За последние десять лет количество розничных продовольственных рынков в стране сократилось более чем в 5 раз, удельный вес продукции, реализуемой по этому каналу сбыта, снизился с 26% до 6%. При этом количество торговых мест на таких рынках сократилось более чем в четыре раза, (до 280 тысяч).
В период с 2006 года и по настоящий момент (после вступления в силу Федерального закона 271-ФЗ от 30.12.2006. «О розничных рынках и внесении изменение в трудовой кодекс РФ»), рынки перестали быть предприятиями, где граждане с небольшим достатком могли реализовывать товар, предназначенный для такого же небогатого потребителя.
Указанные выше цифры – отнюдь не «голая» статистика. Реальные экономические потери государства (в виде снижения уплаты налогов в бюджеты разных уровней) в связи с ликвидацией розничных рынков составят десятки миллиардов рублей в год.
Экспертная группа членов Союза продовольственных рынков России уверена, что обязательное применение контрольно-кассовой техники значительно усугубит ситуацию в отрасли рыночной и ярмарочной торговли и приведет ликвидации отрасли.
На текущее время на продовольственных рынках осуществляют торговлю далеко не представители среднего класса, а преимущественно люди пенсионного или предпенсионного возраста с невысоким уровнем дохода. Для многих из них рыночная торговля – единственный источник заработка. Затраты на приобретение и обслуживание ККТ в такой ситуации - серьезный «удар» для их бюджета. Стоимость одного ККТ без обслуживания составляет порядка 25 тысяч рублей, что достаточно дорого для мелкого предпринимателя и сопоставимо с его месячным заработком.
Кроме того, круглогодичная ярмарочная и рыночная торговля осуществляемая и в сильный мороз и в сильную жару, в независимости от погодных условий попросту не вяжется с имеющимися образцами ККТ. Онлайн-кассы при достижении определенной температуры перестают работать (при температуре ниже 12 и выше 25 градусов).
Абсолютное большинство торговцев на рынках и ярмарках не умеют пользоваться современными онлайн-кассами, не знают где и как их обслуживать.
Следующий важный момент: далеко не во всех районах России можно полноценно использовать ККТ с сим картой одного из мобильных операторов – во многих точках качество связи находится на очень низком уровне.
Вариант с применением Wi-Fi на сегодняшний день также связан рядом проблем. Не все ярмарки и рынки могут себе позволить Wi-Fi покрытие из-за стоимости оборудования и в силу законодательных барьеров. Вместе с тем, расходы на установку Wi-Fi руководство рынков скорее всего окупит за счет увеличения цены за аренду рабочих площадей, то есть за счет предпринимателей.
Существует еще одна серьезная проблема: не применение или ненадлежащее применение ККТ сопряжено со значительным штрафом (хотя зачастую связано с качеством техники и с условиями ее использования). Это делает условия работы мелкого предпринимателя невыносимыми. Прежде всего речь идет об экономической обоснованности розничной торговли на рынке - вся полученная прибыль и дополнительные средства сверх нее будут уходить исключительно на штрафы.
Изменения, связанные с введением ККТ (ужесточение Законов 271-ФЗ и 54-ФЗ), которые должны вступить в силу уже с 01 июля 2019 года, влекут за собой и значительное ужесточение ответственности для тех категорий предпринимателей, которых ранее в законе не было.
Обсуждение на уровне государственных органов власти инициативы привлечения управляющих компаний на рынках и ярмарках к ответственности за неприменение предпринимателями онлайн-касс привлекает серьезное внимание общественности. Роль контролирующего органа для управляющих компаний без соответствующих правовых преобразований не ясна, а существующие гражданско-правовые условия взаимодействия эту роль исключают.
Подобное развитие событий в итоге приведет к серьезным негативными последствиям.
Исчезнет целая отрасль – ярмарочной и рыночной торговли, там - где, малые хозяйствующие субъекты могли бы реализовать качественную сельскохозяйственную продукцию.
Десятки тысяч людей (как физических лиц, так и индивидуальных предпринимателей) прекратят осуществлять предпринимательскую деятельность на ярмарках и рынках страны и пополнят ряды безработных.
Государственный бюджет гарантированно не дополучит значительную сумму налогов.
Кроме того, очевидно снизится конкуренция и эффективность отечественной товаропроводящей инфраструктуры, что повлечет за собой усиление монополизации каналов сбыта и спад качества предлагаемого населению товара.
Важно помнить, что небольшие рынки и ярмарки - это эффективный канал реализации отечественного продовольствия на внутреннем рынке страны. Исчезновение этого канала (рыночно-ярмарочный торговли) может стать серьезной проблемой для экономики отдельных регионов и страны в целом.
Проблема применения контрольно-кассовой техники на продовольственных розничных рынках неоднократно рассматривалась на федеральном и региональных уровнях государственных структур.
Весной в Москве состоялась Всероссийская конференция, организованная Союзом оптовых продовольственных рынков России. В конференции приняли участие руководители Московских рынков, рынков Белгородской и Ростовской области, Татарстана.
По итогам обсуждения этой проблемы были подготовлены и направлены в адрес Администрации Президента и Правительства Российской Федерации предложения по совершенствованию действующего законодательства и предотвращению дальнейшей ликвидации розничных рынков и монополизации каналов сбыта.
Участники конференции сошлись во мнении, что для решения обозначенной проблематики необходимо перенести сроки обязательного внедрения контрольно-кассовой техники минимум на два года.
Такой шаг позволит предпринимателям адаптироваться к новым требованиям законодательства, продолжить и сохранить свой бизнес, связанный с розничной торговлей на рынках и ярмарках.