Торговля на маркетплейсах, как правило, проходит через посреднические договоры. Ранее это считалось препятствием для применения автоматизированной упрощенной системы налогообложения (АУСН). Но 8 сентября президент России подписал закон №259-ФЗ, согласно которому, начиная с 2025 года, организациям и предпринимателям на АУСН будет разрешено продавать продукцию и товары через посредников. Запрет на применение АУСН будет действовать только для тех, кто ведет деятельность в интересах третьих лиц. Подробности грядущих изменений объяснила руководитель «Бухгалтерского бюро» Елена Марченко.
— Автоматизированная упрощенная система налогообложения — экспериментальный спецрежим, при котором отчетность почти полностью отменяется, а налоги рассчитываются автоматически. Уточните, на кого он рассчитан?
— Режим ориентирован на малый бизнес с численностью сотрудников не более пяти человек и годовым доходом не более 60 млн руб. Также остаточная стоимость основных средств не должна превышать 150 млн руб., выплаты сотрудникам должны производиться только безналичным способом, а расчетный счет открыт в банке, уполномоченном ФНС. АУСН имеет ряд ограничений по видам деятельности.
— Спецрежим вводится со следующего года. Расскажите, а как дело обстояло раньше?
— Продавцы маркетплейсов обычно работали на УСН «Доходы» или «Доходы минус расходы». Причем те, кто на «Доходах», зачастую считали налог сами или доверяли банковской бухгалтерии. Так было дешевле: бухгалтер не нужен, подумаешь, на 6% умножил и все. И признавали доход неверно: только то, что пришло на расчетный счет. А нужно было облагать сумму всей продажи покупателю, не вычитая комиссию маркетплейса. Налоговая их «кошмарила» и сейчас «кошмарит»: региональные инспекции ФНС завалены проверками по занижению дохода. И вот маркетплейсам разрешили применять автоматическую УСН. Раньше по агентским договорам с ней работать было нельзя. А теперь можно не платить бухгалтеру, а налоговая сама будет считать налог, если продавцы выберут АУСН. Но у системы есть плюсы и минусы.
— Давайте поговорим о них подробнее. В чем, на ваш взгляд, преимущества данной системы?
— Основное преимущество — упрощение, а в большинстве случаев, отмена налоговой отчетности и отчетности в Социальный фонд. Назову основные параметры. Ставка налога: 8% «Доходы», 20% «Доходы минус расходы», 3% минимальный налог. Ставка страховых взносов — 0%.
Фиксированные взносы ИП не уплачиваются. Социальные выплаты сотрудникам финансируются из бюджета. Ставка взносов на травматизм заменена на фиксированную выплату 2434 руб. (для 2024 года), размер ежегодно индексируется. В 2025 году она составит 3018 руб.
АУСН автоматически подсчитывает налоговые выплаты и отчитывается о них в ФНС. Продавцы не будут тратить время на расчет налога и страховых взносов, на подготовку отчетности. Нет необходимости платить бухгалтеру. Также большим плюсом является экономия на страховых и фиксированных взносах.
— Но, как вы уже упомянули, существуют и минусы…
— Да, наравне с плюсами вырисовывается и ряд минусов, без которых никуда. Это, во-первых, недостаточная информативность: АУСН может не учитывать некоторые нюансы, такие как скидки, бонусы и др., что приведет к неверному расчету налога. К тому же ставка налога и минимального налога выше обычных на УСН. Кроме того, существует ряд ограничений, присущих данному режиму. Так, бизнесу на АУСН нельзя открывать филиалы и совмещать налоговые режимы.
— Что же из этого следует: стоит ли переходить на АУСН или нет?
— Чтобы понять, стоит ли игра свеч, нужно взвесить все плюсы и минусы. Переходить ли на АУСН? В ответе на этот вопрос вам поможет наше бухгалтерское бюро. Свяжитесь с нами любым удобным способом, и мы проконсультируем по данному вопросу прямо сейчас.
Реклама. Рекламодатель: ИП Марченко Е.И., www.buhgalterskoe-bjuro-eleny.clients.site