Новости партнеров , Черноземье ,  
0 

Дмитрий Ендовицкий: «Сотрудничество вузов никогда не было таким значимым»

Реклама:
Дмитрий Ендовицкий (Фото: пресс-служба ВГУ)
Дмитрий Ендовицкий (Фото: пресс-служба ВГУ)
Ректор Воронежского государственного университета рассказал в интервью РБК Черноземье о международном сотрудничестве вуза, трендах в сфере образования, возвращении ВГУ к очному формату обучения и планах на будущее

— Расскажите о международном сотрудничестве вуза: какие это страны, в чем оно заключается, какие совместные проекты реализовываются?

— Воронежский государственный университет сотрудничает с организациями высшего образования и науки из 47 стран мира. На данный момент ВГУ имеет 190 действующих договоров. Приоритетными направлениями сотрудничества в рамках договоров являются обмен преподавателями и научными сотрудниками, академический обмен обучающимися различных уровней обучения, совместная научно-исследовательская деятельность, проведение и взаимное участие в семинарах и конференциях, а также регулярный обмен учебными материалами, информацией и документацией академического, научного, технологического и педагогического характера. Помимо этого, мы разрабатываем сетевые образовательные программы и программы двойных дипломов, проводим совместные летние школы и практики, занимаемся подготовкой и реализацией международных проектов.

Дмитрий Ендовицкий: «Сотрудничество вузов никогда не было таким значимым»

Академическая мобильность студентов и преподавателей ВГУ осуществляется в рамках 46 договоров о сотрудничестве с зарубежными вузами. ВГУ взаимодействует в рамках программ мобильности с университетами Австрии, Бельгии, Великобритании, Венгрии, Германии, Греции, Испании, Индонезии, Китая, Турции, Франции, Эстонии, Японии. Ежегодно университет направляет на обучение от 80 до 100 студентов и, в свою очередь, принимает 50-70 студентов из вузов-партнеров. ВГУ также проводит дистанционное обучение иностранных студентов в рамках программ обмена. Наиболее активно дистанционное взаимодействие осуществляется с вузами Китая. Что касается мобильности преподавателей, 200-250 человек в год выезжают за рубеж — читают лекции, проводят научные исследования, участвуют в международных мероприятиях.

За последние годы ВГУ реализовал более 40 международных проектов, направленных на развитие потенциала университета, разработку образовательных курсов, проведение научных исследований и организацию академического обмена.

ВГУ является площадкой для проведения международных форумов и конференций. Так, в прошлом году в стенах университета прошло 61 международное мероприятие, на которых обсуждались актуальные вопросы науки и образования, общественной жизни. Не так давно Воронежский госуниверситет встретил в своих стенах участников международного форума «Россия и ЕС: мозаика, которая не складывается», собравшего ведущих экспертов в области международного сотрудничества, политологии, юриспруденции и экологии.

— Возникли ли трудности в реализации международных проектов ввиду санкций против РФ?

— Образование и наука всегда были той уникальной сферой, в которой не было разногласий и противоречий. Академическое сотрудничество никогда не было настолько значимым, как сегодня, когда совместная деятельность и коммуникация в сфере науки и образования из ежедневной, привычной для университетов работы становится настоящей миссией.

Образование и наука попали в пятый санкционный пакет. Воронежский университет имел значительный кейс проектов, это около 30 проектов на 1 января 2022 года. Несколько проектов находились на этапе отбора и подписания соглашений. Сейчас мы завершаем работу с европейскими странами, здесь тоже требуется время дойти — завершить научное исследование или образовательный курс. На данный момент, к сожалению, возникли некоторые трудности в реализации действующих договоров о сотрудничестве с европейскими университетами.

— Не так давно вы посетили Узбекистан с рабочим визитом. Расскажите про цель поездки.

— В апреле этого года ВГУ стал участником выставки «Образование и профессия — 2022» в Узбекистане. Делегация от вуза принимала участие в экспозиции в двух городах — Бухаре и Ургенче. Помимо участия в выставке, представительство ВГУ провело встречу с сотрудниками учебного центра Alfakom, переговоры с ректорами Бухарского государственного и Ургенчского государственного университетов, встречу с начальником управления народного образования Бухарской области, с заместителем директора агентства по делам молодежи Республики Узбекистан и начальником управления народного образования Хорезмской области. Выставка «Образование и профессия — 2022» является важным событием сферы международного образования в Узбекистане, которое ежегодно помогает абитуриентам найти университет мечты и доказывает, что высококачественное образование может быть доступным.

— Как сегодня вуз работает в пространстве СНГ?

— В ВГУ есть договоры о сотрудничестве с 35 организациями высшего образования из шести стран СНГ. Взаимодействие осуществляется по всему спектру направлений от академического обмена до научного сотрудничества. В данный момент в ВГУ обучаются 195 студентов из стран Содружества.

Ежегодно университет проводит более 100 международных научно-практических конференций, форумов, круглых столов, в которых принимают участие ученые, преподаватели, аспиранты и студенты из вузов и научных организаций стран СНГ. За последние 10 лет ВГУ принимал участие в реализации 10 совместных научных проектов с представителями стран СНГ.

25-26 мая состоялся визит делегаций Ошского государственного университета и Каспийского общественного университета в ВГУ. В ходе рабочей встречи подписаны программы сотрудничества, которые предполагают более тесное взаимодействие по таким направлениям, как юриспруденция, экономика, фармация, биология. В начале июня фармацевтический факультет ВГУ провел курсы повышения квалификации для преподавателей Ошского госуниверситета. Коллеги из Казахстана предложили рассмотреть возможность создания филиала ВГУ на их базе.

Также Воронежский государственный университет осуществляет активное сотрудничество с высшими учебными заведениями Республики Беларусь. К настоящему времени у нас подписано семь действующих договоров о сотрудничестве с высшими учебными заведениями и научными организациями, расположенными в Минске, Гомеле, Барановичах и Гродно.

— Какие тренды в образовательном процессе можете сейчас выделить?

— Мы сейчас находимся в серьезной дискуссии по поводу построения национальной конкурентоспособной модели высшего образования. Не отказываясь от наших достижений, находясь в Болонском процессе — это и зачетные единицы, и двухуровневая система образования, мы должны перенастроить нашу систему так, чтобы быть привлекательными для исследователей и студентов из дружественных стран. И в то же время, чтобы система высшего образования, в первую очередь, учитывала потребности в развитии критически важных, стратегических отраслей народного хозяйства. Это атомная энергетика, машиностроение, IT, АПК, переработка, нефтехимия, авиастроение, космос и другие. Все эти отрасли очень сильно нуждаются в квалифицированных кадрах, и потребность в таких специалистах должна покрываться, используя новые подходы в подготовке и проведении исследовательской работы. Никто замыкаться не собирается, там, где хорошо работает двухуровневая система — она останется, эта система предполагает выбор абитуриента индивидуального трека развития. А после бакалавриата студент сможет поступить на любое направление магистратуры.

Также планируем усиливать специалитет. Отмечу, что он сейчас сохраняется и очень эффективно работает в военном деле, в здравоохранении, в ряде инженерных направлений. И, конечно, будет развиваться интегрированная магистратура, когда студент поступает на первый курс и учится шесть лет с выпуском диплома магистра, не защищая бакалаврскую работу. То есть, гибкость национальной системы высшего образования, которая сейчас обсуждается публично, и одновременно учет национальных интересов в подготовке кадров и исследовательской работе, это все должно быть учтено новой моделью высшего образования.

— Расскажите, как университет вернулся к очному формату обучения? И изменились ли как-то подходы студентов и преподавателей к учебному процессу?

— Да, за два года, которые мы жили в условиях пандемии, пришлось многое пройти. Мы научились работать в онлайн-режиме, а это непростая задача с позиции технической. Новые условия вынудили вуз приобретать компьютеры, девайсы и различное оборудование, которое поддерживает облачные решения, где хранятся наши электронные курсы, разработанные университетом. За этот период нам удалось создать более 12 тысяч учебных курсов, это огромное количество. В пиковый момент пандемии это спасло университет от того, чтобы не снизить уровень и качество образовательного процесса. Но я более чем уверен, что самое важное в образовательном процессе — это не онлайн, а личное общение, личная передача опыта. Поэтому сохранится смешанная система с превалированием очного обучения.

— Можете выделить планы и задачи для сотрудников и студентов университета на новый учебный год?

— Важно провести приемную кампанию, ведь это новый цикл любого университета и вуза. Хотелось бы, чтобы к нам пришли ребята с высокими баллами по ЕГЭ, мотивированные к учебе, которые не просто выбирали самый престижный вуз Черноземья. Отмечу, что у нас действительно очень сложно учиться, и поэтому перед тем, как поступать в университет, надо понимать, какие риски несет ваш выбор. Если хотите получить уникальные знания, вам придется много трудиться. Этим отличается ВГУ, мы не раздаем дипломы, мы занимаемся образованием, наукой и молодежной политикой.

Сейчас команда университета ведет работу по созданию приоритетной инженерной школы в области робототехники, это большой отдельный проект. Продолжается проект по созданию комплекса синхротронных исследований, мы занимаемся разработкой лекарств от ковида, здесь хочется выделить очень серьезную работу наших химиков. Помимо этого, продолжаем наращивать техническую базу для центра компетенции в области искусственного интеллекта Воронежской области. На данный момент создано четыре лаборатории искусственного интеллекта, при очень серьезной финансовой, организационной, материальной поддержке Сбербанка, НЛМК, концерна «Созвездие», ГК «Интегрос».

Сейчас на четырех факультетах: компьютерных наук, ПММ, математическом и физическом, обучается три тысячи студентов-айтишников. Это очень большая цифра. И качество образования здесь высокое, это отмечают не только в ВГУ, но и оценивают работодатели. Надеемся на лучшее и, конечно же, на хорошую финансовую устойчивость, что позволит нам поддерживать уровень заработной платы и материально-технические расходы на должном уровне.