— Вы уже 10 лет возглавляете управление Росреестра по Воронежской области. Какие изменения в структуре произошли за это время?
— Те задачи, которые стояли перед нами в 2010 году, конечно, очень сильно трансформировались. Традиционно основной сферой полномочий территориального органа Росреестра являлась услуга по государственной регистрации прав и кадастровому учету, но именно 10 лет назад к ней добавились, например, функции по землеустройству, государственному мониторингу земель, услуга по выдаче сведений из государственного фонда данных объектов землеустройства, контрольно-надзорные функции в части государственно-земельного надзора, функции в сфере геодезии и картографии. То есть, увеличился объем реализуемых Росреестром, в том числе на территориальном уровне, услуг и функций, несмотря на то, что штатная численность постоянно сокращалась. Здесь ничего необыкновенного нет, ряд услуг и функций переходит практически полностью в электронную плоскость взаимодействия, что позволяет оптимизировать штатную численность при этом, сокращать сроки предоставления услуги.
Сегодня те технологии, которые применяются и планируются к применению позволяют говорить о том, что в ближайшем будущем мы станем лидерами в плане электронного взаимодействия и цифровой трансформации.
— Насколько мы прогрессивны в этом направлении относительно мира?
— Очень прогрессивны, Росреестр занимает лидирующие позиции в мировом рейтинге по услугам, которые оказываются населению. Например, сервис Росреестра по регистрации собственности вошел в число лидеров —показателей России в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса» (Doing Business Report).
— А насколько сейчас в Воронежской области популярна эта услуга, какой процент от общего количества регистраций занимает электронная?
— Сегодня это более 46% от общего объема поступающих документов. Не могу сказать, что это цифра большая или маленькая, но выше среднего показателя по РФ.
При этом, все органы власти субъекта и органы местного самоуправления получают наши услуги только в электронном виде. Кроме того, именно на эти органы сейчас возложена обязанность по предоставлению заявлений и документов для проведения учетно-регистрационный действий в определенных случаях, и мы очень четко контролируем, чтобы они эту обязанность выполняли, причем, именно в электронном виде.
— Но это стоит дороже, чем лично прийти в Росреестр?
— Сложно оценить — дороже или дешевле в рублях, потому что в этом случае есть экономия и времени (а это тоже деньги), быстрое получение или рефинансирование кредита, оперативное заключение договора, соответственно, расчетов по нему, а следом может стоять «в цепи» другая сделка, которая, в свою очередь, тоже может быть кредитной. Или долевое участие в строительстве. И лишний день – два ожидания дадут рост цен на квадратный метр. Что касается пошлины, при подаче документов в электронном виде, госпошлина сокращена на 30%, то есть, грубо говоря, вместо 2000 рублей для физических лиц за один объект, она составит 1400.
— Насколько обычный человек может самостоятельно сделать подпись и подать заявление на регистрацию. Понятно, есть продвинутые пользователи, но среднестатистический пользователь смартфона сможет реализовать эти действия самостоятельно?
— По моему мнению, ему потребуется помощь. Обратиться за ней можно, например, в кадастровую палату. Кроме того, насколько мне известно, в Воронежской области в ближайшее время будет создана площадка СМАРТ-МФЦ, где сотрудники МФЦ по всем направлениям будут оказывать помощь в получении услуг в электронном виде. В части Росреестра это не только государственная регистрация прав и кадастровый учет. Мы забываем о самой востребованной услуге — услуге по предоставлению сведений из единого государственного реестра недвижимости, она сегодня очень востребована, более миллиона запросов обрабатывается в течение года, и на 99% эта услуга оказывается в электронном виде, ее получить достаточно просто.
— Какие плюсы и минусы электронной регистрации вы можете назвать?
— Для физических лиц — это сокращение суммы оплаты госпошлины. Также экстерриториальность. Я, как потребитель услуги, сидя за экраном компьютера, планшета или смартфона, могу осуществить электронную подачу запроса на предоставление сведений либо на получение услуги по учету и регистрации на любой объект недвижимости, расположенный в любом регионе РФ. Экстерриториальность так же рассматриваю и с позиции времени. Воспользоваться электронными сервисами можно и не в период работы офисов МФЦ. Важны и сроки предоставления услуг, которые сокращены до одного дня. Простой пример, по всем обращениям нотариусов мы отрабатываем в течение суток, максимальный срок по иным электронным обращениям — четыре дня.
— Если говорить про минусы. Человек, который не родился в эпоху смартфонов, привык получать бумажные документы с печатью и подписью. Для него этот вариант, скорее всего, кажется безопаснее, чем письмо на электронную почту. Насколько электронные сделки безопасны?
— Здесь есть одна особенность, и она законодательно закреплена. Если человек принимает решение, что обращение в Росреестр будет в электронном виде, то он, прежде всего, идет в МФЦ и предоставляет заявление о возможности регистрации на основании документов, подписанных УКЭП. И соответствующая запись вносится в единый государственный реестр недвижимости. Если такая запись отсутствует, а документы поступили в электронном виде, это является основанием для возврата без рассмотрения. Такая норма была введена именно как защита от мошеннических действий. Есть исключения: это сделки, которые заключаются с органами власти и местного самоуправления, сделки, которые проводят кредитные организации с использованием информационных технологий взаимодействия с Росреестром, документы, предоставляемые нотариусами, либо документы, подписанные УКЭП, выданным кадастровой палатой.
— С начала 2021 года цены на жилье стали стремительно расти. Чем объясняется такое резкое подорожание недвижимости в Воронеже? И как объяснить рост договоров о долевом участии?
— Вспомню 2005 год, когда вступил в действие 214-ФЗ о долевом участии в строительстве, который, в принципе, начал эту сферу регулировать. Постепенно шел рост количества договоров долевого участия по мере того, как переходили застройщики на работу по этому закону. Сегодня все долевое участие в строительстве для физических лиц на территории Воронежской области идет только по этому закону. В разных редакциях он существовал, многие изменения вносились за время его действия. Разные способы обеспечения исполнения обязательств застройщика перед дольщиком определялись законом. На сегодня — это использование счетов эскроу. Очень удобная для дольщиков, на мой взгляд, модель. Потому что денежные средства до момента ввода в эксплуатацию дома и передачи квартиры заморожены в банке на счетах, застройщик ими пользоваться не может, только своими или кредитными средствами.
Прошедший 2020 год был ознаменован серьезным решением правительства РФ — это снижение процентной ставки по ипотечным кредитам, так называемая «льготная ипотека». Имею ввиду постановления правительства о возмещении кредитным организациям недополученных доходов. Также стоит отметить «сельскую ипотеку», которая чуть раньше начала действовать. Принятие постановлений повлияло на покупательскую способность именно на первоначальном рынке, потому что у «льготной ипотеки», например, есть особенность — это либо договор долевого участия с застройщиком, либо приобретение уже готовой недвижимости, но только у застройщика. Спрос был достаточно большим в прошлом году на такую ипотеку. Сегодня нами заключено более 12 тыс. таких сделок, включая договоры долевого участия, уступки прав требования, обычные сделки купли-продажи. Эта программа продлена до 1 июля 2022 года с небольшим повышением процентной ставки до 7% годовых.
С прошлого года действует еще одна программа — «сельская ипотека», где процентная ставка ниже — 2,7%. Она была чуть менее востребованной на территории Воронежской области. Реализуется эта программа в рамках поддержки и развития сельских территорий. Так, в 2020 году было зарегистрировано ровно 500 сделок и прав в ходе реализации этой программы. По состоянию на июль текущего года таких регистрационных действий мы уже провели 503. То есть, спрос на этот вид мер государственной поддержки возрос. При этом, стоит отметить, что в данных программах можно использовать средства материнского капитала, и это тоже влияет на заинтересованность граждан.
— Недавно на заседании Минстроя возразили против предложения снизить для россиян размер первоначального взноса по ипотечным займам. Насколько такое решение считаете оправданным?
— Здесь есть риск — снижение первоначального взноса по ипотеке даст возможность получения «необдуманных» кредитов. То есть, тех кредитов, которые я, как заемщик, не смогу обеспечить уровнем дохода семьи в части выплат по заключенным кредитным договорам. На мой взгляд, это достаточно серьезный вопрос. С одной стороны, нужно дать возможность людям приобрести жилье и улучшить жилищные условия, а с другой стороны, есть риск, что потом эти условия заемщиком не будут выполнены, за чем последуют последствия, предусмотренные законом и договором. Поэтому здесь нужно найти взвешенный и правильный подход. Думаю, наиболее оптимальными являются 20-30% от первоначальной стоимости объекта. Мне кажется, что ниже опускаться не стоит.
— Расскажите, как Росреестр взаимодействует с бизнесом?
— На удивление, бизнес несколько пассивен в части организации самого себя на получение услуг в электронном виде, хотя для бизнеса это экономия времени и денег. Отмечу взаимодействие с центром «Мой бизнес». В 2020 году мы подписали соглашение о взаимодействии и дорожную карту по совместным мероприятиям. Частично некоторые из запланированных мероприятий уже реализованы. Например, площадка «Мой бизнес» используется на консультирование малого и среднего бизнеса, причем по всем вопросам, не только относящимся к компетенции Росреестра, но и по смежным отраслям. Мы привлекаем к этому процессу соответствующие уполномоченные органы — налоговую, департамент имущественных и земельных отношений, органы местного самоуправления и другие, участвуем в выездных мероприятиях, модераторами на которых являются представители центра «Мой бизнес».
В каждом офисе МФЦ сейчас работают отдельные окна приема для субъектов малого и среднего предпринимательства. Традиционные окна приема для подачи документов «в бумаге» для «пассивных» представителей бизнеса, не готовых сегодня развиваться.
Новое направление, которое мы начали реализовывать в прошлом году, это трансляции в социальных сетях. У управления есть официальная страница «ВКонтакте», существующая довольно давно и имеющая большое количество подписчиков. И по вопросам, которые относятся к нашей компетенции, в определенном графике, обычно раз в месяц, идут прямые трансляции. Темы формируются из обращений граждан и бизнеса, также можно задать вопросы в режиме реального времени. Сотрудники готовятся к мероприятию и отвечают на вопросы из чатов в режиме онлайн. Перейти на такую форму взаимодействия, которая оказалась очень востребованной, по сути дела, вынудили ограничения на личные приемы в связи с распространением коронавирусной инфекции.
Также проводятся «Дни открытых дверей» для предпринимателей. Заявители формулируют вопросы, предварительно предоставляют для изучения информацию и документы, чтобы это не был бестолковый разговор с чистого листа. Соответствующие специалисты проверят исходную информацию, проанализируют ситуацию, помогут разобраться в проблеме. Такая форма общения пользуется большим спросом.
Стоит отметить и работу с территориальными подразделениями деловых бизнес-сообществ, таких как «ОПОРА РОССИИ», Российский Союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата, «Деловая Россия». Мы провели с ними ряд встреч и определили форматы взаимодействия, потому что понимаем, что они в своей бизнес-среде являются некими флагманами, организующими и консолидирующими бизнес. Первое, что мы сделали — включили их в состав Общественного совета управления для того, чтобы они именно они стали трансляторами тех проблем, которые возникают у предпринимателей в сфере полномочий территориального органа Росреестра. Также создан telegram-канал, в который поступают запросы, а специалисты управления предоставляют ответы по интересующим вопросам. Либо непосредственно управление размещает информацию, которая может быть важна и полезна предпринимателям.
Что касается крупного бизнеса, то один из самых крупных — строительный бизнес, который представлен в регионе известными строительными компаниями, объединенными Союзом строителей Воронежской области. Именно площадка Союза строителей Воронежской области является местом проведения большого количества мероприятий (совещаний, круглых столов, рабочих встреч) в постоянном режиме, в том числе в режиме видео-конференц-связи с участием руководства и представителей строительных компаний. Например, это серия личных встреч с руководителями по использованию электронных сервисов Росреестра при регистрации договоров долевого участия, а также по реализации законодательных изменений в части возможности подачи заявлений по регистрации прав за дольщиков.
Следующая задача, которую мы перед собой ставим, это получение обратной связи. Недавно с представителями деловых бизнес-сообществ обсуждали формы анкетирования предпринимателей. Изначально планировали это организовать на стадии посещения МФЦ, так как есть определенная пауза во времени, которая может быть занята заполнением анкеты. Сейчас уже прорабатывается дополнительное, более современное решение: электронный вид, QR-код, заполнение с использованием смартфона. Но какая бы не была технология, задача — выявить те болевые точки, которые сейчас волнуют представителей бизнеса в сфере имущественных и земельных отношений. То есть, важно понять вектор развития отношений согласно потребностям. Это могут быть консультационные услуги, сокращение сроков, форматы взаимодействия, предметный разбор приостановлений и отказов и пр.
— Какие вы видите перспективы, и как будет меняться ваша организация в ближайшие годы?
— Существенные изменения в нашей структуре произошли именно после того, как Росреестр перешел под прямое подчинение правительству Российской Федерации. Задачи расширились. Например, совершенно новая для системы Росреестра задача, которая в работе с прошлого года – это анализ эффективности использования земель и земельных участков и выявление неэффективно используемых с целью вовлечения их в последующем в оборот для жилищного строительства.
— А что касается будущего, какие нововведения планируются?
— Однозначно, развитие электронных услуг, сервисов и оптимизация внутренних технологических процессов. Утверждены концепция и ведомственная программа цифровой трансформации. Не могу не отметить развитие возможностей применения искусственного интеллекта. Для меня, как для юриста, эта тема сложна для понимания. Но, когда я, как руководитель, увидела, процесс формирования записи в реестре недвижимости, которая идентифицирует сведения по текстовой части представленного документа, конечно, это впечатлило. Когда такой механизм будет реализован, он упростит работу с документами и повысит качество, доступность и достоверность данных ЕГРН.
Следующая задача — это задача по реинжинирингу бизнес-процессов. Речь идет о том, что те технологические процессы, которые сейчас существуют, нужно оптимизировать. Это можно сделать только тогда, когда пошагово и, желательно сам, проходишь внимательно каждую процедуру и выявляешь «петли», проблемы, временные и технологические потери на определенных участках.
Еще одним направлением работы до 2024 года является обеспечение предоставления государственной услуги по выдаче информации и документов государственного фонда данных посредством портала Госуслуг. В Воронежской области данная услуга в электронном формате предоставляется частично. Более 250 000 материалов фонда требуют оцифровки, создания базы метаданных. Именно в этом направлении сейчас организована и начата работа.