— В начале 2023 года акционер компании приобрел российское производство компании Bunge, которое в апреле было переименовано в «Масленицу». В октябре этого года произошло слияние активов. Что стало причиной сделки?
— Слияние еще не произошло, оно пока только анонсировано. Причина состоит в том, что мы в течение второй половины этого года с акционером, с советом директоров компании начали обсуждать, какова наша дальнейшая стратегия развития. И поняли, что компания за следующие пять лет вырастет в несколько раз. Когда мы обсудили и приняли эту стратегию, то стало понятно, что невозможно управлять двумя совершенно разнородными активами как отдельными компаниями. Тогда мы решили, что нужно объединять эти активы. Также мы понимаем, что компания увеличится за счет постройки соевого завода, который мы начали строить в прошлом году. Мы рассчитываем в первой половине следующего года его достроить и запустить в эксплуатацию. Это очень сильно увеличивает размер компании и требования, которые мы накладываем на себя с точки зрения качества управления.
Стало очевидно, что мы просто не можем управлять «Эксойл» и «Масленицей» как отдельными компаниями. Поэтому приняли решение о том, что объединяем активы. Думаю, что это объединение в значительной степени управленчески будет реализовано до конца этого календарного года. В дальнейшем мы будем дальше развиваться, расширять структуру, и «Масленица» станет полноправной частью нашей компании.
— Вы говорили, что в первый год слияние не планировалось, так как компании находились на разных этапах развития. Что же изменилось?
— Во-первых, мы, имея в «Эксойле» экспортный бизнес, не понимали, как работает российский рынок по бутылке. И нам нужно было понять, насколько для нас стратегически правильно иметь активы по бутылке внутри компании. Поэтому первый год мы смотрели, наблюдали, изучали эти возможности. И сейчас считаем, что можем свои бренды «Олейна» и Ideal развивать на этом рынке и в будущем, что мы можем увеличить их долю на рынке, и что этот бизнес позволит нам сделать компанию более устойчивой, потому что российский рынок более стабильный с точки зрения объемов и заработка. А рынок на экспорт очень волатильный: постоянно меняется цена сырья, цена масла. Поэтому актив, связанный с реализацией масла в бутылке под брендами, стабилизирует в целом компанию в финансовом смысле.
— Что же теперь будет в приоритете: экспорт или торговля на отечественном рынке? Ведь раньше компании работали по разным сценариям.
— Отечественный рынок по определению ограничен. Потребление на душу населения масла в России не растет уже достаточно долгое время и вряд ли будет расти в будущем. Понимаем, что на этом ограниченном рынке мы можем воспользоваться ситуацией и получить ту долю рынка, которую стратегически считаем для себя приемлемой и важной. Соответственно, все остальное будет уходить на экспорт. Если сравнивать в объемах, то на сегодня объединенная компания в большей степени работает на экспорт, чем на российский рынок. Понятно, что с вводом новых активов своего завода эта диспропорция увеличится, и на экспорт будет отправляться еще больше готовой продукции. Наши целевые стратегические рынки — это Индия, Китай, в меньшей степени Турция, Иран.
— А как объединение повлияет на сотрудников? Предполагается ли сокращение штата?
— У нас, как я уже сказал, кратный рост. Я не хотел бы называть его цифры, но в том числе и численность компании на горизонте трех-пяти лет вырастет кратно: более чем в два раза. Поэтому нам, наоборот, нужно думать о том, чтобы у нас было достаточно квалифицированных потенциальных сотрудников, чтобы они могли в компании расти и развиваться дальше. Поэтому ни о каких массовых сокращениях речи не идет. Наоборот, сейчас думаем о том, как нам правильно построить систему обучения кадрового резерва, для того чтобы мы воспитывали для своего будущего роста сотрудников в первую очередь внутри компании и продвигали на те должности, которые у нас в будущем появятся от увеличения компании, своих собственных сотрудников.
— Какой экономический эффект вы ждете от слияния?
— Экономический эффект связан совершенно точно с объективными факторами. Две службы закупок сырья, как бы мы ни старались, все равно работают чуть по-разному. И понятно, что мы хотим от объединения активов и от объединения закупочных структур получить определенную синергию в деньгах. Это первое. Во-вторых, «Эксойл» — компания, которая специализируется на экспорте. У «Масленицы» за счет того, что мы в последний год увеличили мощность завода в Воронежской области примерно на 10%, стал образовываться объем сырого масла, который не востребован с точки зрения объема, который необходим для бутылки. Поэтому у нас образуется небольшой объем. Понятно, что если мы его присоединим к тому большому объему, который экспортирует «Эксойл», то же получим определенный положительный эффект. Это два основных фактора, на которые рассчитываем при объединении и синергии. С точки зрения финансового результата это очень заметная цифра. Мы ее тоже обсудили на совете директоров, согласовали. Это является для нас как для менеджмента целью при слиянии двух компаний в одну единую.
— Поделитесь, пожалуйста, планами по реализации новых проектов.
— Нам бы, честно говоря, «переварить» то, что мы сейчас уже объединяем. Мы должны, конечно, улучшить качество управления, качество процессов, часть процессов автоматизировать. У нас сейчас важный этап соединения двух практически равных по размеру компаний. Объединенная компания будет, соответственно, в два раза больше, чем любая из тех, которые сейчас есть по отдельности. Потом нам нужно запустить соевый завод, вывести его на полную мощность. Это еще увеличит уже объединенный размер компании примерно в полтора раза. Поэтому на ближайшие три года задач у нас, как говорится, невпроворот. И нам как менеджменту нужно сейчас правильно все спланировать и реализовать. У нас есть и другие планы, но пока о них рано говорить.
В целом рассчитываем за счет слияния активов «Эксойла» и «Масленицы», за счет вывода на полную мощность соевого завода и за счет некоторых наших новых проектов уверенно войти в топ-5 компаний в отрасли и быть сопоставимыми с такими большими компаниями с точки зрения объема переработки масличных, как «Юг Руси», «Русагро», «Эфко». Это наша стратегия.
Реклама. Рекламодатель: ООО «УК «ЭксОйл Групп», www.exoil.org