Новости партнеров , Черноземье ,  
0 

Успеть за 20 минут. Как изменятся стандарты оказания неотложной помощи

В ВГМУ им. Н.Н.Бурденко обсудили проблемы внедрения инноваций во врачебную практику
Фото: ru.freepik.com
Фото: ru.freepik.com
Создание современных умных отделений в больницах и правильная маршрутизация пациентов в первые часы после вызова — главные задачи скоропомощной службы.

11-12 апреля на базе ВГМУ им. Н.Н.Бурденко состоялась V научно-практическая конференция Центрального региона России «Актуальные вопросы внедрения инновационных технологий в практику скорой медицинской помощи». Организаторами конференции выступили Министерства здравоохранения России и Воронежской области, Санкт-Петербургское отделение РАН, Российское общество скорой медицинской помощи, Воронежский медицинский университет им. Н.Н.Бурденко и БУЗ ВО «Воронежская станция скорой медицинской помощи». Конференция собрала профильных специалистов из 62 регионов страны и прошла в гибридном формате.

Обеспечение медицинской безопасности граждан — такова, по большому счету, главная задача происходящих сегодня в службе оказания скорой помощи реформ, считает Сергей Багненко, ректор Первого Санкт-Петербургского государственного медуниверситета имени академика И. П. Павлова, главный внештатный специалист по скорой медицинской помощи Минздрава России, председатель правления Российского общества скорой медицинской помощи. Российские регионы идут по пути создания единого информационного пространства в диспетчеризации и маршрутизации пациентов, обновления материально-технической базы, привлечения и мотивации медицинского персонала и обеспечения равного доступа к оказанию срочной помощи в областных центрах и на периферии. Эксперт отметил, что в Воронежской области такая система практически выстроена в отношении острого коронарного синдрома, острых нарушений мозгового кровообращения, сочетанной травме и еще некоторым видам заболеваний, требующим неотложного врачебного вмешательства. Достойна внимания и масштабирования внедренная более чем в десяти воронежских поликлиниках практика организации «желтой зоны» для оказания помощи пациентам средней степени тяжести, которые нуждаются в срочной диагностике и медицинской помощи, но без угрозы жизни. Эффективное взаимодействие службы скорой помощи с поликлиническим звеном здравоохранения — серьезный ресурс и «запас прочности» для неотложной медицины, полагает эксперт. За последний год количество вызовов скорой помощи сократилось со среднегодового показателя в 45-46 миллионов обращений до 41 миллиона, и это, по мнению Сергея Багненко, прямое следствие проводимой поликлиниками диспансеризации и амбулаторного курирования больных.

Однако многое еще предстоит сделать. В числе важнейших и первоочередных мероприятий— создание «умных» приемных отделений при крупнейших региональных больницах с возможностью зонирования больных по степени тяжести, а также оптимизация границ «медицинских округов» с целью правильной и быстрой, в течение суток, маршрутизации пациента в тот стационар, где ему будет оказана исчерпывающая помощь. Значение этой работы, по мнению Сергея Багненко, трудно переоценить, ведь почти 15% предварительных диагнозов меняются в процессе дальнейшего обследования пациента. В качестве примера эксперт привел Белгородскую область, где только оптимизация медицинской логистики позволила значительно улучшить ключевые показатели качества скорой помощи. И еще один пункт «дорожной карты» в реформировании неотложной медицины — открытие в перспективе профильных отделений скорой помощи при крупных стационарах. Смысл таких отделений — в работе специальных медицинских команд, которые могут сопровождать больного любой степени тяжести от «колесного» этапа или самообращения до постановки диагноза и при необходимости — госпитализации в медицинское учреждение. Это — зарекомендовавшая себя с лучшей стороны общемировая практика, к которой обязательно придет и российское здравоохранение, уверен Багненко.

Министр здравоохранения Воронежской области Игорь Банин в рамках пленарного заседания конференции рассказал о программе совершенствования скорой медицинской
помощи Воронежской области и путях ее реализации. Широкое внедрение информационных технологий в практику Единой диспетчерской службы уже позволило сделать более эффективным «колесный» этап неотложной помощи. Теперь медицинской бригаде еще до приезда на место доступен весь медицинский бэкграунд пациента, включая историю обращений, диагнозов и госпитализаций, что помогает быстрее сориентироваться в ситуации и принять релевантные меры. Этому же способствует оснащенность бригад скорой помощи современной техникой, в частности планшетами и аппаратами для проведения ЭКГ с функцией расшифровки. Сейчас принципы и технологии взаимодействия врачей скорой с Единой диспетчерской службой отрабатываются на новой подстанции в Северном районе Воронежа, чтобы в дальнейшем позволит масштабировать этот опыт на строящейся центральной подстанции.

Особое внимание глава министерства уделил комплексному подходу к оказанию неотложной помощи и межведомственному взаимодействию в этих целях с Центром медицины катастроф и поликлиническим корпусом, а также отметил активную работу по решению вопросов кадровой обеспеченности службы скорой помощи. Здесь благодаря целенаправленной работе последних нескольких лет уже удалось добиться положительной динамики в притоке фельдшеров и младшего медицинского персонала, хотя по-прежнему остро стоит вопрос с врачами, признал глава министерства. Проблему держат на контроле в ВГМУ им. Н.Н.Бурденко — его ректор Игорь Есауленко рассказал, что сейчас обучение в клинической ординатуре по скорой медицинской помощи проходят 45 человек, на этот год университет получил 37 бюджетных мест по этой специальности. «Состояние и перспективное развитие здравоохранения в значительной степени зависят от подготовки, профессионального уровня медицинских кадров и обеспеченности ими системы здравоохранения как ее главным ресурсом. Мы постоянно работаем над тем, чтобы качество подготовки специалистов повышалось. В традициях нашего университета — развитие многоуровневой системы подготовки кадров и непрерывного профессионального образования по программам специалитета, ординатуры, аспирантуры, а также переподготовки и повышения квалификации», — подчеркнул Игорь Есауленко.

Первое звено неотложной медицинской помощи — сам человек. Таким тезисом открыл свой доклад «Первая помощь в России. Что нового?» Леонид Дежурный, старший научный сотрудник Московского территориального научно-практического центра медицины катастроф, руководитель методического аккредитационно-симуляционного центра при Центральном научно-исследовательском институте организации и информатизации здравоохранения. Задача скорой помощи — спасти жизнь человека, а задача самого человека и его окружения — дожить до прибытия медиков. Эксперт рассказал о готовящихся к принятию поправках, касающихся первой помощи — особого вида помощи (отличной от медицинской), оказываемой лицами, не имеющими медицинского образования, при травмах и неотложных состояниях до приезда медицинского персонала. Поправки должны прояснить стандарты проведения мероприятий первой помощи, определить круг лиц, обязанных и имеющих право ее оказать, а также регламентировать объемы и содержание их образовательной подготовки. По сути, в систему оказания первой помощи может быть вовлечен любой дееспособный человек, поэтому грамотная популяризация этого вспоможения имеет огромное значение, считает Леонид Дежурный.

Первая помощь — это просто, важно и может спасти чью-то жизнь, резюмировал спикер.

По окончании пленарного заседания работа конференции продолжилась по тематическим сессиям, в том числе на онлайн-площадках, на которых медики обсудили актуальные вопросы взаимодействия и оказания медицинской помощи по разным направлениям на догоспитальном и стационарном этапах, проблемы управления обращаемостью населения за скорой медицинской помощью, а также опыт оказания неотложной помощи при чрезвычайных ситуациях и вооруженных конфликтах.

Реклама. Рекламодатель: ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н. Н. Бурденко Минздрава России, vrngmu.ru