Новости партнеров , Черноземье ,  
0 

«Выпускник ЛГТУ, получив диплом, займется собственным бизнесом»

Реклама:
Павел Сараев (Фото: Владимир Башмаков)
Павел Сараев (Фото: Владимир Башмаков)
Ректор ЛГТУ, доктор технических наук Павел Сараев ― каким приходит университет к своему 65-летнему юбилею

Липецкому государственному техническому университету в ноябре текущего года исполнится 65 лет. По человеческим меркам — возраст приличный, порог старости. Но для университета, старейшим из которых уже почти тысяча лет, это детство, начало академической биографии.

― Соглашусь, что 65 лет для университета не возраст, тем не менее, эти детские годы не были простыми. Наш институт, точнее вечерний факультет Тульского механического института организован в Липецке приказом Министра высшего образования СССР от 01.11.1956 года. На первый курс двух его специальностей: «Технология машиностроения, станки и инструменты» и «Машины и технология литейного производства» поступили 125 человек. У института в то пору не было своего здания: занятия проводились в средних школах №10 и №31 в поселке Липецкого тракторного завода. А статус государственного технического университета наш институт получил в 1994 году.

― Павел Викторович, какова численность студентов ЛГТУ сегодня?

― Без малого 7 тысяч. В структуру университета входят два института: металлургический и машиностроения, семь различных факультетов, четыре из которых технического профиля, включая факультеты гуманитарно-социальных наук и права, экономический и заочный, университетский колледж и научно ― исследовательский институт.

― Сколько новых студентов планируете принять в этом году?

― Приемная кампания 2021 года в ЛГТУ стартует 17 июня. Университет готов принять на бюджетной основе 175 первокурсников по программам среднего специального образования, 85 ― по направлениям специалитета, 707 ― по направлениям бакалавриата очной и очно-заочной форм обучения.

― Как ЛГТУ смотрится в рейтингах? Насколько значимы для вас места, занимаемые в рейтингах?

― В этом году мы вошли в мировой ежегодный рейтинг Round University Ranking (RUR), оценивающий эффективность 1150 ведущих университетов из 85 стран мира. Среди них 95 российских университетов, в том числе семь из Центрального Черноземья. И хотя мы занимаем место не в первом десятке, и даже не в первой сотне, а находимся на 787 месте, попадание в мировой рейтинг говорит о многом: о нас знают, за нами и нашей работой, в хорошем смысле этого слова, следят, нашу работу оценивают.

― По каким критериям оценивается эффективность работы университета?

― Рейтинги RUR основаны на InCites ― системе оценки и сравнительного анализа от медиакомпании Thomson Reuters, используемой для научных исследований. Оценка проводится по 20 показателям, объединенным в четыре блока: качество преподавания (40% итогового ранга), качество исследований (40%), международное сотрудничество (10%) и финансовая устойчивость (10%). При составлении рейтингов учитывается мнение глобального экспертного сообщества, определяющего международную репутацию университета. Само по себе попадание в рейтинг уже говорит об эффективности работы университета и верности стратегии развития, выбранной нами.

― За 65 лет работы в ЛГТУ образовалось более тридцати научных школ. Какие из них наиболее значимы и принесли вузу известность?

― Исторически развитие наших научных школ было связано с машиностроением и металлургией. Но самая известная из них связана с прокатным производством. Очень сильны позиции нашей школы математического моделирования, в которой нередко сходятся интересы научных школ самых разных направлений, к примеру, ученых, занимающихся транспортными потоками. Гибрид научных школ позволяет нам привлекать гранты Российского научного фонда. Эта работа динамична и находится в постоянном движении: какие-то школы, утратив актуальность, уходят, другие — модернизируются. Появляются новые, к примеру, научные школы в области дорожных покрытий и организации дорожного движения. Наши главные задачи связаны с прикладной наукой, позволяющей внедрять технические разработки в реальный производственный процесс.

― Есть ли у ЛГТУ планы заняться в будущем фундаментальной наукой?

― У нас уже налажено сотрудничество с институтами Академии наук, занимающимися фундаментальными исследованиями. В этом году создали базовую кафедру и базовую лабораторию совместно с Институтом проблем химической физики РАН. Это эффективный симбиоз, позволяющий транслировать фундаментальные знания, которые генерируются в академических институтах, конкретным потребителям, среди которых и Новолипецкий металлургический комбинат.

― Какие, если не секрет, совместные проекты ведет университет с НЛМК?

― Их несколько. Один из них, касающийся переработки отходов металлургического производства, очень перспективен: позволит получать брикеты, которые могли бы использоваться в качестве сырья или топлива в металлургическом производстве. С одной стороны, это позволит решить ряд экологических проблем, с другой — будет способствовать повышению энергоэффективности работы НЛМК. В этой работе мы используем результаты фундаментальных исследований уже упомянутого мной Института проблем химической физики. НЛМК поддерживает реализацию этого проекта финансово, поскольку очень заинтересован в его успехе.

― В феврале ЛГТУ получил статус федеральной инновационной площадки. Что это дает университету?

― Да, мы вошли в соответствующий перечень, заняв 12 место из 127 вузов-участников отбора. Это дает нам не только репутационные плюсы и повышение авторитета в вузовском пространстве, но и возможность в течение четырех лет, с 2021 по 2024 годы, существенно развить и модернизировать систему дополнительного профессионального образования для студентов инженерных направлений. Реализация проекта будет проходить при участии промышленных предприятий-партнеров ЛГТУ с целью формирования современных компетенций у политеховцев.

― ЛГТУ, как следует из самого названия, университет технический. Означает ли это, что гуманитарные дисциплины преподаются с учетом интересов техники и производства?

― Значимость технических дисциплин в нашем вузе выше. Однако мы стараемся «привязывать» гуманитарные дисциплины, несвязанные с техникой, к области решения технических задач. Или же рассматриваем их с точки зрения пользы для развития промышленных технологий и производств. В искусствоведении, к примеру, делаем упор на технический и промышленный дизайн. Это непаханое поле для промдизайнеров: сделать какое-то техническое устройство эргономичным и удобным в использовании, да еще приятным на вид ― это большой плюс для взыскательного покупателя и работает на увеличение продаж.

― И психологов готовите с упором на технику?

― И психологов! Обучая их, мы стараемся сделать упор на работу с персоналом промышленных предприятий самого разного профиля. Впрочем, психологи, подготовленные нами, это универсалы, которые могут решить психологические проблемы не только, скажем, горновых или машинистов башенных кранов, но прекрасно зарекомендуют себя и в других отраслях.

― Вы отслеживаете жизненные траектории своих выпускников? Вам интересно, где работают те же, к примеру, психологи, окончившие ЛГТУ?

― Это одна из наших, пока еще не в должной мере решенных, задач — максимально полно отслеживать траекторию профессионального развития наших выпускников, устанавливая с ними более полные контакты. Информация о них, которую мы получаем, к сожалению, не системная. Почему это важно? В ЛГТУ, помимо основных образовательных программ, имеется широкий выбор программ дополнительного профессионального образования. В наше время невозможно получить профессию на всю жизнь, отучившись в молодые годы в вузе. Свою квалификацию необходимо регулярно повышать, осваивая новые компетенции. Образование должно быть непрерывным, оно продолжается всю жизнь. И наши выпускникам было бы полезно знать, какие программы дополнительного профессионального образования реализуются в их альма-матер, чтобы получить новые возможности для профессионального и карьерного роста.

― Выпускники помогают родному университету?

― По-разному. Одни помогают больше, другие ― меньше, иные вообще не вспоминают. Особо хотел бы выделить и поблагодарить наших выпускников-сварщиков: Александра Бабанова, в настоящее время бизнес-омбудсмена Липецкой области, Виталия Иголкина, генерального директора ООО «Импульс», Виктора Носова, директора ООО «Чугунспецстрой». Проект нашей университетской «Точки кипения» состоялся во многом благодаря их неравнодушию и деятельной поддержке, в том числе и финансовой.

― Со времени открытия «Точки кипения» прошло более полугода. Какие-то промежуточные итоги ее работы можно уже подвести?

― Главный итог: она успешно работает. Кипит, как и полагается! «Точка кипения» ЛГТУ задействована практически ежедневно в самых разных мероприятиях, и не только во внутривузовских, но и на федеральном уровне. В частности, 21 мая состоялся просветительский «Марафон Знаний», в котором приняли участие многие федеральные министры, в том числе министр науки и высшего образования России Валерий Фальков. Мы организовали пространство и транслировали это мероприятие в нашей «Точке кипения» ― участниками марафона стали 100 студентов и преподавателей ЛГТУ, которые высоко оценили разнообразие тематики мастер-классов и лекций, получив «новые» знания по интересам. Специальным гостем форума стал основатель Tesla и SpaceX Илон Маск.

― Илон Маск порой утверждает, что окружающая нас действительность является компьютерной симуляцией и цифровой имитацией. Он так о «Марафоне знаний» не подумал?

― В марафоне участвовали пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, министр иностранных дел Сергей Лавров и помощник президента РФ Владимир Мединский ― и не цифровые, а настоящие. Какая уж тут симуляция? У нас все реально: буквально через несколько дней, 26 мая, университет стал местом проведения фестиваля предпринимательства, на котором был дан старт региональному форуму Hard Business STORIES и акселерационной программе LSTU Accelerator, иначе говоря «Акселератор ЛГТУ». В фестивале приняло участие руководство экономического блока области и ряд успешных липецких предпринимателей.

― Какие возможности откроет перед студентами ЛГТУ акселератор?

― Возможность заняться технологическим предпринимательством во время учебы в университете за счет участия в стартапе, включающем образовательный интенсив, наставничество и работу с экспертами рынка, знакомство с инвестиционными программами фондов и многое другое. Проект студента, содержащий инженерную ценность и бизнес-перспективу, который эксперты сочтут окупаемыми и рентабельными, получит поддержку и будет засчитан в качестве выпускной квалификационной работы, говоря более понятным языком, в качестве диплома. Только представьте себе: выпускник, получив диплом, сразу же начинает заниматься собственным бизнесом. На то и акселератор!