На российском рынке труда все больше разница между потребностью компаний в специалистах в одних регионах и их преобладанием в других. Например, по данным hh.ru, по структуре вакансий в ЦФО 13% от всех предложений о работе рассчитаны на привлечение рабочего персонала — «синих воротничков», еще 11% на линейных, массовых сотрудников. 20% вакансий для работников без опыта — которых зачастую приглашают на позиции с обучением. А соискательская активность в данных сферах последние три месяца отрицательная: -4% в ноябре, -3% в декабре и -1% в январе 2023 (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). На лицо дефицит среди квалифицированного и неквалифицированного рабочего персонала, медицинской и фармацевтической сфер, строительстве, производстве и транспорте/логистике в Черноземье — на одну вакансию приходится не больше двух кандидатов.
Выходом для многих работодателей, которым требуются кадры, стал набравший популярность удаленный формат сотрудничества. Но иногда должностные обязанности предполагают только очное присутствие. В таком случае стоит рассмотреть релокацию специалиста в местонахождение компании.
Что такое релокация и какие преимущества она дает работодателю
Релокация — это переезд сотрудника по причине трудоустройства на определенный и неопределенный период. В основном организации таким образом нанимают востребованных профессионалов: ИТ-специалистов, руководителей и высококвалифицированных «синих воротничков».
Помимо закрытия позиций, релокация сотрудника дает работодателю и прочие бонусы. Так, релокант может привнести свежий взгляд на бизнес-процессы и знания в связи с опытом работы в другом регионе. Дополнительно развивается и корпоративная культура компании, улучшается коммуникация между сотрудниками, поскольку опытные релоцированные специалисты могут продвигать новые ценности и сплотить коллектив. А еще такие работники могут быть эффективнее и мотивированнее: решившись на такой серьезный шаг, как переезд, человек, скорее всего, будет стараться добросовестно выполнять обязанности и держаться за работу.
Как подготовиться к релокации сотрудника
Смена места жительства — это всегда большой стресс, не говоря уже о переезде в другой город или страну. Компания должна позаботиться о том, чтобы переселение и пребывание специалиста в новом месте было максимально комфортным. В противном случае сотрудник вместо рабочих задач будет занят решением бытовых вопросов и испытывать психологическое давление. В результате вы получите не только измученного работника, но и скорое заявление на увольнение.
В первую очередь, нужно сформировать релокационный пакет — перечень поддерживающих мер, которые работодатель предоставляет сотруднику при релокации. Стандартно он включает:
— компенсацию расходов на дорогу и жилье (полная или частичная оплата) для работника и членов его семьи;
— участие в поиске жилплощади и оформлении документов для переезда (составление и подписание договора об аренде недвижимости, регистрация по месту жительства, прикрепление к поликлинике и так далее).
Дополнительно пакет может содержать:
— ДМС для работника и его семьи;
— помощь в трудоустройстве супруги/супруга и в записи детей в школу и детский сад;
— перевозку домашних животных и имущества;
— бесплатные билеты на дорогу в родной город раз в полгода-год.
Вместе с тем компании нужно выделить внутренних специалистов, которые будут помогать релоцированному работнику:
— менеджера, который подготовит релокационный пакет и документы, организует переезд, подберет жилье и обеспечит адаптацию сотрудника;
— ментора, который сориентирует человека не только в рамках работы, но и в населенном пункте — расскажет, где покупать продукты, куда обращаться за медицинскими услугами, как проводить досуг и прочее. Если речь идет об области с иным менталитетом, то нужно погрузить работника в культуру, правила поведения и особенности деловой и бытовой коммуникации.
Все перечисленное будет влиять и на привлекательность вашей вакансии — во-первых, соискатели поймут, что у них есть финансовая и моральная поддержка, а во-вторых, увидят, что в компании заботятся о сотрудниках.
Как искать сотрудников, готовых к релокации
Подобрать работников для релокации не так просто: рекрутер не всегда обладает знаниями о рынке труда по всей стране, проводить собеседования и принимать решение приходится удаленно, да и далеко не каждый кандидат может просто собрать чемодан и уехать. Рассказываем, как облегчить поиск и привлечение сотрудников из других городов.
— Оцените рынок труда
— Опубликуйте вакансию
— Начните работать с резюме
— Находите сотрудников в базе и приглашайте на собеседование
Что делать, если кандидаты не откликаются
Все действия предприняты, а сотрудник так и не найден? Не отчаивайтесь и попробуйте следующее:
— зайдите в папку «Посмотревшие вакансию». Вы увидите, кто посмотрел ваше предложение, а также их контакты при наличии доступа к базе резюме;
— пообщайтесь с кандидатами, которые не приняли ваше приглашение на собеседование или оффер, — узнайте, что их смутило. Вы сможете лучше понять предпочтения ваших целевых соискателей и скорректировать предложение;
— продвигайте вакансию на hh.ru. Допустим, можно разместить объявление на главной странице в блоке «Вакансия дня», повесить баннер или подключить SMS и e-mail-рассылки. Все это позволит рассказать о вакансии соискателям в нужных вам регионах и увеличить просмотры и отклики;
— рекламируйте вакансию в разных каналах. Clickme привлечет аудиторию из hh.ru, социальных сетей и поисковой выдачи в «Яндекс».
Помните, чем больше откликов вы разберете, тем чаще вы будете видеть релевантных кандидатов и тем будет выше ваш индекс вежливости на hh.ru, а значит, у вас будет хороший шанс отыскать того самого заветного специалиста.
Реклама. Рекламодатель: ООО «Хэдхантер», hh.ru