Новости партнеров , Черноземье ,  
0 

Сергей Евсеев: «Коммерческий потенциал индустриальных проектов не оценен»

Сергей Евсеев: «Коммерческий потенциал индустриальных проектов не оценен»
Директор ООО «ЛИТИКС» - о системных проблемах инвестиционной деятельности в индустриальном секторе России, проекте строительства завода и сложностях, с которыми столкнулась команда в ходе реализации проекта

Справка

Компания «ЛИТИКС» («ЛИТейные Износостойкие Композиционные Сплавы») представляет собой инжиниринговый центр и индустриальную площадку для производства изнашиваемых изделий с длинным жизненным циклом методом литья. Продукция предназначена для оборудования по добыче и переработке минерального сырья из биметаллических сплавов.

ООО «ЛИТИКС» является дочерней компанией ЗАО «Праксис Инжиниринг», созданного в 2011 году в Санкт-Петербурге. Праксис Инжиниринг – инжиниринговая компания. Основное направление деятельности – увеличение жизненного цикла изнашиваемых частей дробильного оборудования.

– Почему вы решили заняться именно увеличением жизненного цикла изнашиваемых частей для дробильного оборудования?

– Есть две основные причины, почему решили заняться данной проблемой. Первая – потребность потребителей. Мы с нашими партнерами Праксис Инжиниринг – выходцы из отрасли электроэнергетики. Потребность пришла из жизни. Для приготовления пылеугольной смеси на электростанциях применяются молотковые мельницы. Это оборудование перерабатывает энергетический уголь в пыль, которая затем поступает в котлы. Рабочим органом таких мельниц являются била – литые изделия из марганцовистой стали весом от 10 до 16 кг. Такое изделие через 300-400 часов эксплуатации практически полностью изнашивается. А значит, машину приходится останавливать и полностью менять изношенные била. Это существенные эксплуатационные затраты: расход била, затраты на замену, простои оборудования, низкая производительность труда и прочее. Повышение жизненного цикла изнашиваемых частей существенно повышает эффективность операционной деятельности данного типа предприятий. Однако, до сих пор рынок не смог предложить более конкурентоспособной продукции, чем марганцовистые стали.

Задача повышения жизненного цикла изнашиваемых изделий (конкретно била для угольных мельниц) в энергетики «стара как мир». И сегодня эта проблема только усугубилась. Основная мировая и российская тенденция последних лет (2010–2018 гг.) – увеличение натуральных объемов добычи и переработки сырья (рост +1,5 % в год) при росте населения на планете (+1,23%). Несмотря на виртуализацию мира и переход в сферу услуг, удельная доля потребления минеральных ресурсов на душу населения неуклонно растет.

По данным наших маркетинговых исследований, в то же самое время, цена на минеральные ресурсы на мировом рынке за аналогичный период стабильно снижается в среднем на 6,7% год. За это время в России произошла существенная девальвация рубля. Мы это снижение цен ощутили в меньшей степени, а иногда в номинальном значении наблюдался даже рост. Общая тенденция однозначна.

Если сопоставить данные тенденции, получаем неоспоримый факт. Все предприятия данных отраслей нацелены на долгосрочную политику снижения себестоимости конечной продукции, большую часть которой составляют затраты на измельчение минерального сырья. Решить эту задачу можно только увеличением жизненного цикла изнашиваемых частей.

Вторая причина – выбор продукта, на который возможно оказать инновационное воздействие с положительным коммерческим результатом. Это самая сложная задача для тех, кто занимается коммерциализацией инноваций. Инновационный продукт часто дороже своего стандартного аналога. Сейчас рыночные механизмы конкурентного отбора достаточно «жесткие». В приоритете конкурентоспособность продукта, а не его инновационность.

Поэтому, если мы говорим об области повышения жизненного цикла, то наиболее подходящими продуктами для изменений являются изделия с минимальными жизненными циклами (год и меньше). К этой категории относятся била и молотки дробилок.

Под коммерциализацией мы понимаем последовательность действий. Это поиск перспективных рынков, формирование образа конкурентоспособного продукта, поиск технологии, адаптация опытной технологии для серийного производства, а также проектирование промышленного объекта.

– Получается, вы сами ничего не изобретали в плане инноваций, только адаптировали

– Формально – да. Мы нашли опытную технологию, которая позволила увеличить жизненный цикл изнашиваемых частей в три раза по отношению к стандартной стали. После стадии промышленных испытаний и конструктивных доработок данная технология была адаптирована под серийное производство.

Отмечу, что данная технология оказалась литейной. Это выяснилось в процессе перебора технологий. Основа нашего проекта – это маркетинговая потребность. Исходя из нее, уже и была подобранна технология.

– Имея высоко прибыльный проект, вам пока не удалось его реализовать. Почему вы до сих пор не нашли финансирование? В чем основные причины?

– Вопрос достаточно серьезный и многофакторный, но я бы выделил следующие моменты.

Первое – это практическое отсутствие коммуникаций между реальными инвесторами и инициаторами реальных инвест-проектов. Поясню данную мысль.

Реальных инвесторов, готовых вкладывать свои собственные деньги в индустриальные проекты – единицы, а так как количество проектов, которым необходимы инвестиции на несколько порядков превышает количество таких инвесторов, то вероятность личного контакта между ними и инициаторами проекта сведена практически к нулю.

Далее следуют всевозможные финансовые структуры имеющие инвестиционный капитал под управлением (фонды, инвесткомпании и пр.). В данном случае, люди, которые принимают решения по инвестированию, вкладывают не собственные деньги, поэтому у них есть свои интересы, иногда диаметрально противоположные целям и задачам эффективного инвестирования, что существенно затрудняет процесс взаимодействия.

Самая большая группа – инвестиционные посредники, большинство из которых просто представляют «инвестиционный спам», блокирующий доступ соискателей к реальным инвесторам или хотя бы к инвестиционным фондам. Я не случайно назвал их спамом. Например, если вы попробуете представить свой проект через интернет или другие доступные каналы, то со 100% гарантией попадете именно на инвест-посредника, задача которого не реализовать ваш проект, а любыми способами на нем заработать.

Второе – неэффективные инструменты коммуникации. Каждая инвестиционная структура просит изложить проект сжато, вплоть до 2-4 страниц. В итоге ничего из этих кратких материалов понять не может, и на этом основании считает проект не перспективным. Так же практикуется беглый анализ по данным интернет источников, что тоже со 100% результатом не может раскрыть коммерческий потенциал проекта. Такие «фильтры» практически исключают возможность качественного анализа проекта со стороны инвестора.

Справедливости ради нужно отметить, что и большинство бизнес-проектов, представленных на инвестиционном рынке, представляют из себя «фейки», так как очень плохо проработаны. Я это говорю ответственно, так как наша компания занимается не только одним проектом, а проводит мониторинг очень большого количества бизнес-проектов, оценивая их потенциал для инвестирования и коммерциализации.

– Получается, с одной стороны инвест-спам, с другой бизнес-фейк. Как двигаться в такой «токсичной» среде?

– Достаточно тяжело. Это главная причина, почему мы до сих пор не нашли соинвестора в данный проект. Замечу, мы говорим об инвестпроектах инновационной направленности или развития новых продуктовых направлений, где в основе лежат либо новые технологии, либо новые продукты. Инвестпроекты по модернизации существующих производств или локализации выпуска продукции более просты для понимания и реализации. Решение данной проблемы очевидное – это проектное инвестирование, а не кредитное, которое существует у нас сейчас.

– Под проектным инвестированием вы подразумеваете инвестирование в качество бизнес-проекта, то есть в те тенденции, на которые он ориентируется?

– Безусловно. Именно ориентация на то, что вы перечислили, плюс к этому команда проекта. У нас же в 99,9% случаев инициатора проекта спрашивают только, что он может дать в залог. Сколько у него собственных денег? Больше «кредитных инвесторов» не интересует ничего. Мы заполняли бизнес-планы для российских и иностранных компаний, конечно, это две разных идеологии. У них во главе угла идея проекта и качество команды проекта, у нас – кредитное обеспечение. Думаю, это самая серьезная проблема. Поскольку генераторы прорывных бизнес-идей в индустриальной сфере, однозначно не имеют требуваемого залогового обеспечения.

– Как можно решить эту проблему?

– Если она и решится, то только эволюционным путем и явно по какой-то другой модели, чем та, американская (финансовая), на которую мы сейчас ориентируемся. Такая модель, где объект инвестирования рассматривается только в качестве финансового инструмента, уничтожает индустриальное производство и в самих США. Мы отслеживаем тенденции по дробильному оборудованию. Могу сказать, что за последние годы в США прекратило существовать много компаний, выпускающих различную дробильную технику очень высокого качества, в том числе и для российского рынка.

Можно выделить еще одну проблему – общая недооценка коммерческого потенциала индустриальных проектов в традиционных отраслях промышленности. Речь идет не только о нашем проекте.

Стратегическое прогнозирование технологического развития в РФ в настоящее время в большинстве своем опирается на концепцию технологических укладов, на основе которой делается прогноз тех областей человеческой деятельности, которые будут наиболее востребованы в ближайшем будущем и наиболее привлекательны для инвестирования: нано-технологии, искусственный интеллект, зеленая энергетика, биомедицинские технологии и пр.

Литейная отрасль (технологическая основа нашего проекта), как и большинство традиционных индустриальных отраслей, не попадает в этот список. А это существенно снижает ее инвестиционную привлекательность, так как большинство инвесторов чутко реагируют на такие посылы.

Данная точка зрения подтверждается данными статистики о сокращении объемов литейного производства в РФ, о закрытии профильных институтов, занимающихся проблемами разработки литейных технологий и литейного оборудования. В «ту же копилку» можно положить данные по официальной статистике финансового состояния литейных предприятий, где средняя рентабельность не превышает 5-8%.

Сейчас на нашем негативном отраслевом фоне мы наблюдаем рост литейного производства в зарубежных странах, в том числе развитых европейских и ежегодный, постоянный рост импорта литейной продукции и литейного оборудования в РФ.

Для пояснения данной темы, разделю понятия «Производство», «Предприятие» и «Отрасль». Недопонимание данного разделения вносит путаницу.

Литейное производство – знания в области изготовления отливок (литейное дело, поставленное на научную основу, - прим. ред.). Это совокупность технологических и организационных способов и методов, позволяющих изготавливать изделия из разнообразных сплавов. Литейное дело вместе с кузнечным и металлургическим является, наверное, одним из самых древних умений человечества (известно более 5 тыс. лет).

Литейное предприятие – организация, производящая литейную продукцию. Литейное предприятие может быть оснащено литейным оборудованием различного уровня сложности, может использовать как прогрессивные, так и старые технологии и методы литейного дела. То есть, уровень литейного предприятия может существенно отличаться от уровня того технологического уклада, во время которого оно осуществляет свою деятельность.

Литейная отрасль – термин из организационных взаимоотношений различных субъектов, имеющих отношение к области производства отливок, а также тех организаций, которые осуществляют инфраструктурные функции. Литейная отрасль имеет национальную принадлежность, и потенциал его развития находится в области государственной политики и самоорганизации литейных предприятий.

Исходя из сформулированных определений, можно сделать вывод: при том процессе глобализации, который в настоящее время определяет тренд экономического развития, даже при негативных тенденциях в национальной отрасли (производстве), те предприятия, в которых руководители видят перспективу, могут достигать самого высокого технологического и организационного уровня, ориентируясь на мировой, а не национальный рынок и беря самое нужное с рынка технологий и современного оборудования для литейной промышленности.

И это относится к любой традиционной отрасли.

Данный вывод подтверждается тем, что за последние годы новые производства открываются во всех традиционных отраслях практически равномерно, без концентрации где-то в одной отрасли.

Вообще, подытоживая данную тему, могу сказать, что наша модель коммерциализации инноваций базируется на трех основных соображениях.

Первое – в данной области должны быть серьезные научные заделы (в литейной российской отрасли они есть) способные выпускать продукцию мирового уровня качества.

Второе – должен существовать емкий внутренний рынок для данной продукции, для того чтобы проводить технологические испытания и продавать продукцию на начальных этапах развития предприятия.

Третье – должна быть нишевая специализация продукции. Цель – мировое лидерство в данном нишевом сегменте. Именно такую цель мы ставим для себя при реализации проекта «ЛИТИКС». И это не бравада, а точный маркетинговый расчет.

- Правильно ли я вас понимаю, что потенциальный инвестор, прежде всего, должен ориентироваться на конкретное предприятие, а не на отрасль в целом?

- Да, непосредственно на предприятии. Но, еще и на команду, а также на объективные тенденции, характерные для конкретного бизнеса.

- И чем в итоге вы можете быть интересны такому инвестору, который поверит в вас?

- Если говорить конкретно про наш проект «ЛИТИКС», то я бы наверное выделил следующее. Первое, это понимание долгосрочных тенденций и попытка следовать в этих же направлениях, что мы считаем более важным, чем получение каких-то «красивых цифр» в финансовой модели бизнес-плана, а именно: удовлетворение потребности потребителей в снижении удельной себестоимости переработки одной тонны сырья; выпуск индивидуальных малых партий продукции, под конкретного потребителя; создание производства, способного пройти международную сертификацию и технический аудит, и как следствие - встраивание в мировую систему разделения труда и понимание того, что лидирующие позиции можно занять только в нишевом сегменте.

Второе – качественная проработка проекта, как с маркетинговых позиций, так и с позиций планирования себестоимости выпуска и объема капитальных вложений (объемы инвестиций составляют 1,8 млрд руб. с периодом окупаемости четыре года). Выбор места реализации проекта – ОЭЗ «Липецк» и степень готовности к реализации проекта – пройдена государственная экспертиза и получено разрешение на строительство.

Третье – страхование коммерческих рисков. Оборудование, материалы и технологии подобраны так, что на данном заводе можно выпускать, в случае необходимости любую литейную продукцию, а не только биметаллическую. В случае необходимости данный завод можно построить в любом другом месте без каких-то серьезных корректировок по смете строительства и себестоимости выпуска (то есть проект легко масштабируется или корректируется).

Четвертое – стратегическая важность проекта для страны. Это реальная возможность обеспечить лидерство России на мировом рынке изнашивающих частей для оборудования по добыче и переработке минерального сырья (увеличение экспорта). Выход страны на лидирующие позиции в области разработки и производства износостойких легированных сплавов (экспорт наукоемких технологий). Благодаря консолидации научного и инженерного потенциала в инжиниринговом центре, и эффективному механизму трансферта инновационных технологий. Создание условия для мировых производителей дробильного и прочего оборудования для локализации производства на территории РФ (решение задачи импортозамещения).

Игорь Титов, Ольга Базелюк