происходит множество сложных структурированных этапов, в которых требуется помощь и поддержка органов власти.

Наладить контакт между правительством и нами - малым бизнесом, на наш взгляд, возможно через диалоги, в том числе в такой форме, как будущая конференция, где готовы принимать участие структурированный, правильный малый и средний бизнес, открыто заявлять о своих проблемах и актуальных задачах. Не сомневаюсь в том, что власть заинтересована и готова слышать наши вопросы, помогать в их решении.

Алена Звягина