Можно выделить три отчетливо выраженные «волны» массового переселения постсоветских граждан. Первая началась с падением железного занавеса и открытием границ в конце 80-х – начале 90-х. К середине девяностых эта волна схлынула, но уже через 10 лет обозначилась еще одна, правда, чуть поменьше. И вот сейчас, начиная с 2015 года мы наблюдаем третью волну «постсоветской» эмиграции, вполне сопоставимую по масштабам с эмиграцией 80-90-х. И, судя по всему, идти на спад она не планирует: согласно недавним опросам Россия входит в тройку стран-лидеров по числу уезжающих, 22% россиян хотели бы уехать за границу на ПМЖ. Еще в 2017 году этот показатель равнялся 15%.
Все три группы эмигрантов довольно существенно отличаются поведением, взаимодействием друг с другом и принявшими их обществами. Но главное, что объединяет большинство переселенцев – интерес к происходящему в России при почти полном отсутствии ностальгии (по крайней мере в том виде, в котором нам ее показывали в советском кино). Возможно потому, что развитие телевидения и телекоммуникаций позволяет людям в любой точке мира жить практически без отрыва от информационного поля родины.
Что смотрят эмигранты?
Практически все опросы, включая полсотни человек, опрошенных при подготовке этого материала, свидетельствуют о том, что выходцы из России и стран СНГ так или иначе потребляют российский видеоконтент – от классических телеканалов до подкастов на YouTube. И выбор у них, конечно, не так широк, как у россиян, но он есть. Правда, классическое кабельное телевидение не вариант – европейские и американские операторы в лучшем случае транслируют один-два телеканала на русском языке. У многих есть Russia Today, имеющий много языковых версий, но он имеет отчетливую пропагандистскую коннотацию и ориентирован скорее на иностранцев, тогда как русскоязычным эмигрантам RT не слишком интересен.
Хоть сколько-нибудь заметные русскоязычные пакеты телеканалов присутствуют только в сетях кабельных операторов в странах, некогда входивших в СССР. Скажем, в Латвийском «Балткоме» транслируется около полусотни российских телеканалов, еще два десятка украинских и пара белорусских. Похожую картину можно наблюдать на всем постсоветском пространстве, но практически нигде в странах дальнего зарубежья.
Что касается спутникового телевидения, в свое время запускали экспериментальные русскоязычные пакеты телеканалов английский спутниковый оператор Sky и американский Dish, но набрать сколько-нибудь заметную русскоязычную аудиторию им не удалось. На территории Европы на спутниках HotBird доступен также пакет из 15 не кодированных русскоязычных телеканалов, но и он не может удовлетворить потребностей этой аудитории.
Главной отдушиной для эмигрантов из России по всему миру стало IPTV, прежде всего, за счет большого числа телеканалов и отсутствия привязки к фиксированному провайдеру интернета. Безусловным лидером на этом рынке является Kartina.TV со штаб-квартирой в Германии. Доступна она практически во всех странах, куда едут россияне и граждане СНГ. В Европе работают и еще несколько операторов – «Телепарк», «Новое ТВ», «Телекола», – но совокупно они не набирают и 10% абонентской базы Картины. В США и Канаде работает также ETVNet, сопоставимый числу каналов и абонентской базе с Kartina.TV в этом регионе.
Учитывая, что именно русский язык объединяет всех выходцев из стран СНГ, акцент все операторы делают именно на русскоязычные телеканалы – выбор их более чем велик: на российском рынке работают около четырехсот телеканалов различной тематики и направленности, не менее двухсот из них представлены у IPTV-операторов. Некоторые (особенно российские федеральные) транслируются в специальной международной версии – это связано с особенностями очистки прав на закупные программы, особенно спорт и кино. На втором месте по числу телеканалов находится Украина. Беларусь, Молдова, Грузия, Латвия и другие страны постоветского пространства представлены максимум парой телеканалов, чаще всего на языке страны, откуда они вещают.
Дополнительные сервисы
Благодаря особенностям используемой операторами технологии, подписчики могут смотреть не только телеканалы как таковые, но и телепрограммы в записи. Доступны также радиостанции, дополнительные звуковые дорожки телеканалов и прочие интерактивные сервисы.
А недавно операторы начали включать в свои пакеты и российские онлайн-кинотеатры, доступ к которым за рубежом затруднен из-за тех же проблем с правами на контент. Лидером и тут является Kartina.TV – недавно она подключила российский Premier, ставший восьмым онлайн-кинотеатром в ее пакете. (Правда, как и в ситуации с телеканалами, онлайн-кинотеатры доступны за рубежом в несколько урезанном виде, но весь российский контент там есть).
Стоимость подключения к IPTV оператору около 20 Евро (примерно 1700 рублей), что в несколько раз дороже подобной услуги в России (средний доход оператора услуги платного ТВ составляет 195 рублей с домохозяйства), но существенно дешевле услуг европейских и американских операторов платного ТВ. Скажем, самый недорогой пакет каналов вышеупомянутого Sky стоит 25 фунтов стерлингов (около 2,5 тысяч рублей), американское домохозяйство платит за телевидение около 80 долларов в месяц (~5,8 тыс. руб.), австралийское 54 доллара (~4 тыс. руб.).
Есть еще один источник российского телевидения для мигрантов – пиратские платформы. Их множество, приводить их многочисленные названия бессмысленно – существуют они обычно недолго, не могут похвастаться особенным сервисом, но зато стоят от 30 до 100 евро в год. С ними с переменным успехом борются и правообладатели, и местные власти, и вышеупомянутые легальные платформы, но победить их пока не могут.
Как смотрят эмигранты
Есть отчетливая разница в восприятии эмигрантами российского телевидения и, соответственно, в зрительском поведении. Так, большинство эмигрантов старшего поколения, приехавшего с первой волной переселенцев, не успели зафиксировать глобальные изменения, произошедшие на российском телевидении за последние 20 лет. Они привыкли доверять телевизору и с большим удовольствием смотрят российские федеральные СМИ, риторика которых зачастую гармонично сочетается с некоторой ностальгией по советскому строю (что, впрочем, никак не отражается на желании этих людей вернуться на родину).
Вторая, а тем более третья волны эмиграции смотрят российское телевидение с куда большей осторожностью и тщательно выбирая телеканалы. Они как раз игнорируют федеральные СМИ, отдавая предпочтение «Дождю», РБК ТВ и нишевым тематическим телеканалам. Но куда чаще они используют YouTube, по сути ставший новым мультиформатным СМИ, а для просмотра кино и сериалов выбирают онлайн-кинотеатры.
В заключение стоит добавить, что все это характерно именно для первого поколения эмигрантов, для которых российское телевидение стало чем-то вроде пуповины, связывающей со страной, откуда они приехали. И для большинства людей, выросших в России, особенно сохраняющих с ней связи, ТВ и другие русскоязычные медиа еще долго будут сохранять свою важность. Но уже второе поколение практически перестает ощущать эту связь – дети мигрантов вырастают американцами, немцами, израильтянами, и в лучшем случае смотрят российское кино и сериалы, куда меньше интересуясь жизнью исторической родины.