Новости партнеров , Черноземье ,  
0 

Наталья Минаева: «Нужно формировать бизнес-амбиции по выходу на экспорт»

Реклама:
Наталья Минаева (Фото: ЦПЭ Белгородской области)
Наталья Минаева (Фото: ЦПЭ Белгородской области)
Директор по региональному проекту АО «Российский экспортный центр» Наталья Минаева — о развитии инструментов регионального экспортного стандарта, лучших практиках субъектов и экспортном потенциале Белгородской области

— В рамках Всероссийской конференции инфраструктуры поддержки экспорта проходят масштабные совещания по всей стране с руководителями органов исполнительной власти субъектов ЦФО. Какова цель данного мероприятия, и каких результатов ожидаете по его итогам?

— Мы встречаемся с министрами субъектов ЦФО, отвечающими за внешнеэкономическую деятельность, чтобы обсудить вопросы экспорта, внедрения инструментов регионального экспортного стандарта и выработать дополнительные инструменты роста объема экспорта. Наша основная задача — обмен опытом и лучшими практиками в сфере экспорта в субъектах РФ, в том числе и в ЦФО. Сегодня важно понимать, что нужно бизнесу, а для этого необходимо выстроить системный диалог бизнеса и власти.

Центральный федеральный округ представлен регионами, которые в основном занимают среднюю позицию по уровню развития экспортного потенциала. Исключение составляют Москва и Московская область — здесь по-другому выстраивается диалог между властью и бизнесом. Поэтому их экспортная практика не всегда применима для дотационных регионов.

Наталья Минаева: «Нужно формировать бизнес-амбиции по выходу на экспорт»

— На совещании с министрами субъектов ЦФО вы говорили о внедрении в регионах регионального экспортного стандарта 2.0. Расскажите, пожалуйста, что подразумевает под собой данный стандарт и зачем его внедрять?

— Региональный экспортный стандарт 2.0 — это набор из 15 инструментов, которые позволяют в любом субъекте создать экосистему для поддержки экспортеров. Данный стандарт регионы должны внедрить у себя в соответствии с планом мероприятий федерального проекта.

Инструменты ориентированы на различные направления. С точки зрения технической стороны вопроса — это создание экспортного совета при губернаторе и определение органа власти, который будет курировать и отвечать за экспорт в регионе.

Что касается прикладных инструментов для бизнеса, то здесь можно выделить, например, акселерационные и образовательные программы в сфере внешней экономической деятельности. Еще один востребованный инструмент — помощь компаниям в размещении на международных электронных торговых площадках — eBay, Alibaba и др. В период пандемии маркетплейсы стали пользоваться большой популярностью. Сейчас даже предприниматели, которые ранее не задумывались о выходе на международный рынок, стали активно использовать данный канал продаж.

— Назовите примеры лучших региональных практик в части поддержки экспортеров, которые уже сегодня можно тиражировать на другие регионы?

— Россия имеет огромную территорию и в каждом регионе присутствует своя специфика — разные меры поддержки бизнеса, разный спектр отраслей. Поэтому не все практики могут быть тиражированы в другие субъекты РФ. Например, экспортный опыт Дальнего Востока не всегда можно применить в ЦФО и наоборот. В регионах Сибири высокий уровень инновационного развития. Здесь сосредоточено большое количество научно-исследовательских институтов, которые очень плотно взаимодействуют с бизнесом. Да, было бы здорово масштабировать данную практику, но это требует достаточно серьезных вложений.

Если говорить про поддержку бизнеса, в качестве успешного примера можно привести Калужскую область. Регион входит в число лидеров среди субъектов России по привлечению инвестиций. Региональный ФРП предоставляет экспортно-ориентированным компаниям из числа малого и среднего бизнеса займы под 1% и 3% годовых в объеме до 10 млн рублей. Это очень хорошая история, которую тоже нужно масштабировать. В Москве, например, субъекты МСП могут получить «экспортный кешбэк» в размере 10% выручки по экспортным контрактам. Все эти меры, безусловно, способствуют развитию экспортной деятельности, и мотивируют бизнес выходить на внешние рынки.

— Российский экспортный центр провел серию подобных мероприятий и в других регионах России. Какие еще субъекты принимали участие в совещании помимо ЦФО, и есть ли особенности их проведения с учетом региональной специфики?

— Мы проводили совещание с министрами субъектов ЦФО, отвечающих за внешнеэкономическую деятельность, во всех федеральных округах. Первое совещание в рамках Всероссийской конференции инфраструктуры поддержки экспорта состоялось еще в апреле в Ростове-на-Дону, затем был Кавказ, Дальний Восток и замыкает список ЦФО. Всего в мероприятии приняли участие представители из 82 субъектов РФ.

Безусловно, своя специфика есть в каждом регионе. Например, когда мы собирали регионы Северо-западного федерального округа в Санкт-Петербурге, много говорили о развитии экспортного потенциала лесопромышленной отрасли и об экспорте леса. В Сибири основной акцент был сделан на кооперацию научного сообщества и бизнеса, на коммерциализацию научных разработок. В итоге мы собрали колоссальное количество практик, лучшие из которых в дальнейшем можно будет масштабировать в другие регионы.

— Существует ли сегодня проблема кадрового дефицита в сфере экспорта? Какие пути ее решения вы видите?

— Нехватка квалифицированных кадров по-прежнему остается актуальной проблемой. Развитие кадрового потенциала — это краеугольный камень развития сферы экспорта. При этом речь идет не только о высшем профессиональном образовании, но и о среднем специальном. Как правило, решение о выходе на зарубежный рынок неотъемлемо приведет к расширению производства компании и потребует увеличения штата сотрудников. И здесь возрастает потребность именно в высококвалифицированном рабочем персонале среднего звена.

Сегодня многие российские вузы начинают вводить систему предпринимательского образования. При этом только в малой части таких программ присутствует экспортная тематика. Соответственно студенты, которые получают образование, не всегда задумываются о том, что можно не просто открыть свой бизнес, но масштабировать его за рубежом. Невозможно эффективно реализовать стратегию социально-экономического развития России до 2030 года, если мы не будем учитывать, кто будет представлять экономически активное население через 10 лет. А это значит, что уже сейчас необходимо работать с молодежью, вовлекать их в экспортную деятельность и формировать у них бизнес-амбиции по выходу на экспорт.

— Как вы оцениваете экспортный потенциал Белгородской области в разрезе субъектов ЦФО? Какие перспективы его развития вы видите, на что следует обратить внимание органов власти и региональных институтов развития?

— Белгородская область обладает мощным экспортным потенциалом. Несмотря на пандемию, в 2020 году объем несырьевого неэнергетического экспорта в регионе сохранился на уровне 2019 года и составил 3,2 миллиарда долларов США. Основным локомотивом экспортного роста для области является металлургическая и агропромышленная отрасли.

Что следует делать? Важно и нужно помогать предпринимателям. При этом необходимо знать и понимать специфику бизнеса на местах. Так, если мы говорим о субъектах МСП, в большинстве случаев у них недостаточно свободных средств для того, чтобы во что-то вкладывать. Для него гораздо эффективнее нефинансовые меры поддержки. Например, если речь идет о сертификации или патентовании, то софинансирование таких затрат, именно то, что нужно малому и среднему бизнесу.

В свою очередь ситуация с крупным бизнесом совсем иная. Он ориентирован на финансовые меры поддержки — льготное кредитование, страхование, гарантийные продукты, в том числе компенсационные меры поддержки.