Появляется много опер, балетов и драмы за последний год, но постановка Воронежского театра Оперы и Балета отлична от остальных.
Во-первых, по воле создателей действие перенесено с конца восемнадцатого века в 1918-ый год. Фигаро возвращается с войны и попадает в пучину страстей. Примечательно, что Испания не была участницей Первой Мировой войны. На сцене экспонирован собирательный образ испанско-австрийской послевоенной действительности. Канва французского автора не изменена: все осталось хрестоматийно. Даже отмена права первой ночи присутствует, выглядя архаично в двадцатом веке.
Во-вторых, детализированность постановки. Адвокат Марселины читает «Le Figaro» — деликатная аллюзия на то, что самая старая французская газета получила свое название благодаря главному герою Бомарше. И ее читатель находится в послевоенной Испании.
Костюмы сдержанны, как подобает в послевоенной Европе.
Поразительно, что автор пьесы — француз, автор оперы — австриец, действия происходят в Испании, а герои говорят на итальянском. Истинный космополитизм.
Последние работы Михаила Бычкова пропитаны тоской по Belle Époque: «Приведения» в Камерном театре полны таинственного мира Модильяни, а «Свадьба Фигаро» окутана флёром Густава Климта. Можно задаваться вопросом об элегантности покоев Розины в грациозном австрийском стиле с намеком на тициановский гобелен «Марс, Венера и Амур» из Венского музея истории искусств. И слишком выраженным австрийским любованием парадным мундиром графа Альмавива.
В-третьих, инновационность. В постановке присутствует много электричества и видеопроекции с кадрами хроник, словно большой телевизор, дающий зрителю понимание какой сейчас год и что происходит на сцене.
В-четвертых, воронежская «Свадьба Фигаро» созвездие не только местной труппы, но и приглашенных гостей — солистов МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко и Большого театра — Натальи Петрожицкой и Екатерины Лукаш.
Заглавные парти исполнили — Алексей Тюхин (Фигаро), Александра Добролюбова (Сюзанна), Кирилл Афонин (граф Альмавива), Юлия Проняева (Марселина).
«Свадьба Фигаро» — классика, приевшаяся многим. Но Театр Оперы и Балета смог оживить историю, очистив восприятие зрителя от париков и пышных юбок, в пользу лаконичного декадентства и модерна. Поэтому «Свадьба Фигаро» — must see следующего театрального сезона. И как говорит наш классик: «Как мысли черные к тебе придут, откупори шампанского бутылку, иль перечти «Женитьбу Фигаро». В нашем случае перечитать и посмотреть.