— Валентин, как нам стало известно, ГК «ОДСК» активно внедряет новые операционные модели управления. Опишите, пожалуйста, роль операционного центра в ГК «ОДСК», причины его создания и основные достижения.
— Действительно, последние несколько лет, ГК «ОДСК», являясь строительным комплексом полного цикла, ищет наиболее эффективные модели управления. Для повышения эффективности непрофильных бизнес-функций было принято решение создать операционный центр «ОДСК-Сервис», который является общей структурой обслуживания всех компаний в группе. В рамках работы этого центра мы реализуем функции бухгалтерского и кадрового учета, IT и юридическое сопровождения деятельности компании. За год мы смогли выстроить качественный сервис по указанным направлениям и дополнили ряд оказываемых услуг, в число которых вошли: управление обращениями собственников по гарантийным обязательствам, закупки. Также в ближайшее время планируем совершенствовать работу операционного центра и расширять направления деятельности.
Если подводить промежуточные итоги функционирования операционного центра «ОДСК-Сервис», то можно сказать, что благодаря внедрению такой модели централизации учетных функций, нам удалось более, чем в полтора раза снизить затраты и управленческие расходы. В дальнейшем эффективность данной модели будет только увеличиваться.
— Остановимся поподробнее на оптимизации. Это постоянный процесс? Какие у него плюсы и минусы?
— Рационализаторство и оптимизация — процессы вечные, так как достичь совершенства невозможно, к нему можно только стремиться. Оптимизация бизнес-процессов — это как раз путь постоянного внедрения каких-либо новшеств, которые позволяют облегчить работу сотрудников, увеличить прибыльность каждой компании в группе. Сегодня мы занимаемся тем, что максимально автоматизируем большинство учетных и не только учетных процессов, совершенствуем основные бизнес-процессы.
Из плюсов — мы можем сказать, что это повышение эффективности и сокращение расходов. Из минусов — любая оптимизация требует затрат, но они окупаются через некоторое время.
Чтобы оставаться лидером в отрасли необходимо, чтобы все процессы давали максимальную отдачу, которую мы можем посчитать. То есть фактически получить финансовую оценку внедренным изменениям. Сегодня у нас первостепенная задача — максимально сократить затраты на учетные функции. Соответственно, мы пытаемся достичь максимальной выработки на каждого специалиста, что в дальнейшем позволит существенно снизить расходы группы компаний на непрофильные бизнес-функции. Получается, что все, что мы сэкономили — мы заработали.
— ГК «ОДСК» принимает активное участие в «национальных проектах России», один из которых — это, как раз, «Производительность труда и поддержка занятости». Валентин, поделитесь итогами его реализации.
— У нас одна из компаний группы, которая базируется в Липецке, приняла участие в пилотном проекте по повышению производительности труда. В рамках его реализации была выделена бригада специалистов по отделке, которые в течение нескольких недель проработали весь процесс осуществления отделочных работ и сумели с помощью внедрения новой технологии существенно упростить процесс штукатурки стен. Таким образом, они смогли повысить эффективность работы строительной бригады более чем на 30%. Такой успешный опыт мы сможем масштабировать в проектах, которые реализуются в Орле и других регионах. В ближайшее время мы также планируем внедрить такие методы рационализации и по другим видам строительных работ.
— Насколько необходимо внедрение системы бережливого производства в строительную индустрию?
— Если говорить именно о бережливом производстве, то это, на самом деле, только одно из направлений оптимизации производства. Это неотъемлемый этап в развитии любой компании, не только строительного комплекса. Дело в том, что повышение производительности — это прямое следствие внедрение таких технологий, как бережливое производство. Поэтому, чтобы сохранить лидерство, ГК «ОДСК» будет внедрять эту технологию на всех этапах строительства: от проектирования до непосредственно самих строительных работ.
— Давайте поговорим об автоматизации бизнес-процессов. Для многих данное решение равнозначно прямому сокращению штата. Как ГК «ОДСК» проходит внедрение технологий этого направления?
— В группе компаний «ОДСК» автоматизация — это не путь к сокращению. Мы считаем, что самое ценное, что есть в большинстве копаний, в том числе и нашей, — это сотрудники, специалисты. И от их загрузки очень сильно зависит эффективность. Соответственно, чтобы работа сотрудника была наиболее продуктивной, ему необходимы как раз новые инструменты, которыми он сможет выполнять ту же самую работу, но в разы быстрее. Поэтому, основная задача автоматизации — это упростить работу, повысить качество учетных данных и самого процесса, что позволит не сокращать персонал, а реализовывать больше проектов уже с текущей штатной численностью.
Также важно сказать, что сам процесс автоматизации неизбежен, так как именно этот путь дает максимальную эффективность. Второй момент, который необходимо отметить, что приход в компанию новых сотрудников уже будет идти по измененным требованиям, потому что работать с автоматизированными решениями должны работники с более высокой квалификацией.
— Согласны, что успех любого руководителя зависит от правильно подобранной команды? Ваша команда уже сформирована?
— Я соглашусь с тезисом, что команда является одним из важнейших факторов успеха. И надо отметить, что в ГК «ОДСК» собралась высокопрофессиональная команда, способная решать самые сложные задачи. Но учитывая амбициозность планов нашего развития, мы всегда готовы принять в наши ряды новых экспертов. К сожалению, сегодня складывается печальная картина на рынке труда: дефицит высокопрофессиональных кадров, завышенные требования по заработной плате, недостаточно квалифицированных соискателей.
— Реализацией каких проектов вы занимаетесь в рамках ГК «ОДСК» на данный момент? Решение каких первоочередных задач стоит перед вами?
— Если говорить с точки зрения развития операционного центра, то сейчас, после этапа стабилизации всех процессов, мы занимаемся поиском новых проектов, который позволит нам расширить функционал «ОДСК-Сервис».
А если говорить о группе компаний в целом, то сегодня «ОДСК» представлен в нескольких регионах, помимо Орловской области. В этом году мы закончили в Липецке реализовывать проблемные проекты: то есть достраивали дома за обанкротившимися застройщиками и были признаны одним из лучших застройщиков в России, кто успешно реализовал дострой брошенных объектов. Планируем активно развивать новые строительные проекты как в домашнем, так и в других регионах России!