С 1 июля все субъекты РФ получили право вводить налог на профессиональный доход (НПД) для самозанятых. Сегодня новый налоговый режим действует практически во всех российских субъектах, в том числе и в Тамбовской области.
Режим НПД распространяется на граждан, которые оказывают платные услуги без привлечения наемных работников. При этом самозанятые, работающие по такой системе, уплачивают налог по ставкам: 4% в отношении доходов, полученных от физических лиц, и 6% в отношении доходов, полученных от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Им не требуется подавать налоговые декларации, делать обязательные взносы в Пенсионный фонд и на обязательное медицинское страхование.
Региональный Центр «Мой бизнес» проводит в Тамбове цикл бесплатных разъяснительных и обучающих мероприятий для самозанятых граждан региона в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Для этого привлекаются ведущие региональные и федеральные бизнес-эксперты в различных областях.
Сегодня бизнес-тренер, коуч, руководитель Центра бизнес-обучения Make Sense Светлана Мишина в интервью РБК Черноземье рассказала о преимуществах нового налогового режима, о том, кто может получить статус плательщика НПД, а также какие компетенции должен иметь человек, который планирует стать самозанятым.
— Светлана, давайте определимся с понятием, кто такие «самозанятые»?
— Если говорить с правовой точки зрения, такого определения как «самозанятость» в налоговом законодательстве нет. В федеральном законе это называется плательщик налога на профессиональный доход (плательщик НПД). Самозанятость это уже наше устное народное творчество, которое отражает суть явления. Это граждане, которые самостоятельно создают и реализуют товар или услугу. К ним можно отнести репетиторов, программистов, парикмахеров, мастеров маникюра, одним словом все тех, кто сегодня работает на себе.
— Какие преимущества получает плательщик налога на профессиональный доход?
— Специальный налоговый режим дает возможность легально вести бизнес. Свободно предлагать и продвигать свои услуги. У человека сразу включается бизнес мышление и ответственность за свое дело. Сейчас рынок огромный и покупателю не все равно у кого приобретать тот или иной товар. При наличии официального статуса можно открыто работать как с физлицами, так и с предпринимателями и компаниями.
По-моему мнению, по мере развития своего дела у самозанятых больше перспектив в дальнейшем перейти в категорию малого и среднего бизнеса. Как правило, когда человек выходит из тени и начинает работать официально, у него включается готовность к масштабированию своего бизнеса. Законом установлен лимит по доходу в размере 2,4 млн рублей в год. Но, уже сейчас очень много людей, которые работают на пределе этой суммы и зарабатывают в год от 2 до 2,5 млн рублей. Самозанятость — это хорошая стартовая площадка для развития более крупного бизнеса.
С 8 июня самозанятые граждане приравнены к субъектам МСП. Теперь на них полностью распространяются такие же меры господдержки, которые сегодня получает малый и средней бизнес. Они могут претендовать на льготный лизинг, льготное кредитование, аренду муниципального имущества по льготным ставкам, участвовать наравне с предпринимателями и юрлицами в госзакупках и другое.
— Чем статус самозанятого удобнее ИП?
— По сравнению с ИП налог на профессиональный доход дешевле. Предприниматели обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное медицинское и пенсионное страхование независимо от того, какой объем дохода получили, в том числе осуществляли ли они деятельность или нет. Самозанятые граждане освобождены от уплаты страховых взносов. Также они не уплачивают налог, если не получили доход от деятельности.
Еще одно преимущество нового налогового режима является отсутствие отчетности в налоговые органы и обязанности применять контрольно-кассовую технику. Нужно лишь установить мобильное приложение «Мой налог» на электронное устройство (смартфон, планшет или компьютер). В нем вы формируете чек после каждой продажи. Вы сможете выдать его покупателю, как в электронном, так и в бумажном виде. Причем ходить в налоговую инспекцию не нужно.
— Сколько россиян уже воспользовались новым налоговым режимом?
— Впервые налоговый режим для самозанятых был запущен в стране с 1 января 2019 года, как пилотный проект в Москве, Московской и Калужской областях, а также в Татарстане. С начала 2020 года он был распространен еще на 19 регионов, а с 1 июля доступен всем российским регионам. Так, на 1 января этого года число зарегистрированных самозанятых достигло порядка 300 тыс. человек, на 1 июля уже более 700 тыс. человек. Сейчас количество таких людей растет практически по экспоненте.
— На Ваш взгляд, в текущих экономических условиях выгодно ли переходить в самозанятость?
— Да, если речь идет о том, что человек выходит из теневого сектора экономики. В стране по неподтвержденным данным приблизительно 25 млн человек занимаются подработкой. При этом не регистрируют свое дело. Понести наказание за незаконную предпринимательскую деятельность можно даже и с небольшим доходом.
Сегодня серый сектор экономики отследить технически легко. Почти 70% населения преимущественно пользуются безналичным расчетом. Если у человека каждый день поступают платежи с различных банковских карт, со временем этого вызовет много вопросов со стороны госорганов.
Заплатить 40 рублей с одной тысячи гораздо проще, чем штраф в 40 тыс. рублей. Налоговые ставки по новому режиму достаточно оптимальные — 4% с доходов, полученных от работы с физлицами, и 6% – с доходов от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Тем более в законе оговорено, что до 31 декабря 2028 года ставки меняться не будут.
— Какие нюансы стоит учесть тем, кто планируют зарегистрироваться в качестве самозанятого?
— Первое, на что следует обратить внимание, соответствует ли конкретный вид деятельности требованиям закона. Самозанятые граждане могут заниматься практически любой деятельностью, не связанной с наймом лиц на работу и продажами как таковыми. Продавать можно только продукцию собственного производства. Купи-продай бизнес в любом виде не подходит. Еще есть категория налогоплательщиков, которые не могут стать самозанятыми, например, муниципальные служащие.
Кроме того, стоит детально изучить, какие нормативные акты регламентируют вашу деятельность. К примеру, водитель такси хочет перейти в самозанятые. Но, чтобы получить лицензию на такси, нужно иметь либо ООО, либо ИП. Поэтому таксисты вынуждены работать под лицензией операторов, являющихся юрлицами. Сейчас в «Яндекс такси» большинство водителей уже оформлены как самозанятые. Однако оказывать услуги по перевозке самостоятельно они не могут.
Важный нюанс, который нужно учесть — налог уплачивается со всей суммы дохода. Расходы при расчете НПД не учитываются. Так, если парикмахер заработал за стрижку одну тысячу рублей. С данной суммы он и заплатит налог. Затраты на аренду и расходные материалы не вычитываются. Это не подводный камень, а просто положение закона. Именно это изначально лучше понимать.
Кстати, сразу хочу развеять миф о том, что банк самостоятельно будет списывать налог со всех поступлений с карты клиента. Это не так. Какой доход вы укажите за месяц в приложении «Мой налог», исходя из этой суммы, вам и рассчитают налог. Самим подсчитывать ничего не придется. Много людей уже пытались поймать программу на ошибках — не получилось. Считает все правильно.
— Как самозанятым нужно правильно рассчитывать свой доход для уплаты налога?
— Налог будет рассчитываться исходя из той суммы, которую плательщик самостоятельно отразит в приложение «Мой налог» как продажу. На карту поступило 10 тыс. рублей, например от друга и 5 тыс. рублей оплата за услугу. Вы отражаете только последнюю сумму. Все такие платежи нужно вносить до 9 числа следующего месяца. Программа автоматически рассчитает налог к уплате за предыдущий месяц, которую необходимо будет перечислить до 25-го числа.
— По Вашему мнению, какими компетенциями, прежде всего, должен обладать человек, который хочет стать самозанятым?
— Первое, это лидерские качества. Что это значит? Умение управлять своей жизнью, мыслить, как бизнесмен. Также важно понимать, что ты несешь ответственность за свое дело, ты не пасуешь перед проблемами, а ищешь способы их решать.
Вторая — уметь ставить цели. Часто на своих тренингах я задаю слушателям вопрос: «Зачем вы создали своей бизнес, цель вашего бизнеса?». И получают ответ — выживать. Когда мы ставим цель выживать, то никогда не заработаем на достойный уровень жизни. Мы будем именно выживать. Поэтому надо уметь правильно ставить цели.
Третья компетенция — управление личным временем. По сути самозанятый— он жнец, певец и на дуде игрец. Он самостоятельно производит товар или услугу, продает ее и продвигает на рынок. При этом ему нужно еще и грамотно вести свои финансы. Также очень важный навык для самозанятых — владение деловой коммуникацией, искусством проведения переговоров. И еще один момент — умение принимать сразу много решений.
— Какой бы Вы совет дали самозанятым как бизнес-тренер?
— Для начала изучить правовое поле и освоить необходимые деловые компетенции. Самое главное включить бизнес мышление. Теперь я — предприниматель. Официальный статус дает понимание, что пусть это еще микро, но уже свой бизнес.
Тем более зарегистрироваться в качестве самозанятого достаточно просто. Не нужно никуда ходить. Необходимо только скачать на телефон приложение «Мой налог», внести свои паспортные данные и отправить селфи. При этом зарегистрироваться и сняться с учета можно в любой момент, лишь нажав кнопку на телефоне.
Справка
Губернатором Тамбовской области Александром Никитиным 3 августа 2020 года подписан закон №514-З о введении на территории региона специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». Документ опубликован 4 августа 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации администрации области и вступил в силу 4 сентября. Новый налоговый режим могут применять физические лица и индивидуальные предприниматели, которые получают доход от деятельности и не имеют наемных работников. При этом годовой доход не должен превышать 2,4 млн рублей.
Получить такой статус могут тамбовчане, которые оказывают парикмахерские, репетиторские, косметологические, фото и видео услуги, сдают в аренду собственное жилье, консультируют по юридическим вопросам, осуществляют ремонт, торгуют собственными изделиями ручной работы и другое.
В 2020 году для всех зарегистрированных самозанятых, в том числе для тех, кто только встанет на учет, предусмотрен дополнительный налоговый капитал в размере одного МРОТ— 12 130 рублей. Он может быть использован для уплаты будущих налогов. Вычет получат все граждане, которые зарегистрируются в статусе самозанятых до конца этого года.
По данным УФНС России по Тамбовской области с 4 по 10 сентября 227 тамбовчан зарегистрировались в качестве самозанятых.
Получить бесплатную консультацию по вопросу регистрации в качестве самозанятого жители региона могут в Центре «Мой Бизнес» по адресу ул. К.Маркса, 130 (деловое пространство «Геометрия бизнеса»). Кроме того, на площадке центра самозанятым гражданам доступны образовательные, консультационные и имущественные меры поддержки в рамках реализации нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».