Пандемия коронавируса стала сильным потрясением для продовольственного рынка, но настоящие тектонические изменения для рыночно-ярмарочной сети и ритейла пришли в Россию вместе с волной санкций начала 2022 года. Уход многих зарубежных поставщиков, спад объемов розничной торговли, колеблющийся спрос потребителей, увеличение цепочек поставок и удорожание логистики, дефицит и рост стоимости упаковки неумолимо влекут за собой глобальные перемены в сфере продовольственной торговли. Вместе с этим, вопросы продовольственной безопасности, импортозамещения, сохранения огромного количества рабочих мест и числа производителей становятся одной из основополагающих задач для руководства страны. О том, какую роль здесь могут и должны играть региональные рынки и ярмарки, рассказывает в интервью РБК Черноземье генеральный директор Центрального рынка города Белгород Лиана Соловьева.
— Экономические санкции против России — это удар по сектору рынков и ярмарок или шанс для его активного роста?
— Здесь не может быть односложного ответа. Естественно, текущие обстоятельства не могли не отразиться как на потребительском спросе, так и на бизнес-процессах в сфере торговли. Мы относимся к текущей ситуации как к очередному вызову и видим в ней перспективы для развития. На мой взгляд, рынки и ярмарки более адаптированы к внешнеэкономическим переменам, чем сетевые ритейлеры в силу своей специфики — ставке на небольших производителей и локальной продукции. Развитие рыночно-ярмарочной сети в период трансформации российской экономики — естественный процесс, и начался он не сегодня. Наша задача — сделать его максимально качественным, отвечающим всем современным требованиям. Ключевое — доступность товаров, комфортные условия для малого бизнеса и передовой контроль за качеством. В Белгороде мы эту задачу поставили перед собой еще в 2020-м, и тот задел, который успели создать за эти годы, позволяет смотреть в будущее с большой долей оптимизма.
— Можете подробнее рассказать о тех задачах, что вы перед собой ставили.
— Ключевым моментом была задача привести основные рынки и ярмарки Белгорода в современный вид, как с точки зрения визуальной составляющей, так и материально-технической и правовой. В России рынки существовали всегда — отправьтесь в центр любой областной столицы, и там наверняка один из главных кварталов будет занимать городской рынок. Другое дело, что в период 90-х и 2000-х эти кварталы превратились в хаотичное нагромождение торговых рядов, проблемное как с эстетической, так и с организационно-правовой точки зрения. На их фоне сетевые ритейлеры стали выглядеть гораздо привлекательнее и переключили на себя значительную часть аудитории, в первую очередь среди молодежи и людей со средним и выше среднего достатком. Но повторю — в России рынки всегда были и всегда будут. Сделайте ставку на их конкурентные преимущества — и получите качественную отдачу.
Москва, как локомотив новаций в нашей стране, первой обратила свое внимание на рынки. Посмотрите на то, как сейчас выглядят Даниловский, Усачевский или Дорогомиловский рынки столицы — современные, привлекательные, в каких-то моментах даже можно использовать популярный термин «крафтовые» торговые ряды, магазины и фудкорты. В масштабах ЦФО можно отметить Центральный рынок Воронежа — это новые точки притяжения, весьма востребованные у населения.
Нашей ключевой задачей было привести к такому же высокому уровню Центральный рынок Белгорода и Южную ярмарку — две важные точки притяжения нашего города. Центральному рынку 13 сентября исполнилось 66 лет — он уже давно стал неотъемлемой частью Белгорода. В период с 2019 по 2020 мы провели масштабную реконструкцию крытой части рынка — ремонт фасада, капитальных строений, складских помещений, модернизация внутренних помещений на площади более 10 тыс. кв. м. С нуля создали систему вентиляции, заменили инженерно-технические коммуникации — с момента открытия рынка в 1957-м году он не видел таких изменений.
Не менее масштабные перемены затронули Южную ярмарку. Фасады, интерьеры, системы отопления и вентиляции, увеличение торговых площадей с 2 000 до 3 500 кв. м, транспортная доступность в плане парковки — это то, что позволило дать качественно новый импульс для развития давно известной белгородцам торговой площадки.
— Количественные показатели отражают правильность выбора вами этой модели развития?
— Да, мы наблюдаем значительный прирост посетителей сейчас, если сравнивать с допандемийным периодом. По Центральному рынку могу сказать, что в среднем 20 тысяч посетителей в сутки мы имеем. Плюс есть рост по арендаторам, как крупным, так и малым.
— Можете озвучить цифры?
— Если говорить о Центральном рынке, то это 1532 торговых места на открытой части, 300 — на территории крытого рынка, а также магазины и общепит — около 50-ти. Южная ярмарка — это порядка 150 арендаторов плюс магазины.
— То есть, если говорить о социально-экономическом вкладе в развитие города, Центральный рынок дает порядка двух тысяч рабочих мест?
— И даже больше. Это тоже один из важных моментов, которые очень часто озвучиваются на совещаниях в Минпромторге РФ и тематических конференциях — социальная роль рынков и ярмарок. Мы предоставляем возможность для фермеров, местных производителей, малого бизнеса реализовывать свою продукцию. Для большинства из них зайти в сетевые магазины — задача из разряда невозможных, а торговля по старинке на обочинах и без финансово-правового регулирования государством не поощряется. Реализация их продукции в формате рынков и ярмарок, думаю, безальтернативный способ для поддержки малого предпринимательства в России. Мы предоставляем современные торговые площади, стабильный трафик покупателей, контроль за качеством продукции.
— Каким образом происходит контроль?
— Сотрудничаем с независимой государственной системой контроля качества. Все продукты питания проходят многоуровневую проверку перед поступлением в продажу. Это гарантирует качество и полную безопасность для покупателя. Фермер поставляет продукцию на реализацию, обращается в контролирующий орган и получает документ, подтверждающий качество продуктов растительного происхождения, либо паспорт животного с обязательной проверкой у ветеринара на здоровье и прививки для мясной и молочной продукции. После прохождения проверки качества товара, лаборатория рынка получает документ о поступлении продукции. В нем должны быть указаны: объем, место происхождения, информация о продавце и заключение органа контроля. Затем продукция с личных подсобных хозяйств попадает в лабораторию рынка, где проводится повторная проверка качества. В случае одобрения сотрудниками лаборатории товар допускается к реализации. При любых нарушениях товар к реализации допущен не будет.
— Возвращаясь к социально-экономической роли рынков и ярмарок…
— Да, возвращаясь к этой стороне вопроса, повторю — невозможно недооценивать вклад в развитие малого предпринимательства, фермерских хозяйств и локальных производителей. Плюс, при должном уровне контроля качества продукции мы получаем еще и то, что рынки становятся одним из ключевых источников натуральных продуктов. Современные рынки — это здоровое питание, а этот сегмент показывает в России стабильный рост как минимум последние пять лет. Рост потребности в товарах зеленой категории и востребованность продуктов с повышенными функциональными качествами — один из главных трендов 2023 года. «Российский рынок продуктов сегмента health and wellness («здоровье и благополучие») растет в среднем на 8,5% в год на протяжении последних пяти лет. Здоровое питание, по данным «М-Пульс», входит в топ-5 самых популярных способов борьбы со стрессом сегодня».
У нас в крытой части есть целый ряд молочной продукции — так к нам на постоянной основе ходят за ней многие спортивные тренеры Белгорода. Для нас это приятная мотивация, чтобы «держать планку».
— Государство оказывает поддержку подобным проектам модернизации или это пока еще частная инициатива?
— В нашем конкретном примере это частная инициатива, собственные инвестиции. На уровне федеральной власти сейчас активно прорабатывается программа развития оптовых продовольственных рынков. Председателем правительства РФ Михаилом Мишустиным в сентябре 2021 года утверждена концепция развития ОПР в Российской Федерации, предполагающая формирование целостной системы оптовых продовольственных рынков, объединяющих в себе весь спектр услуг по приемке, фасовке и реализации продукции. В этом году на ежегодной «Неделе Ритейла» в Москве в рамках одной из экспертных сессий от президента «Ассоциации рынков и ярмарок Белгородской области» Михаила Несветайло было озвучено предложение разработать на федеральном уровне программу по субсидированию строительства и реконструкции продовольственных рынков и ярмарок по аналогии с существующей программой по ОПР. Субсидирование, по его мнению, может осуществляться как из федерального, так и из регионального бюджетов. Данная мера позволит осуществить комплексное развитие рынков, ярмарок и оптово продовольственных рынков. К слову, в качестве примера того, как могут выглядеть современные рынки и ярмарки показывали слайды наших белгородских объектов — Центрального и Южного.
— Федеральный центр видит ваши успехи на уровне региона?
— Да, вот как раз в рамках Всероссийской «Недели Ритейла» Ярмарка Южная отмечена Министром промышленности и торговли РФ Денисом Мантуровым дипломом победителя в категории «Лучший розничный рынок». В 2022 году мы взяли диплом в номинации «Лучшая ярмарка». Успехи видят, прислушиваются к мнению, следят за тем, как реализуем свои идеи на практике. Надеемся, что наш опыт со временем можно будет спроецировать на другие региональные центры.
В текущий период времени мы обязаны вкладывать новый импульс развития в региональные рынки и ярмарки, если хотим обеспечить малый бизнес и фермеров стабильными каналами сбыта продукции, а население — здоровой и качественной продукцией. Эта история больше, чем просто про бизнес или про стратегическую безопасность страны в плане продовольствия. Здесь отчасти заложен и культурный код нашего русского социума. Поэтому повторю еще раз озвученную ранее мысль — рынки в России были, есть и будут. Наша задача — внедрять в систему, функционирующую в нашей стране столетиями, инновации согласно духу времени. А отдача от этих вложений не заставит себя ждать, в том числе и экономическая — проверено, как говорится, на себе.
Реклама. Рекламодатель: ООО «Альянс плюс», www.central31.ru