В апреле в Липецке прошел Open Innovations Startup Tour «Цифровой регион» - масштабный проект, включающий в себя конкурс инновационных технологических проектов, а также большую образовательную программу и конференции. Проведение мероприятия стало возможным благодаря работе департамента экономического развития администрации Липецка и МБУ «Технопарк-Липецк». Инновационная площадка технопарка вскоре может стать региональным оператором Фонда «Сколково», открыв новые перспективы для Липецкой области в вопросах развития и поддержки технологических инноваций.
- Пекка, как родилась идея Startup Tour? Ваши впечатления от первого тура?
- Саму модель организации различных стартап-сообществ, подсмотрел в Финляндии. Когда занимаешься стартапом, ведешь свой бизнес, то зачастую не видишь, кто же твой единомышленник – предприниматель, человек, настроенный на ведение бизнеса. Единственный способ познакомиться с такими же людьми, как ты сам, получить необходимую менторскую поддержку, наставничество, обучиться чему-то новому – собраться в одном месте и пообщаться с коллегами «по цеху».
Определенную модель такого стартап-сообщества предлагает Сколково. Это место сбора единомышленников. Но область покрытия этой модели - Москва и Московская область. Поэтому семь лет назад мы решили, что Сколково пора реализовывать свою фактическую миссию - выступать не в качестве территории, а в качестве идеологии. Необходимо доносить эту идеологию до регионов, именно там эта модель будет максимально полезной. Так мы запустили Startup Tour. Конечно, за эти два дня мир не изменится, но разжечь определённую искру мы в состоянии. Одна из главных задач - подтолкнуть местное правительство, стартап-сообщество, университеты в правильном направлении, ускорить развитие технологического предпринимательства и формирование стратап-сообщества в Липецке и Липецкой области.
- Чего не хватает регионам для эффективного развития инновационных проектов?
- Единственное недостающее звено - недостаток коопераций и коллабораций между уже существующими институтами. Говорю не только про Липецк, но и про любой российский город. Так исторически сложилось, что между различными институциями, агентами этого движения, существуют большие «стены». У вас есть университет, технопарк, бизнес-школа, но никакой интеграции между ними нет. Скорее конкуренция - каждый перетягивает одеяло на себя. Это «пилюля», которая отравляет жизнь предпринимательскому сообществу.
В Татарстане в Казани президент Республики Минниханов мотивировал различные институты работать в тесном взаимодейсвтии. То же самое должно быть сделано и в Липецке. Хороший продукт не сводится только к технологической инновации - это сочетание дизайна, специалистов с бизнес-навыками, опытных людей, которые могут выступать «бизнес-ангелами». И, конечно, без технопарка никуда, потому что он предоставляет физические площади.
Итак, все компоненты для успеха у Липецка есть, осталось только их объединить.
- С начала Open Innovations Startup Tour 2019 Вы уже посетили несколько городов. Какие проекты в большей степени оставили положительное впечатление?
- Мы увидели более тысячи проектов, в которых наблюдается сочетание многих компетенций. С одной стороны есть технический специалисты или эксперты, а с другой - бизнес партнеры, которые и создают гармоничную команду.
В проектах впечатляет понимание международной конкуренции. Не любой продукт нужно сразу создавать с прицелом на международные рынки и глобальную конкуренцию. Это невозможно для некоторых компаний в первый, второй или третий год их существования. Но понимание того, что происходит в мире в твоей отрасли - очень важно. Не люблю, когда говорят, что для России этот проект – «и так сойдет». Если продукт подойдет для России, он подойдет и для всего остального мира.
Следующий момент: во многих городах победителями стартап-туров становятся именно женщины. Женщины в инновационном бизнесе, основанном на знаниях, нередко выступают как очень хорошие лидеры. Для организаций, которые, в основном, занимаются промышленными технологиями или военными разработками, женщины не всегда подходят на роль лидеров, редко когда попадают на высокие позиции, потому что там необходимо все «держать в ежовых рукавицах». Что касается хайтек-индустрии, инновационной сферы, где главная суть - объединение команд, разнообразных специалистов, - здесь женщины прекрасно подходят на роль лидеров.
Мы наблюдаем эту тенденцию (женщины – руководители бизнес-проектов, – прим. ред.) не только в России, но и во всем мире. Если вдруг исключить половину населения Земли из бизнес-процессов, то, что остается? Надо выращивать культуру технологического бизнеса. Перестраивание культуры - марафонская дистанция, а не спринтерский забег.
- Отслеживаете ли Вы в дальнейшем судьбу финалистов конкурса, оказываете ли им поддержку?
- Все зависит от региона. В некоторых городах команды дополнительно готовят к финалу. Не знаю, осуществляют ли эту работу в Липецке, но Сколково до начала финалов в Startup Village в Москве собирает команды, дает им возможность подготовиться. Любая компания должна постоянно учиться, меняться, готовиться. Для нее процесс никогда не останавливается. Даже если компания побеждают сегодня в Startup Tour, это не значит, что она должны перестать работать до Startup Village - финала.
- Расскажите о менторской сессии
- В рамках тура проходит несколько видов менторских сессий. Каждый год модель этих сессий меняется. Иногда нам кажется, что стоит осветить вопросы патентования, защиты прав на интеллектуальную собственность, продажи или передачи этих прав. Есть менторские сессии, которые посвящены исключительно вопросу общения с инвесторами и продажам. Я стараюсь на таких сессиях быть максимально прагматичным и конкретным. Рассказываю о себе, как о бизнес-ангеле, что люди могут ожидать, когда начинают работать с бизнес-ангелами.
У многих складывается неверный стереотип об инвесторах. Они считают, что роль инвестора – просто выделить средства. Но в случае со стартапами наилучший инвестор не тот, кто дает деньги, а тот, кто становится полноправным партнером, акционером предприятия, находится в составе совета директоров для того, чтобы помогать советами в стратегическом плане и не только.
В технологическом предпринимательстве проблемы деньгами решаются не так просто. Если бы проблемы технологических предприятий можно было бы «задушить» деньгами, Норвегия и Саудовская Аравия были бы самыми инновационными странами мира. Наличие советника в бизнесе - гораздо важнее, чем деньги. В случае такого взаимодействия выигрывают обе стороны.
- Ваши впечатления от проведения Open Innovations Startup Tour в Липецке по сравнению с другими городами?
- Близость Липецка к Москве – одновременно преимущество и недостаток. Недостаток в том, что люди думают о том, что столица рядом. Но почему там ничего такого не происходит. Например, «эффект Твери». С другой стороны, Липецк принадлежит к европейской части России, связи с Европой лучше налажены, с языком проблем нет, логистика выстроена так, что компаниям проще продавать на Запад. С точки зрения затратной части - зарплаты, жилье, сервис – все это гораздо дешевле, чем в Москве. Это важно, потому что инвесторы не только интересуются прибылью, но и смотрят на затраты. Если они низкие, то конкурентоспособность у локации будет выше. В Липецке, по сравнению с Москвой, Санкт-Петербургом, Екатеринбургом такое преимущество есть.
- Планируете ли Вы проведение Open Innovations Startup Tour в Липецке или других городах Черноземья в следующем году?
- Для меня это уже 92 город в рамках Startup Tour. Философия стратап-туров за эти годы сильно изменилась. Шесть лет назад правительство заставляло регионы принимать нас. Многие не понимали, зачем мы к ним едем, кто мы такие, и почему стартапы - это важно. Однажды в телевизионной программе меня спросили о том, что такое стратап. Времена изменились. Сейчас мы приезжает в те города и области, где нам рады и где нас ждут. Липецк и большинство других городов Черноземья готовы с нами сотрудничать.