В текущей ситуации закрытия границ и тотального карантина особую важность имеет возможность российского производителя обеспечить бесперебойную поставку продукции на полки магазинов. Липецкий «Агроном-сад» входит в ТОП-10 производителей товарного яблока в России. В последние годы компания активно наращивает производство яблока и готова обеспечить поставки качественного продукта для российского потребителя.
В 2019 году ООО «Агроном-сад» отпраздновало свое 90-летие. Еще в 2012 году это было убыточное и близкое к банкротству хозяйство. Однако с приходом частного инвестора в 2013 году компания постепенно превратилась в динамично развивающееся современное садовое хозяйство с общей площадью земель – 5,4 тыс. га, включая около 2 тыс. га садов, из которых около 800 га – это высокоинтенсивные современные сады.
Сегодня ежегодный объем производства достигает порядка 30 тыс. тонн товарного яблока в год. Ассортиментная матрица насчитывает более 60 сортов. «Агроном-сад» выращивает как традиционные российские сорта – Богатырь, Жигулевкое и Антоновка, так и яблоки, входящие в международную ассортиментную матрицу, например, Гренни Смит, Хани Крисп, Ред Чиф, Лигол, Лобо и прочие.
С 2018 года команда совместно с международными экспертами реализует долгосрочную стратегию развития бизнеса. Она предусматривает рост производства товарного яблока до 75 тыс. тонн урожая к 2023 году за счет инвестирования в развитие интенсивного садового хозяйства, расширения площадей сада, создания новой поддерживающей инфраструктуры сада и возрождения традиций садоводства. Стратегией также предусмотрено развитие смежных сегментов бизнеса, включая развитие промышленного выращивания ягодных культур.
По словам контролирующего владельца компании Ольги Белявцевой, фокус сделан как на развитие и расширение сада, так и на максимизацию эффективности бизнеса. Суммарные инвестиции в развитие «Агроном-сад» составят более 6 млрд рублей. Такой амбициозный план требует не только существенных финансовых инвестиций и времени, но и глубокой трансформации бизнес-процессов компании и внедрение современных технологий садоводства, учитывая особенности российского яблочного рынка.
Начав путь трансформации и роста несколько лет назад, сегодня компания готова обеспечить бесперебойную поставку качественного яблока на полки российских магазинов.
«Мы готовы обеспечить качественным предложением свежих яблок российского потребителя. На нашем современном фруктохранилище в настоящее время находится около 2 тыс. тонн свежего яблока», – комментирует ситуацию гендиректор «Агроном-сад» Андрей Ковалев.
Самостоятельно начав инвестиции в строительство фруктохранилища в 2018 году, осенью 2019 года «Агроном-сад» смогли ввести в эксплуатацию первую очередь хранилища. Общий объем инвестиций в проект составляет более 1,6 млрд рублей. Новый комплекс общей площадью 108 тыс. кв. м. должен быть полностью введен в эксплуатацию к 2026 году. Он будет включать современные зоны экспедиции, калибровки, упаковки и хранения продукции. Общая вместимость холодильных камер составит 50 тыс. тонн – это будет самое современное фруктохранилище в Центральной России. Особое внимание при проектировании комплекса уделено обеспечению экологической и биологической безопасности. Проект предусматривает внедрение передовых технологий калибровки и хранения яблок и использование современного оборудования.
Компания активно развивает сотрудничество с ведущими международными специалистами в области хранения яблока. По мнению операционного директора «Агроном-сад» Алексея Волочая, современное новое фруктохранилище уже в этом сезоне позволило компании максимально долго сохранить свежесть и товарное качество яблока и эффективно управлять запасом продукции. В текущей рыночной ситуации, когда многие страны закрыты на карантин, а вопрос импортных поставок может еще долго быть в неопределенном статусе, становится очевидным важность развития и поддержки отечественного производителя и инициатив реализации столь масштабных проектов, какой воплощает в жизнь «Агроном-сад».
По официальным данным, сейчас в России действуют фруктовые хранилища всего на 200 тыс. тонн при потребности как минимум в 600 тыс. тонн. Современные хранилища с регулируемой газовой средой и холодильниками строят, в основном, крупные производители и агрохолдинги, имеющие возможность вложить существенные инвестиции или обладающие доступностью к длинным и дешевым финансовым ресурсам. В среднем строительство современного фруктохранилища требует инвестиций 60-70 млн рублей на 1 тыс. тонн хранения. Это неподъемные для многих отечественных производителей средства. Тем не менее, с 2018 года «Агроном-сад» самостоятельно реализует такой масштабный проект, понимая стратегическую важность подобной собственной инфраструктуры. Сложившаяся в мире ситуация подтверждает необходимость развития подобных проектов в России.
Как отметила Ольга Белявцева, становление и развитие эффективного высокоинтенсивного сада частным инвестором в России является супер-задачей, при этом важность наличия отечественного производителя, готового обеспечить бесперебойную поставку качественной и свежей продукции особенно ощущается в такие моменты времени, как сейчас. Именно поэтому для реализации всех задач и вопросов как «Агроном-сад», так и отрасли в целом необходимо своевременно и в достаточном объеме обеспечивать господдержку бизнеса, предоставить доступ к необходимым объемам долгосрочного льготного банковского финансирования, а также оказывать помощь в строительстве инфраструктуры (дорог, доступ к электричеству и воде). Важным фактором успешного развития садоводства в России также является технологическая и методологическая поддержка отечественных производителей. Компания активно привлекает лучших международных специалистов по выращиванию яблонь – каждый сорт яблока особенный, а с учетом климатической зоны и местоположения этот вопрос особенно актуален для «Агроном-сада».
Вместе с тем, аналитики рынка констатируют о системном отставании показателей эффективности российских производителей от общемировых, в том числе ввиду недостаточности технико-технологической обеспеченности отрасли и высокой себестоимости производства, связанной в основном со значительной долей импорта и валютным давлением на расходную часть.
Так, средняя урожайность в России сегодня – 30-40 тонн/га против 55-65 тонн/га в мировой практике. Отмечается высокая зависимость промышленного производства яблонь от импортного посадочного материала как одного из существенных факторов, влияющих на скорость и качество закладки интенсивного сада. На закладку промышленных садов в России ежегодно требуется более 20 млн саженцев. По различным оценкам в России производится порядка 10-13 млн саженцев различных культур, а импорт составляет львиную долю рынка в яблочной отрасли. В дополнение к зарубежным саженцам давление на себестоимость также оказывает высокая доля валютной составляющей в текущих расходах и в прочих капиталовложениях, необходимых при закладке и последующем уходе за садами (шпалерные системы, системы орошения и другие). Сегодня «Агроном-саду», как и всему российскому рынку, приходится закупать у зарубежных поставщиков практически всю технику и инструменты по уходу за интенсивным садом, а также порядка 75% необходимых средств защиты растений. Полностью нивелировать эту проблему еще долго не удастся. Однако уже сейчас компания точечно подходит к вопросу минимизации валютного давления на себестоимость – выстраивает долгосрочное сотрудничество с ведущими питомниками и производителями сельскохозяйственной техники и инвентаря. Кроме того, производит доращивание саженцев на мощностях собственного питомника в Краснодарском крае.
К новому сезону «Агроном-сад» заранее подготовился: к посадке планируется более 400 га интенсивного сада, в основном это клубные и международные сорта. Саженцы были закуплены два года назад у ведущих европейских питомников. В начале марта компания успела ввезти все заказные на этот год деревья в Россию, успешно пройти ветеринарный и санитарный контроли, шпалера и сетка ожидают новых посадок, земля подготовлена, системы орошения развернуты. По словам Андрея Ковалева, компания полностью готова к новому сезону, в котором ожидают дальнейший рост производительности нового интенсивного сада, а значит и увеличение предложения российскому потребителю.
В плане предпродажной подготовки и упаковки яблок российские производители только в начале пути, считает Андрей Ковалев. Около 50% производителей фруктов, строящих или планирующих к строительству собственные хранилища, сразу ориентированы и на предпродажную подготовку (мойка, сортировка, калибровка, упаковка) фруктов. В работе с крупными розничными сетями по современным каналам сбыта ключевым фактором успеха становится товарное предложение яблока, упаковочное решение и брендирование продукта. В прошлом году «Агроном-сад» обновил свой бренд – персонаж ежика с зеленым и красным яблоками выбран ключевой темой маркетинговых компаний. На новый сезон компания готовит существенное расширение упаковочных решений, разработан алгоритм взаимодействия с крупными розничными сетями, активно расширяется взаимодействие с региональными сетями, дистрибьюторами, представителями сегмента HoReCa и онлайн платформами. Развитие отношений с онлайн игроками становится для «Агроном-сад» важным фактором успеха в текущее время.
«Сейчас важно максимально адаптировать упаковочные решения под онлайн сегмент и расширить взаимодействие с интернет каналом. С учетом современной сортировочной линии и наших расширенных возможностей по упаковке, мы можем гибко и быстро адаптироваться к новой ситуации на рынке. С нового сезона сможем не только хранить, сортировать и упаковывать свою продукцию, но также и сотрудничать с другими российскими производителями яблока, не имеющими собственных фруктохранилищ. Это позволит поставлять большие объемы российского яблока в зимне-весенний период, и не уступать дешевым западным аналогам вне сезона летом и ранней осенью», – пояснил директор по продажам «Агроном-сад» Игорь Репин.
В течение семи лет «Агроном Сад» планирует войти в ТОП-3 российских производителей товарного яблока и стать одним из самых современных яблочных хозяйств не только в России, но и в рамках европейского масштаба. Сейчас компания в пилотном режиме развивает проект по выращиванию органического и био яблока. Первые лабораторные исследование листьев и яблочных плодов успешно проведены в Европе в прошлом году.
В нормальных условиях отечественные садоводы обеспечивают только 55% потребностей страны. Согласно данным Плодоовощного союза, потребление яблок в России в 2019 году составило около 1,8 млн тонн, что является максимумом с 2013 года. Чтобы покрыть дефицит из других стран необходимо ежегодно завозит более 600 тыс. тонн плодов. В условиях текущей рыночной ситуации стратегически важным будет являться полномасштабная программа поддержки развития отечественных производителей яблока, включая стратегии развития яблочного производства «Агроном-сад», а также входа на смежный рынок ягод. Сегодня компания уверенно констатирует возможность обеспечить качественным яблоком российского потребителя. «Агроном-сад» видит в текущей ситуации прекрасную возможность для себя и прочих российских производителей стать ближе и роднее для российского потребителя.