Вице-президент, управляющий банка ВТБ в Воронежской области Игорь Нестеров провел пресс-конференцию, посвященную итогам работы за девять месяцев текущего года. Банк продемонстрировал уверенный рост ключевых показателей работы с бизнесом и физическими лицами. Глава финансово-кредитного учреждения также рассказал о перспективах развития банка в наступающем году и стратегии работы в условиях предстоящей «засухи» в кредитовании во всех сегментах.
«Оставаться на местах». Что принес ВТБ реальному сектору региональной экономики
По итогам трех кварталов 2024 года ВТБ в Воронежской области нарастил кредитный портфель розничного и корпоративного бизнеса до 217,3 млрд рублей (рост на 18% к началу года). Портфель привлеченных средств увеличился на 26% и достиг 229,4 млрд рублей. «Такие равновесные цифры привлеченных от клиентов и вложенных в экономику средств дают нам право говорить о региональной ориентированности банка ВТБ в Воронежской области, — подчеркнул Игорь Нестеров. — Мы инвестируем и тратим там, где зарабатываем. Это, а также почти две тысячи рабочих мест, созданных банком в области, — наш вклад в экономику региона».
В общем объеме выданных кредитов 48%, или 105,2 млрд рублей составляет корпоративный кредитный портфель, который увеличился с начала года на 19%, в том числе кредиты крупному бизнесу — 12,6 млрд (+29% к началу года), кредиты СМБ — 92,5 млрд рублей (+18% к началу года). В отраслевом разрезе кредитного портфеля малого и среднего бизнеса преобладают компании пищевой промышленности и сельского хозяйства (38%), строительства и недвижимости (29%), а также сферы торговли (10%). Гарантийный портфель предприятий среднего и малого бизнеса достиг 27,9 млрд рублей, увеличившись с января на 35%. Совокупный документарный портфель воронежского подразделения банка составил 35,3 млрд рублей (+19%).
«Мы уделяем особое внимание поддержке среднего и малого бизнеса, потому что благополучие этой сферы является основой эффективного развития региональной экономики. Более 13 тысяч активных клиентов этого сегмента выбрали ВТБ своим партнером. Отрадно видеть и рост клиентов-самозанятых — их число с начала года выросло практически в два раза и составило 1,4 тысячи человек. Мы понимаем, что банковские кредиты остаются ключевым инструментом для решения текущих задач и масштабирования бизнеса. Поэтому обеспечение доступности кредитных средств для предпринимателей — одна из наших важнейших задач», — отметил глава ВТБ в Воронежской области.
Несмотря на сложную экономическую ситуацию, корпоративные клиенты банка стабильно выполняют свои долговые обязательства, подчеркнул Игорь Нестеров. Этот позитивный сигнал будет конвертирован в дальнейшую активность банка в инвестиционной сфере — сейчас в области с участием ВТБ уже реализуются значимые проекты в реальном секторе экономики, и банк не намерен сворачивать эту работу.
Большая розница. Клиенты ВТБ — физические лица показали рекордный рост сбережений
За девять месяцев текущего года объем сбережений и инвестиций жителей области в воронежском банке ВТБ увеличился на 25%, до 162 млрд рублей. Для сравнения — это почти вдвое больше портфеля привлеченных средств корпоративных клиентов за тот же период: их объем составил 67,7 млрд рублей (+27% к аналогичному периоду). В среднем каждый вкладчик (физическое лицо) держит на счете около полумиллиона рублей.
«Временные сценарии размещения денег на депозитах говорят о стремлении и готовности вкладчиков размещать средства на более длительные сроки, — отметил Игорь Нестеров. — Самая высокая доля депозитов — 38% — приходится на вклады с периодом размещения год и более, около 33% вкладов открыты на срок от шести месяцев до одного года. Мы живем в исторически уникальное время вкладчика. В течение этого года ключевая ставка поднималась с 16 до 21%, вместе с ней росли и проценты по вкладам. И если в 2015 и 2022 годах высокие ставки держались не более двух месяцев, то в 2024 году пиковые ставки сохраняются в течение всего года. Пока ключевая ставка не начнет опускаться, банки и дальше будут предлагать вкладчикам экстрадоходность».
Помимо традиционных сберегательных решений, воронежцы пользуются инвестиционными инструментами — активность по инвестпродуктам за три квартала выросла почти на четверть (22%).
По итогам трех кварталов кредитный портфель розничного бизнеса вырос на 17% — до 112,2 млрд рублей. Основную его часть — около 57,1 млрд — составляет ипотека (+10%), портфель кредитов наличными перешагнул отметку 40,5 млрд рублей (+9%), автокредитов — 11,7 млрд (+148%). В банке отметили, что к концу года ожидают общерыночное снижение спроса на розничные кредиты на 16% к результатам 2023 года. Основным фактором снижения является ипотека, при этом драйвером роста останется автокредитование.
Сегодня клиентами ВТБ в розничном секторе являются более 350 тысяч человек, то есть каждый четвертый экономически активный житель области. И, несмотря на активное развитие digital-cервисов, значительная часть клиентов предпочитает решать финансовые вопросы в формате «человек — человек». Отмечая этот тренд, ВТБ активно расширяет свое оффлайн-присутствие посредством выездного сервиса. Наиболее востребованные услуги — заказ дебетовых и детских карт, запрос кредитной истории, информация о программах лояльности и помощь в настройке СМС-уведомлений. Сегодня мобильный сервис банка доступен в оффлайн-режиме в 40 точках региона. К началу 2025 года банк ВТБ расширит зону доставки своих услуг в Воронежской области в 3,5 раза. Выездные менеджеры будут обслуживать еще 109 населенных пунктов, включая Воробьевку, Верхний и Нижний Мамон, Петропавловку и Бутурлиновку. Таким образом выездной сервис станет доступным для 825 тысяч жителей региона в 149 населенных пунктах.
Еще один социальный тренд, который банк намерен поддерживать, — семейная ориентированность. ВТБ планирует объединить сервисами «Семейного банка» миллион российских семей, и воронежский офис, несомненно, внесет свою лепту в решение этой задачи, считает Игорь Нестеров. «Семейный банк» — это возможность объединить все продукты и сервисы ВТБ, направленные на обслуживание семей: создать в онлайн-банке свою семейную группу и получить повышенное число категорий кешбэка, скидки на страховые продукты и услуги связи «ВТБ Мобайл», а также дополнительные надбавки по ВТБ-вкладу. Это позволит розничным клиентам ВТБ сохранять и преумножать семейный капитал и привычный уровень жизни, экономя на постоянных тратах.
«Не разговаривайте с незнакомцами». Как ВТБ выстраивает систему защиты от мошенничества
Одно из важнейших направлений работы банка ВТБ — противодействие мошенничеству в финансовой сфере. По итогам девяти месяцев банк ВТБ в целом по России выявил более 8,6 млн подозрительных операций и сохранил своим клиентам 7,4 млрд рублей, которые мошенники пытались похитить. «Мы совершенствуем свою антифрод-систему для более точного определения мошеннических транзакций, проводим информационную работу для повышения финансовой грамотности населения, а также развиваем технологии защиты клиентских средств и персональных данных, — рассказал Игорь Нестеров. — Однако социальная инженерия остается самым частым способом мошенничества. По статистике 85% пострадавших самостоятельно переводят деньги на неизвестные счета, снимают и отдают наличные неизвестным людям. К сожалению, банк может противодействовать этим сценариям лишь на завершающих стадиях, в то время как самый простой и надежный способ — не запускать эту цепочку событий, не начинать общение с незнакомыми людьми».
Управляющий банка ВТБ в Воронежской области рассказал также, что на самые распространенные схемы телефонного мошенничества пришлось до 80% всех инцидентов с января по октябрь 2024 года. Чаще всего злоумышленники представлялись сотрудниками банков и операторов связи, на втором месте — звонки якобы из государственных органов. В третьем сценарии клиентам предлагали заработки за счет фейковых инвестиций, подработки в интернете.
Изменился портрет самих мошенников — сейчас это чаще всего финансово грамотные профессионалы, хорошо разбирающиеся в психологии людей, умеющие в нужный момент оказать давление на собеседника.
Правила безопасности по-прежнему просты: не отвечать на звонки и сообщения в мессенджерах с неизвестных номеров, подключить блокировку спам-звонков от операторов сотовой связи или надежных разработчиков ПО — себе и членам семьи, настроить лимиты по операциям с картами и счетами в онлайн-банке, никому и ни при каких обстоятельствах не сообщать коды, поступающие в СМС из банка, не устанавливать неизвестные приложения и не демонстрировать посторонним экран смартфона.
Реклама. Рекламодатель: ПАО ВТБ, www.vtb.ru, erid=2SDnjeJj4bd