Новости партнеров , Черноземье ,  
0 

Информационная повестка эмиграции

Реклама:
Фото: пресс-служба Kartina.TV
Фото: пресс-служба Kartina.TV
За последние 25 лет по разным данным по миру разъехалось не менее 10 миллионов россиян

Можно выделить три отчетливо выраженные «волны» массового переселения постсоветских граждан. Первая началась с падением железного занавеса и открытием границ в конце 80-х – начале 90-х. К середине девяностых эта волна схлынула, но уже через 10 лет обозначилась еще одна, правда, чуть поменьше. И вот сейчас, начиная с 2015 года мы наблюдаем третью волну «постсоветской» эмиграции, вполне сопоставимую по масштабам с эмиграцией 80-90-х. И, судя по всему, идти на спад она не планирует: согласно недавним опросам Россия входит в тройку стран-лидеров по числу уезжающих, 22% россиян хотели бы уехать за границу на ПМЖ. Еще в 2017 году этот показатель равнялся 15%.

Все три группы эмигрантов довольно существенно отличаются поведением, взаимодействием друг с другом и принявшими их обществами. Но главное, что объединяет большинство переселенцев – интерес к происходящему в России при почти полном отсутствии ностальгии (по крайней мере в том виде, в котором нам ее показывали в советском кино). Возможно потому, что развитие телевидения и телекоммуникаций позволяет людям в любой точке мира жить практически без отрыва от информационного поля родины.

Что смотрят эмигранты?

Практически все опросы, включая полсотни человек, опрошенных при подготовке этого материала, свидетельствуют о том, что выходцы из России и стран СНГ так или иначе потребляют российский видеоконтент – от классических телеканалов до подкастов на YouTube. И выбор у них, конечно, не так широк, как у россиян, но он есть. Правда, классическое кабельное телевидение не вариант – европейские и американские операторы в лучшем случае транслируют один-два телеканала на русском языке. У многих есть Russia Today, имеющий много языковых версий, но он имеет отчетливую пропагандистскую коннотацию и ориентирован скорее на иностранцев, тогда как русскоязычным эмигрантам RT не слишком интересен.

Хоть сколько-нибудь заметные русскоязычные пакеты телеканалов присутствуют только в сетях кабельных операторов в странах, некогда входивших в СССР. Скажем, в Латвийском «Балткоме» транслируется около полусотни российских телеканалов, еще два десятка украинских и пара белорусских. Похожую картину можно наблюдать на всем постсоветском пространстве, но практически нигде в странах дальнего зарубежья.

Что касается спутникового телевидения, в свое время запускали экспериментальные русскоязычные пакеты телеканалов английский спутниковый оператор Sky и американский Dish, но набрать сколько-нибудь заметную русскоязычную аудиторию им не удалось. На территории Европы на спутниках HotBird доступен также пакет из 15 не кодированных русскоязычных телеканалов, но и он не может удовлетворить потребностей этой аудитории.

Главной отдушиной для эмигрантов из России по всему миру стало IPTV, прежде всего, за счет большого числа телеканалов и отсутствия привязки к фиксированному провайдеру интернета. Безусловным лидером на этом рынке является Kartina.TV со штаб-квартирой в Германии. Доступна она практически во всех странах, куда едут россияне и граждане СНГ. В Европе работают и еще несколько операторов – «Телепарк», «Новое ТВ», «Телекола», – но совокупно они не набирают и 10% абонентской базы Картины. В США и Канаде работает также ETVNet, сопоставимый числу каналов и абонентской базе с Kartina.TV в этом регионе.

Учитывая, что именно русский язык объединяет всех выходцев из стран СНГ, акцент все операторы делают именно на русскоязычные телеканалы – выбор их более чем велик: на российском рынке работают около четырехсот телеканалов различной тематики и направленности, не менее двухсот из них представлены у IPTV-операторов. Некоторые (особенно российские федеральные) транслируются в специальной международной версии – это связано с особенностями очистки прав на закупные программы, особенно спорт и кино. На втором месте по числу телеканалов находится Украина. Беларусь, Молдова, Грузия, Латвия и другие страны постоветского пространства представлены максимум парой телеканалов, чаще всего на языке страны, откуда они вещают.

Фото: пресс-служба Kartina.TV
Фото: пресс-служба Kartina.TV

Дополнительные сервисы

Благодаря особенностям используемой операторами технологии, подписчики могут смотреть не только телеканалы как таковые, но и телепрограммы в записи. Доступны также радиостанции, дополнительные звуковые дорожки телеканалов и прочие интерактивные сервисы.

А недавно операторы начали включать в свои пакеты и российские онлайн-кинотеатры, доступ к которым за рубежом затруднен из-за тех же проблем с правами на контент. Лидером и тут является Kartina.TV – недавно она подключила российский Premier, ставший восьмым онлайн-кинотеатром в ее пакете. (Правда, как и в ситуации с телеканалами, онлайн-кинотеатры доступны за рубежом в несколько урезанном виде, но весь российский контент там есть).

Стоимость подключения к IPTV оператору около 20 Евро (примерно 1700 рублей), что в несколько раз дороже подобной услуги в России (средний доход оператора услуги платного ТВ составляет 195 рублей с домохозяйства), но существенно дешевле услуг европейских и американских операторов платного ТВ. Скажем, самый недорогой пакет каналов вышеупомянутого Sky стоит 25 фунтов стерлингов (около 2,5 тысяч рублей), американское домохозяйство платит за телевидение около 80 долларов в месяц (~5,8 тыс. руб.), австралийское 54 доллара (~4 тыс. руб.).

Есть еще один источник российского телевидения для мигрантов – пиратские платформы. Их множество, приводить их многочисленные названия бессмысленно – существуют они обычно недолго, не могут похвастаться особенным сервисом, но зато стоят от 30 до 100 евро в год. С ними с переменным успехом борются и правообладатели, и местные власти, и вышеупомянутые легальные платформы, но победить их пока не могут.

Как смотрят эмигранты

Есть отчетливая разница в восприятии эмигрантами российского телевидения и, соответственно, в зрительском поведении. Так, большинство эмигрантов старшего поколения, приехавшего с первой волной переселенцев, не успели зафиксировать глобальные изменения, произошедшие на российском телевидении за последние 20 лет. Они привыкли доверять телевизору и с большим удовольствием смотрят российские федеральные СМИ, риторика которых зачастую гармонично сочетается с некоторой ностальгией по советскому строю (что, впрочем, никак не отражается на желании этих людей вернуться на родину).

Вторая, а тем более третья волны эмиграции смотрят российское телевидение с куда большей осторожностью и тщательно выбирая телеканалы. Они как раз игнорируют федеральные СМИ, отдавая предпочтение «Дождю», РБК ТВ и нишевым тематическим телеканалам. Но куда чаще они используют YouTube, по сути ставший новым мультиформатным СМИ, а для просмотра кино и сериалов выбирают онлайн-кинотеатры.

В заключение стоит добавить, что все это характерно именно для первого поколения эмигрантов, для которых российское телевидение стало чем-то вроде пуповины, связывающей со страной, откуда они приехали. И для большинства людей, выросших в России, особенно сохраняющих с ней связи, ТВ и другие русскоязычные медиа еще долго будут сохранять свою важность. Но уже второе поколение практически перестает ощущать эту связь – дети мигрантов вырастают американцами, немцами, израильтянами, и в лучшем случае смотрят российское кино и сериалы, куда меньше интересуясь жизнью исторической родины.