Новости партнеров , Черноземье ,  
0 

Денис Исаенко: «Точная оценка перспектив бизнеса – залог выгодной сделки»

Реклама:
Фото: Руслан Шафигуллин
Фото: Руслан Шафигуллин
Директор воронежского филиала ООО «Балтийский лизинг» – о точках роста отрасли, программах господдержки и операционном лизинге

– Денис Анатольевич, что, на Ваш взгляд, влияло на развитие воронежского рынка лизинга в 2019 году?

– Региональные рынки, как правило, откликаются на основные события отрасли, которые происходят на федеральном уровне. В 2019 году на рынок вновь оказали положительное влияние программы льготного лизинга специальной и колесной техники, которые реализует Минпромторг России. «Балтийский лизинг» в этих программах участвует с 2015 года. В соответствии с их условиями, клиенты уполномоченных лизинговых компаний получали субсидии при покупке авто и техники отечественного производства. Именно в нашем регионе эффект от реализации программ был более чем заметным. На воронежском рынке лизинга спрос на строительную технику за год вырос в среднем на 20-25%. Господдержка – не единственный фактор, обеспечивший такую интенсивную динамику, в значительной мере оживление на рынке произошло за счет строительства социальной инфраструктуры и сельхозпредприятий. Несмотря на то, что в области лишь несколько крупных дорожно-строительных компаний, они привлекают на подрядные работы по ремонту и строительству дорог небольшие предприятия, которые берут спецтехнику в лизинг.

Важно упомянуть факторы, влияющие на развитие рынка в долгосрочной перспективе. Например, в 2019 году на многих промышленных рынках России продолжило укреплять позиции направление импортозамещения. Большим спросом начали пользоваться программы льготного лизинга оборудования. Мы, к примеру, аккредитованы в программе «Лизинговые проекты» Фонда развития промышленности. В соответствии с условиями федеральной программы, бизнесу предоставляются займы под 1% годовых. Эти средства идут на выплату аванса лизинговым компаниям по договорам, предметом которых становится дорогое производственное оборудование. Сумма займа может покрывать от 10 до 90% авансового платежа. Срок, на который предоставляются средства, может достигать пяти лет, но не должен превышать срок договора лизинга. При этом размер аванса, который планирует внести клиент, может варьироваться от 10 до 49%.

– Какой процент в Вашем портфеле занимает транспорт во всех его видах, а какой - оборудование?

– Самым ликвидным имуществом считается легковой и коммерческий автотранспорт. Компания «Балтийский лизинг» работает сразу с несколькими типами имущества. В портфеле воронежского филиала около 50% сделок приходится на лизинг легкового и коммерческого транспорта, другие 50% составляют договоры в сегментах спецтехники и оборудования. Примечательно, что очень часто компании, которые изначально берут у нас в лизинг автомобили, в дальнейшем заключают с нами сделки на приобретение другого вида имущества.

– Высока ли в регионе конкуренция на рынке лизинга? С кем приходится конкурировать – с федеральными компаниями или местными? Как оставаться лидером в этой борьбе?

– Конкуренция большая. За последние годы на региональных рынках России сформировался пул ключевых игроков, в основном, это сетевые федеральные лизинговые компании. Со временем развитые филиальные сети сместили фокус в сторону МСП и стали работать системно и адресно, проанализировали местный рынок и научились оценивать риски сделок с учетом специфики региона. На мой взгляд, выстраивая стратегию конкурентной борьбы, нужно быть лояльней к клиенту, знать его потребности, видеть реальную картину по перспективам бизнеса, чтобы сформировать оптимальное предложение, – это фундамент выгодной сделки. Также важно взвешенно подходить к оценке рисков и наладить стабильные отношения с банками.

– Пользуется ли популярностью в нашем регионе операционный лизинг?

– Пока спрос на операционную аренду не так высок, как на финансовый лизинг, регионы к этому продукту присматриваются. На российском рынке еще имеет силу менталитет собственника, клиент не готов отдавать авто, за которое несколько лет платил лизинговой компании. Но суть продукта в том, что мы лизингополучателя обеспечиваем не только транспортом, но и пакетом дополнительных услуг, в который входит ТО, шиномонтаж, помощь на дороге, мойка и другие опции – все это согласовывается в индивидуальном порядке. В конечном счете, комплексная услуга более выгодна клиенту.

Так ли важно при этом сохранить лизинговое авто после окончания срока договора? Во-первых, ваша машина уже теряет в цене, едва вы получили ключи и выехали на ней из автосалона. А теперь посчитайте, сколько она потеряет еще за три года эксплуатации. Во-вторых, сейчас редко кто пользуется авто больше трех лет, новые модели выходят чаще, дилеры завлекают клиентов скидками и услугой trade-in. И зачем получать авто в собственность, а потом тратить время и силы на его продажу, общение с перекупщиками, которые будут бомбардировать вашу почту предложениями с заниженной стоимостью? Гораздо проще оставить эти заботы лизингодателю, который готов помочь, а также почти сразу подобрать для вас новую машину.

Сейчас наша компания активно популяризирует этот продукт среди своих клиентов. Эффект есть, например, за девять месяцев 2019 года объем нового бизнеса «Балтийского лизинга» (по всей филиальной сети) по сделкам операционной аренды вырос почти в три раза, на 176%. Хотя это, безусловно, эффект низкой базы, и объемы пока не сопоставимы с финансовым лизингом. В этом направлении есть перспектива. Даже если судить по этапам развития лизингового рынка в Америке и Европе, которые мы в той или иной мере повторяем в России, можно сказать, что наши клиенты через несколько лет будут видеть в оперативном лизинге привычный и удобный инструмент. Западные коллеги начали практиковать такой механизм несколько десятилетий назад, у нас продукт стали продвигать сравнительно недавно, неудивительно, что сейчас нет таких объемов по договорам. Но наша компания системно движется к этому.

– Подводя итоги года, какой Вы можете назвать наиболее прибыльный сегмент лизингового рынка?

– Наиболее популярный для нас сегмент – это транспорт. Так, по итогам девяти месяцев, лидером по объему нового бизнеса в портфеле воронежского филиала стал грузовой транспорт (32,8%), второе место занимает строительная и дорожно-строительная техника (28,5% от общего объема), а на третьем месте расположился сегмент легковых авто с долей в 19,2%. По статистике всей филиальной сети, автотранспорт также возглавил список наиболее востребованных типов имущества с результатом 62,2% от общего объема нового бизнеса.