Спрос на новостройки в России по итогам первого квартала этого года вырос на 4,8% по сравнению с тремя последними месяцами 2022-го. При этом стоимость квадратного метра за этот период выросла на 0,5%, а объем предложения — на 49,9%, таковы результаты показателей на «Авито Недвижимости».
В январе-марте текущего года относительно первых трех месяцев предыдущего самая высокая динамика спроса зафиксирована в Омске (50,8%), Севастополе (42,3%) и Казани (33,8%). В то же время в некоторых городах, наоборот, наблюдается падение: заметнее всего в Москве (–37%), Тюмени (–7,3%), Красноярске (–4,8%).
Наибольшим интересом пользовались объекты со свободной планировкой (на 20%), многокомнатные квартиры (на 12%), двухкомнатные квартиры (6,2%). Популярность однушек выросла — на 4,7%, трехкомнатных — на 3,7%, а вот интересоваться квартирами-студиями посетители платформы стали не значительно — всего на 0,3%.
В целом повышение спроса аналитики «Авито Недвижимость» во многом объясняют продлением льготной ипотеки, «хоть и с увеличенной ставкой, субсидированной от застройщиков ставкой и скидками». Так, например, как показала статистика Сбера, за первый квартал 2023 года в Черноземье было заключено более 4,3 тыс. ипотечных сделок на сумму 23,7 млрд рублей.
По словам заместителя руководителя коммерческого департамента ГК ОДСК Татьяны Борисовой, если на конец прошлого года на семейную ипотеку пришлось 30,9% всех сделок Группы компаний с использованием кредитных средств, то по итогам первых трех месяцев этого года уже 59,8%. Рост составил почти 93,5%. Причем за счет ипотечного кредитования в ОДСК было приобретено почти 86% квартир, за наличный расчет — 14%, отметила она.
«С точки зрения строительной компании, даже наши худшие прогнозы на начало этого года не оправдались. Все заявленные в Группе компаний планы продаж и в Орле и в Липецке полностью выполняются, — продолжает Борисова. — Мы всегда говорим о том, что несем ответственность и перед нашими клиентами, и перед банками, и перед своими сотрудниками. Поэтому спрос на наши новостройки сохраняется, он достаточно стабилен. Клиент приходит в компанию полного цикла с 80-летней историей, с достаточно богатым опытом, профессиональной командой и разнообразным портфелем тех жилых комплексов, которые мы сейчас предлагаем».
По данным «Дом.РФ», по состоянию на первое апреля объем жилищного строительства в Липецкой области составил 358 тыс. кв. метров, а средняя распроданность по всему портфелю новостроек — 22%, в Орловской области из 298 тыс. кв. метров уже продано 24%.
Жизнь с комфортом: как изменились предпочтения покупателей
Сегодня покупатель стал еще более требователен к покупке объекта недвижимости, говорит Татьяна Борисова. «Видим, что необходимо удовлетворять потребности большего числа потребителей. Получаем запросы на монолитно-кирпичные дома, а в отношении уровня — на комфорт-класс, комфорт-плюс и даже на бизнес. Особенно в Липецке заметно, что потребитель подготовлен к другому уровню. Видно, что и покупательская способность в Липецком регионе выше, так что потенциальный клиент смотрит также и на отделку фасада, его подсветку, вообще многие становятся все более продвинутыми, даже не имея какого-то отношения к недвижимости и строительству. А мы готовы удовлетворять самые различные требования наших будущих клиентов». В Орле же основным пулом проектов компании являются панельные дома, добавляет она. При этом среди покупательских запросов при выборе жилья можно выделить тренд на наличие развитой инфраструктуры и благоустройство внутридомовых территорий. Люди стали чаще обращать внимание на жилые комплексы с закрытой территорией, повышенным уровнем безопасности, детскими и спортивными площадками из современных и безопасных материалов. Также для многих важно наличие дополнительных сервисов — лапомойки и колясочные в подъезде, wi-fi во дворе, круглосуточное видеонаблюдение.
«Сегодня люди смотрят в сторону комфортного и современного жилья. Но нужно понимать, что региональная маржинальность девелоперов серьезно отличается от столичной и от городов-миллионников. Это стимулирует нас гибко подходить к поиску альтернатив по предоставлению того или иного набора услуг в каждом конкретном жилом комплексе, — отметила эксперт. — Понятно, что запросы людей растут, они платят деньги не только за квадратные метры своей квартиры, но и за дворовую территорию, общую зону отдыха, внешний вид домов. Так что в целом тенденция в потребностях клиентов очевидна — предоставление наибольшего числа приятных опций в месте будущего проживания. Я уже говорила про безопасность и детские площадки, но еще людям важно разнообразие качественной отделки квартир, наличие теплых полов, планировок с двумя санузлами или же, например, квартиры с верандой».
Рынок выходит на плато
В настоящее время динамика спроса на ипотечное кредитование вместе с динамикой цен говорит о стабилизации рынка недвижимости, к такому выводу пришли аналитики «Домклик» в своем исследовании в апреле текущего года. Так, стоимость квадратного метра в новостройках пока колеблется в поиске нового баланса спроса и предложения, в то время как стоимость готового жилья уже практически не меняется. При отсутствии новых шоков рынок продолжит восстанавливаться благодаря накопленному отложенному спросу и новой расширенной льготной ипотеке.
В целом по России средняя стоимость квадратного метра на рынке новостроек в марте выросла на 2,6% по сравнению с февралем — со 112 до 114 тысяч рублей. Такой незначительный рост объясняется стабилизацией цен после довольно существенного снижения. Например, в феврале стоимость квадратного метра снизилась до 112 тысяч рублей с отметки в 120 тысяч рублей (это уровень второго полугодия 2022 года).
Заместитель руководителя коммерческого департамента ГК ОДСК Татьяна Борисова также подтверждает эту тенденцию. По ее оценкам, в случае сохранения стабильной экономической ситуации, 2023 год останется переходным периодом для стабилизации рынка и сильных колебаний не будет.
«Хотя стоит сказать, что даже в 2022 году мы верно спрогнозировали тенденции и смогли выполнить планы продаж и реализовать все заявленные проекты, приступить к реализации новых. Совершенно понятно, что прошлый год был годом отложенного спроса. Сейчас те люди, которые оставались в ожидающей позиции — приобретать квартиру или нет — постепенно выходят из тени. Так что спрос есть и в контексте региональных рынков можно говорить о том, что мы выходим на плато, — пояснила она. — Причем в отличие от крупных городов у нас стагнации нет. Это связано с тем, что мы заранее цену не поднимаем, чтобы затем давать скидки или субсидии на все проекты. Мы не используем искусственно созданные акции и скидки. У нас, к слову, ставка от застройщика субсидируется, но на отдельные квартиры в некоторых жилых комплексах».
ПАО «Специализированный Застройщик «Орелстрой», ООО «Специализированный Застройщик «Одск-Л4». Проектная декларация на сайте наш.дом.рф.
Реклама. Рекламодатель: ООО «ОДСК», odsk-group.ru