— Андрей, ранее в интервью РБК Черноземье вы упоминали, что запустили программу ИТС (интеллектуальные транспортные системы) и АПК БГ (Безопасный город), связанную с использованием искусственного интеллекта и нейронных сетей. Расскажите о практике создания таких систем, и как они устроены?
— Мы были практически одни из первых, если не брать наших общеизвестных IT-гигантов, кто начал разрабатывать интеллектуальные транспортные системы на основе искусственного интеллекта и нейросетей. Программа представляет собой целый набор современных IT-компонентов, которые обеспечивают эффективное управление и бесперебойную работу многоуровневой структуры города и/или региона. Что сюда входит: современные ФРК (фоторадарные комплексы, по иному — камеры фотовидеофиксации (здесь и далее — ФВФ) правонарушений на дорогах), сеть камер видеонаблюдения, система мониторинга дорог и улиц, система безопасности общественных пространств, система распознавания лиц и номеров авто (ГРЗ), поиск лиц автоматически по базе данных МВД, ФСБ, ФНС, ФСПП и другое. Плюс «умные» светофоры. Ими управляет программа, которая помогает регулировать движение автотранспорта: самостоятельно менять продолжительность сигналов, управлять трафиком, организовывать «зеленую волну», минимизирует пробки.
Ключевым элементом системы является инновационный продукт-платформа, где обрабатываются, анализируются, хранятся разнородные данные, поступающие от множества источников информации, которая на базе поступающего потока данных формирует те или иные решения на основе определенных алгоритмов.
— А в практическом плане, внедрение таких цифровых технологий, что дает?
— Новая платформа позволяет решить целый комплекс задач по мониторингу окружающей ситуации, организации межведомственного взаимодействия между службами региона и их координации. По сути, в городе создается современная цифровая инфраструктура для повышения эффективности управления и развития территории.
Такие системы позволяют: аккумулировать огромные массивы данных, обрабатывать и анализировать эти массивы, выдавать решения на основе определенных алгоритмов. Практически полностью исключается влияние человеческого фактора на процессы передачи данных и решений. Также система способствует привлечению дополнительных доходов в бюджеты и значительной экономии бюджетных средств. Например, внедрение ИТС способствует не только улучшению транспортной обстановки, но и обеспечивает контроль за нарушителями ПДД. Средства, поступающие в виде сборов и штрафов, пойдут на восстановление дорожного хозяйства. Также система может отслеживать и сообщать в соответствующие правоохранительные органы данные по лицам, ранее внесенным в БД, что позволяет быстрее реагировать и проводить их задержание. Таким образом, после внедрения, за первые полгода было задержано несколько преступников, находящихся в федеральном розыске, а количество задержанных в административных правонарушениях мы отследить не можем, но думаю это немалое количество. Помимо прямого финансового результата по уплате алиментов, налогов, штрафов, недоимок и прочего, есть еще один важный на мой взгляд фактор: зная, что твои действия и поведение будут зафиксированы, переданы, сохранены и при необходимости изъяты и приобщены к делопроизводству, человек несколько раз подумает, прежде чем совершать какое-либо правонарушение. Давно известен опыт, что «под камерой» человек ведет себя гораздо благоразумнее. Это не только имеет эффект «неотвратимости наказания», что несомненно важно, но и имеет превентивный, предупреждающий характер. Что конечно же влияет и на экономическую и на психологическую картину в той местности, где этот опыт использован.
Сейчас системы обеспечения безопасности становятся актуальны как никогда. В связи с военно-политическими событиями нельзя исключать вероятность дестабилизации регионов, особенно приграничных. На первый план при этих обстоятельствах неизбежно выходит безопасность людей. Здесь необходим другой подход. Например, при фиксации транспортных средств с номерами других регионов или стран. Что это значит? Автовладельцев, которые были замечены в серьезных противоправных действиях, нужно вносить в базу данных. В дальнейшем с помощью камер видеофиксации можно будет отслеживать их перемещение.
В общественных местах, заведениях и на социальных объектах (школы, университеты, администрации и так далее) также необходимо устанавливать современные интеллектуальные системы видеонаблюдения, которые способны контролировать передвижение подозрительных лиц. К сожалению, у каждой двери невозможно поставить охрану. Во-первых, это дорого. Во-вторых, нельзя полностью исключить человеческий фактор — люди устают, отвлекаются, отходят и т.п. А цифровые технологии минимизирует такую вероятность, точнее сводят ее к нулю.
Мы уже имеем успешный опыт внедрения и эксплуатации «умных» технологий в одном из российских регионов. Совестно с региональными властями мы анализируем информацию и помогаем сформировать дорожную карту по модернизации инфраструктуры, выявляем «болевые» точки, определяем стоимость работ. По их результатам формируем программу, которая будет максимально эффективна и полезна под конкретные задачи региона. При этом мы можем выступать как технологические партнеры (обеспечить внедрение технических и инфраструктурных решений), так и в качестве консультантов по реализации тех или иных мероприятий.
— Можете подробней рассказать об успешных «пилотах»?
— В 2019 году мы начали работать в одном из регионов ЦФО, где из инфраструктуры по оптимизации транспортной сети действовали только устаревшие модели камер ФВФ — так называемые «треноги». За время работы там сформирована мощная IT-инфраструктура — это парк современных фоторадарных комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД, видеонаблюдение в общественных местах, умные светофоры, комплекс датчиков различной направленности. Уже установлено более 300 интеллектуальных камер, которые круглосуточно мониторят ситуацию в местах массового скопления людей, оживленные перекрестки и участки междугородних трасс, объекты городской инфраструктуры. Создан высоконадежный ситуационный центр, способный синхронизировать в режиме 24/7 оперативную информацию о событиях и предоставлять ее заинтересованным службам. На основе ЦОДа (центра обработки данных, — прим. ред.), система может фиксировать и хранить огромные базы изображений и видеоматериалы высокого разрешения, запоминать номера автомобилей и лица людей.
— Как вы планируете в дальнейшем развивать программу интеллектуальные транспортные системы и безопасный город?
— На данный момент занимаемся проработкой новых регионов ЦФО и Поволжья. В целом продолжаем совершенствовать программу «Интеллектуальные транспортные системы» и «Безопасный город». На данный момент прорабатываем и тестируем ряд дополнительных технических возможностей. Буквально через несколько недель новая программа будет полностью запущена. Система будет более качественно и практически самостоятельно регулировать камеры, светофоры, различные датчики. Это позволит в числе прочего более эффективно организовать поток автомобилей, общественного транспорта, коммунальной техники, а также сделать движение более удобным и безопасным. Новая система будет в отличие от ранних версий самообучаемая! Таким образом, она будет способна учиться на базе новой поступающей информации или ранее неиспользованных алгоритмах, проведя самотестирование и анализ на соответствие параметрам, будет становиться лучше каждую следующую минуту.
Кроме того, новая платформа предполагает добавление любого количества новых элементов и/или кластеров. Начинаем с ИТС, потом можно добавить блоки: экология, ЖКХ, опасные и ЧС, иное. Например, подсистема МЧС, где в базу данных вносятся сведения о потенциально опасных объектах и событиях, на основе анализа поступающей информации строятся новые алгоритмы предупреждения возможных угроз и чрезвычайных ситуаций, с вероятностью более 90% выдаются соответствующие рекомендации.
— Насколько сегодня инфраструктура российских городов готова к внедрению современных технологий? Что, по вашему мнению, мешает более активному развитию «умных» проектов?
— В целом современный уровень развития городской инфраструктуры (интернет-покрытие, техническое оснащение и так далее) позволяет успешно внедрять передовые технологии. Однако сегодня серьезным препятствием на пути к «умному» городскому пространству выступает несовершенство законодательства и административные барьеры: отсутствие необходимой правовой базы, проблемы с нормативным регулированием, нет четких границ ответственности, слабое межведомственное взаимодействие и другое.
Второй аспект, тормозящий комплексную информатизацию, — это проблема источников финансирования. Зачастую у муниципалитетов не хватает средств на реализацию подобных проектов. Ситуация такова, что городам приходится либо самостоятельно изыскивать средства, либо запрашивать средства из регионального бюджета. В свою очередь регион может выделить субсидию, а может нет.
Таким образом, несамостоятельность бюджетов, отсутствие внятной правовой базы и четкого межведомственного взаимодействия порождает массу проблем, которые приходится решать практически в ручном режиме. Это, естественно, уменьшает КПД, удлиняет сроки реализации проектов, увеличивает трудозатраты, и как следствие, стоимость работ.
— Помимо ИТС и АПК БГ проектов, какие еще направления развиваете?
— Продолжим развивать международную деятельность. Думаю, более конкретными результатами в этом направлении смогу поделиться чуть позже.
Реализуем сразу несколько проектов в сельском хозяйстве. Основное сейчас — овцеводство. У нас крупнейшее в одном из южных регионов овцеводческое племенное хозяйство. За следующие два года планируем его довести его до 10 тыс. голов.
Выращиваем кормовые культуры для собственных нужд и продажу. В этом году планируем расширить ассортимент возделываемых сельскохозяйственных культур. Планируем и уже ведем переговоры по привлечению инвесторов, заинтересованных сельскохозяйственных компаний и холдингов для совместных проектов на нашей земле и/или с нашим участием.
Мы провели колоссальную работу и подготовили открытые бассейны для разведения неприхотливой пресноводной рыбы, подготовили помещение с частичным оборудованием для разведения благородных сортов рыб: форель и осетр. Налажено сотрудничество с Волгоградским аграрным университетом по обмену опытом и деловым связям с их научной базой.
У нас обширные планы по развитию сельского хозяйства, техника закуплена и планируем закупать ее и дальше. Однако без государственной поддержки в сельском хозяйстве развиваться невозможно. Поэтому активно сотрудничаем с местными властями, а сейчас выходим на федеральный уровень. В настоящий момент продуктовая безопасность страны, наверное, самый важный вопрос. Поэтому будем широко развивать именно это направление.