— Начнем с цифр. Расскажите, какова перерабатывающая мощность «Эксойл Групп», и как она менялась в последние годы.
— «ЭксОйл Групп» — достаточно молодое предприятие. Завод был запущен в 2016 году. У нас наблюдается поступательное развитие. Так, три года назад мы переработали чуть меньше 400 тыс. тонн сырья в год. В прошлом году — 525 тыс. тонн сырья, а в этом — уже 300 тыс. тонн. И наша цель на этот год — переработать не менее 600 тыс. тонн.
У нас всего один продукт — мы производим сырое нерафинированное масло и, в отличие от конкурентов, 100% своей продукции отправляем на экспорт. Наши покупатели очень требовательны к качеству масла. И мы выдерживаем жесткие требования иностранных потребителей.
— В связи с изменившейся геополитической ситуацией, как изменилась структура экспорта в компании?
— Раньше мы продавали масло в основном крупным западным компаниям, таким как ADM, Viterra и другие. В связи с событиями, которые случились в феврале прошлого года, эти компании перестали с нами работать, и теперь нам приходится самим искать покупателей.
Но, с точки зрения рынков, ситуация не сильно изменилась, потому что и раньше мы экспортировали продукцию в дружественные страны: Турцию, отчасти Китай, в меньшей степени Иран. А в этом году китайский рынок для нас стал ключевым, мы продаем ему примерно 80% всего масла, начиная с начала сезона. По-прежнему для нас важны турецкий и иранский рынки, поскольку с этими странами у нас нет никаких ограничений с точки зрения торговли и хождения денег. Например, китайские покупатели с удовольствием платят нам в юанях. Нас это полностью устраивает, поскольку платежи в долларах могут иметь сложности с достижением наших счетов.
— А чтобы отправить продукцию в другую страну какие-то есть преграды?
— Конечно, логистика изменилась. Например, если взять стоимость логистики до СВО и сейчас, то фрахт вырос в два-три раза. Большинство крупных мировых контейнерных линий перестали заходить, к примеру, в Новороссийск. Поэтому значительно сократился объем перевозок из Новороссийска в китайские порты. Стал абсолютно экономически целесообразным, сопоставимым с морским, и железнодорожный сухопутный путь в Китай. А раньше он был в 2-2,5 раза дороже, так что им никто не пользовался.
— В 2020 году компания «Черноземье», которая входит в «ЭксОйл Групп», начала строительство второй очереди завода по глубокой переработке масличных культур. Расскажите, на каком этапе данный проект и повлияли ли на него санкции, введенные со стороны зарубежных государств и пандемия?
— Действительно, мы начали строить завод три года назад: сделали проектную документацию, заказали оборудование, даже полностью завершили базовый цикл по постройке фундаментов. После этого стройку пришлось заморозить: со стороны финансовых институтов возникло серьезное недоверие к тому, что завод будет загружен сырьем. В начале прошлого года мы их убедили, но потом началась СВО, и проекты в значительной степени были снова заморожены. А в этом году мы видим рекордный урожай сои, полностью покрывающий все новые производственные мощности. Этой сои хватило бы и нам, если бы завод был достроен. Вот такая коллизия.
Сейчас мы ведем большую работу над тем, чтобы продолжить стройку. Мы планируем получить до середины этого года все оставшиеся разрешения на финансирование и начать достраивать завод: чтобы к концу 2024 года ввести его в проектную опытную эксплуатацию, а к концу 2025 года — он заработал уже в полную мощность.
— А известно, насколько подорожала стоимость строительства?
— С момента первой оценки в 1,5-2 раза. И курс изменился, и оборудование, конечно же, импортное — в России, к сожалению, пока не производится. Плюс цены на металлы то растут, то снижаются. Но, тем не менее, с учетом экономики работы этого завода, с учетом цен на готовую продукцию и цен на сырье, мы видим, что этот проект окупаемый. Для него сейчас есть сырье и рынки сбыта.
— В январе «ЭксОйл Групп» закрыл сделку с компанией Bunge по ее российскому производству. Расскажите, как складывалось и будет в дальнейшем развиваться взаимодействие недавно приобретенной компанией?
— Здесь важно сделать одну поправку: «ЭксОйл» не покупал Bunge. Bunge купил Карен Ванецян как свою личную инвестицию. И на сегодня он является конечным бенефициаром компании: кстати, с 20 апреля компания называется «Масленица». Карен Ванецян также является единственным и конечным бенефициаром группы «ЭксОйл». Таким образом, у Карена Ванецяна в России есть два бизнеса: «ЭксОйл Групп» и «Масленица». Это разные компании, они по-разному управляются. Я являюсь генеральным директором и в «ЭксОйл Групп», и в «Масленице». И мы не планируем, как минимум в течение года, эти компании соединять по одной простой причине: они находится на разных этапах развития. Если «ЭксОйл» — молодой организм, который только ищет в себе силы для взрослой жизни, нужно улучшать процессы, нужно чуть менять подходы, то «Масленица» (на момент покупки Bunge)— это зрелая компания с процессами, с подходами, с определенной производственной культурой, с культурой внутри коллектива, где важны ценности командной работы, ценности открытости — такие базовые ценности, которые были за то время, пока компания была частью международного гигантского бизнеса. Bunge — это один из четырех крупнейших агроконгломератов в мире. В компании установили все лучшие международные практики в части управления. И сложилась определенная культура, которая на сегодня очень сильно отличается от культуры «ЭксОйла». И мы решили, что сейчас для нас будет наиболее целесообразным вести эти бизнесы как отдельные компании. Тем более что «ЭксОйл» — это стопроцентный экспорт. Bunge — это всемирно известные и давно любимые в России бренды «Олейна», «Идеал». Мы будем использовать возможности владения обоими этими бизнесами с точки зрения обмена опытом, обмена практиками, внедрения лучшего, что есть в той и в другой компании, в получении определенной рыночной синергии, в частности, в закупке семечки. Соединять их на данном этапе — значит, потерять все лучшее, что есть в каждом из этих бизнесов. В течение года мы посмотрим, что делать дальше. Но существует сценарий, при котором эти две компании так и останутся отдельными бизнесами.
— Как известно, в структуру сделки вошло не только предприятие, но и торговые марки. Расскажите, пожалуйста, какие планы на счет них, и возможно ли, что в скором будущем появится какой-то новый бренд?
— Да, «Масленица» является владельцем брендов «Идеал» и «Олейна» на территории России и ряда стран СНГ, как это было и ранее, когда компанией управлял Bunge. Это часть сделки, представляет собой главный актив. Если взять рынок потребительских продуктов, то «Олейна» — это один из трех ведущих брендов на этом рынке. И мы намерены и дальше инвестировать в его развитие. Мы считаем, что «Олейна» может развиваться дальше, может занимать более высокие места. Думаю, что пока мы не будет выводить новые марки. У нас очень хороший портфель брендов, купленный вместе с «Масленицей». Там есть масса локальных марок, одна из которых, кстати, так и называется «Масленица» и тоже представлена на полках магазинов. Мы считаем, что нужно усиливать наши ключевые бренды, чем мы и будем заниматься в ближайшее время.
— И последний вопрос: какие у компании планы по развитию?
— Наша задача сейчас относительно «Масленицы» — стабилизировать компанию, перейти на новую IT-систему, сохранить коллектив, который мы считаем очень результативно и качественно работает на рынке. Нам предстоит внести все изменения, связанные с изменением названия компании. У нас разработан новый логотип. Мы прошли экспертизу, что можем его зарегистрировать. И дальше это поменяет весь стиль компании. Это оформление офиса, завода, вплоть до визиток сотрудников. Наша задача в «ЭксОйле» — построить завод по переработке сои, который более чем удвоит существующий бизнес. Также нам нужно улучшать эффективность. Мы пока еще весь потенциал не выработали. Рассчитываем, что в этом году выйдем на целевой объем в 600 тыс. тонн переработки семечки, что является полной загрузкой завода в Липецкой области. В том числе у нас есть много работы по улучшению коммерческой, производственной эффективности. Я бы сказал, что в «ЭксОйле» сейчас наступает такое время, когда мы соберем вместе все деньги, которые акционер когда-то инвестировал, чтобы получить максимальный стопроцентный результат.
Реклама. Рекламодатель: ООО «УК «ЭксОйл Групп», exoil.org