Новости партнеров , Черноземье ,  
0 

Дмитрий Ендовицкий: «Приоритет в нашем бюджете – человек»

Реклама:
Фото: пресс-служба ВГУ
Фото: пресс-служба ВГУ
Ректор Воронежского государственного университета Дмитрий Ендовицкий рассказал о новом дистанционном формате работы, регламенте промежуточных испытаний для студентов и ценах на обучение в 2020 году

– В каком режиме сейчас работает Воронежский госуниверситет?

– Университет находится в режиме самоизоляции. Работает административно-управленческий персонал, причем на полноценной загрузке задействовано 20% штата. Работают деканаты в очень ограниченном количестве. Впереди сессия, итоговая промежуточная аттестация – госэкзамены, все собираемся проводить в онлайн-режиме. Мы допустили секретарей госкомиссий и деканата, чтобы они, соблюдая санэпидемнормы, приступили к обучению учителей и студентов, а также приготовлению технического оснащения.

– Известно, что карантин вскрыл правовую коллизию: дистанционное образование есть, но юридического статуса у него нет. Как ректорат планирует решать вопрос? Вы вышли на диалог с региональными и федеральными ведомствами?

– Здесь нет коллизии. Если это интерактив – студенты и преподаватели видят друг друга в интернете на платформе Moodle или Zoom, это считается очным образованием. Когда используются удаленные формы общения без интерактива – то, конечно, другое. Например, преподаватели отправляют тестовое задание на почту, и студенты через время отвечают на него – это образование заочное.

После заседания Ассоциации вузов центра России приняло участие порядка 40 вузов, мы убедились, что в сотни раз увеличилось количество электронных курсов. Вузам в авральном режиме пришлось входить в цифровое поле, большое количество преподавателей в этот момент не обладали необходимыми компетенциями. Сейчас проблема устранена во всех вузах ЦФО. Нагрузка на преподавателей возросла в два раза. В офлайне раньше как было? Читали лекции, обсуждали и расходились. Теперь практикуется индивидуальный подход к студентам. Играет роль скорость интернета, большой объем работы выполняется в вечернее и даже ночное время. Физически и морально стало одинаково тяжело студентам и преподавателям.

Мы понимаем, что у всех разные возможности по техоснащнению и соответствующим девайсам – микрофон, камера и прочее. В середине апреля дали директиву факультетам – изучить возможности студентов, и те, кто не имел компьютера, при соответствующих юридических документах могут получить университетское оборудование в пользование. Также мы собирали информацию, какие проблемы с микрофонами и камерами возникали. С учетом того, что нам требуется дополнительно закупить серверное оборудование, плюс оптовая комплексная закупка девайсов для нормального дистанционного общения: подготовили соответствующее техзадание на торги суммой в 10 млн рублей. Третий шаг – проведение промежуточных испытаний внутри университета для людей, у кого отсутствует интернет или его качество слишком низкое.

– Как Вы относитесь к дистанционному образованию? Велик ли шанс, что этот способ обучения вытеснит традиционный?

– Никогда это не заменит очной формы обучения. Никогда не научишь онлайн пользоваться скальпелем или чашкой Петри. Не научишь харизматичности адвоката и юриста. Самое дорогое и качественное образование в ведущих университетах мира дается офлайн, а дистанционные формы обучения лишь дополнительный инструмент. Занятия, которые действительно дают знания, должны проходить в стенах вуза.

– Как долго студенты могут продержаться на «удаленке» без критичной потери качества знаний?

– Для всех университетов РФ главная задача, поддерживая качество образования, сохранить контингент. Чтобы студенты не заболели, не разбежались, не уходили из вуза. Если эпидемобстановка позволит, мы постепенно перейдем на классические формы подготовки студентов. Мы видим колоссальный технологический прорыв в вузе. Теперь для преподавателя одна из обязательных компетенций – владение технологиями дистанционного обучения.

– И Вы видите результаты?

– Накапливается усталость от нагрузки, моральная в первую очередь. Живое общение – это удовольствие.

– Как Вы оцениваете экономические потери с начала пандемии (с начала марта и до конца мая) и на сегодняшний момент? На чем приходилось экономить?

– Мой прогноз, исходя из кризисного состояния в экономике, состоит в том, что вузы недосчитаются внебюджетного дохода 30-35%. Это большие выпадающие доходы. Зарплату надо платить и выполнять Майские указы президента о среднем уровне заработных плат учителей. Пострадают ремонт, система безопасности, академическая мобильность (командировки), закупочная деятельность нового оборудования для научных исследований.

Первая тенденция – риск заражения или повторной волны сохранится и осенью. Уменьшится образовательная миграция в Москву, следовательно, больше детей останется в регионах. Столичные вузы уже волнуются по этому поводу. Это касается также соотношения цены и качества, мало кто захочет в год платить 450 тыс. рублей. Чистая покупательная способность, которая снижается из-за сократившихся доходов россиян. Кроме того, высшее образование не признали отраслью, пострадавшей в условиях пандемии, что было ошибкой. Во-первых, студенты и преподаватели – самая политизированная часть населения. Во-вторых, мы и раньше не ощущали большого благоденствия из федерального центра. Образование должно быть признано системообразующей отраслью, которой надо помогать.

– Все бюджетные работники получали зарплату в нерабочие дни? Откуда на эти нужды брал деньги ВГУ? Университету удалось избежать сокращений?

– Два года на выход из кризиса закладывает бизнес. Бюджетники будут жить, возможно, небогато. Мы выплачиваем полноценно зарплату, не снижая даже стимулирующие выплаты. Увеличиваем социальную поддержку студенчества через гранты, программы, стипендии. Поменяли бюджет колоссально, приоритет в нем – человек.

– Каковы прогнозы на поступление абитуриентов? На сколько, и будут ли урезаны бюджетные места?

– Сокращения бюджетных мест не будет. Будет ли работать заверение правительства РФ в 2021-2022 году не сокращать бюджетные места – мы не знаем. Уменьшить стоимость обучения мы не можем – необходимо платить ЖКХ, организовывать дистанционное обучение. Буквально 18 мая вышел приказ главы Минобрнауки Валерия Фалькова о том, что стоимость обучения не должна быть меньше нормативов госзадания. Снижать цены ниже уровня 2019 года нельзя. Облегчить финансовое бремя для коммерческих студентов мы предлагаем тремя способами: платить за обучение раз в год, раз в семестр и раз в месяц. Не стоит недооценивать механизмы льготного образовательного кредитования.