Новости партнеров , Черноземье ,  
0 

«Критическая точка спада рынка недвижимости пройдена»

Татьяна Борисова (Фото: пресс-служба ГК ОДСК)
Татьяна Борисова (Фото: пресс-служба ГК ОДСК)
Член правления ООО «ОДСК» Татьяна Борисова — о том, какие перспективы ждут рынок недвижимости, на что сейчас делают ставку застройщики и почему игроки рынка не теряют оптимизма.

— Недавно в Москве прошла VI Российская строительная неделя, которая стала площадкой для обсуждения ключевых трендов и вызовов отрасли. Она собрала более 80 застройщиков страны, в их числе Объединенная домостроительная корпорация. Как можно охарактеризовать общий настрой строительного бизнеса в контексте общей ситуации на первичном рынке недвижимости?

— Текущую ситуацию на российском рынке недвижимости можно охарактеризовать, как нестабильную. Высокая ключевая ставка ЦБ, сокращение льготных ипотечных программ и непростая экономическая конъюнктура сказались на всей индустрии строительства жилья. Однако, несмотря на все сложности, многие девелоперы настроены достаточно оптимистично. Думаю, это связно с тем, что большинство считает — некая критическая точка спада рынка пройдена и уже прослеживаются определенные моменты «потепления».

На площадке Российской строительной недели активно обсуждались не только острые проблемы отрасли, но возможности ее дальнейшего развития, в том числе перспективы «зеленого» строительства, обустройство общественных пространств, условия для занятий спортом и поддержания здоровья в жилом комплексе. Были затронуты и вопросы взаимодействия бизнеса с властью, комплексного развития территорий. Это уже стратегические моменты. Если мы задумываемся сейчас о таких направлениях, это говорит о том, что строительная отрасль все-таки развивается.

— Вы сказали, что большинство застройщиков сохраняют оптимизм. На чем он основан?

— Это не первая кризисная ситуация, с которой сталкивается рынок недвижимости. Достаточно вспомнить 2008 год, когда общий спад в экономике привел к сокращению спроса, снижению темпов строительства и росту цен на жилье. Но нужно понимать, что проблемы — это всегда возможности для развития. Поэтому и сейчас строительный бизнес сможет адаптироваться к текущим условиям.

Сегодняшняя действительность нас не пугает. Объединенная домостроительная корпорация пережила не один кризис и накопила запас прочности, который позволяет вне зависимости от сложной экономической ситуации двигаться вперед уверенными темпами. Продолжаем строительство в Липецкой, Орловской и Калужской областях. Высокие компетенции и большой опыт, наработанные за долгие годы, позволяют нам смотреть с оптимизмом в будущее.

Фото: пресс-служба ГК ОДСК
Фото: пресс-служба ГК ОДСК

— На что сейчас делают ставку застройщики в текущих условиях?

— Сейчас девелоперы делают акцент на продажу квартир в рассрочку. Этот механизм стал главной альтернативой семейной и рыночной ипотеки. Такие программы есть во всех сегментах первичного рынка. Также уделяют внимание работе с наличными, предлагая выгодные условия приобретения. Никто не отменял и борьбу за клиента именно со стороны качества продукта.

— Какие вы видите перспективы рынка недвижимости на последующие полгода с точки зрения спроса и предложения?

— Пока еще рано давать какие-то серьезные прогнозы. С февраля мы видим «потепление» на рынке недвижимости. Застройщики надеются, что оно перерастет в так называемое «начало весны» в 2025 году, а в 2026 будет положено начало «растущему рынку».

Фото: пресс-служба ГК ОДСК
Фото: пресс-служба ГК ОДСК

— Какие категории покупателей доминируют на рынке жилой недвижимости?

— Новое жилье чаще всего приобретают молодые семейные пары с детьми. Эту категорию можно назвать «типовым» потребителем на рынке недвижимости. Конечно, в этом большую роль сыграли льготные программы ипотеки.

Кроме того, сейчас заметно растет число потребителей, которые покупают квартиру «на будущее» для своих детей. На рынке также сохраняется определенная доля клиентов, приобретающих жилье с целью инвестирования. Это связано с укоренившейся парадигмой, что вложение в недвижимость является надежным способом сохранения денежных средств.

— Влияют ли изменения экономической ситуации на предпочтения покупателей?

— Нестабильность всегда влияет на поведение потребителей, в том числе на рынке недвижимости. При экономическом процветании увеличиваются доходы населения, и как следствие растет спрос на недвижимость. Люди начинают проявлять наибольший интерес к покупке собственного жилья, расширению жилой площади или инвестициям в недвижимость.

Если не детализировать, то на рынке недвижимости можно выделить две основные целевые группы. Первая — это те покупатели, у которых есть потребность купить жилье для себя или ребенка. Вторая — кто приобретают объект как один из способов приумножить или сохранить свой капитал.

Покупатели из первой категории, как правило, в начале периода «не удобных условий» стараются откладывать покупку, выжидать изменения ситуации. Однако постепенно они адаптируются к новым реалиям. Поскольку у многих нет возможности долго ждать, и они приобретают жилье с перспективой дальнейшего рефинансирования.

На фоне высокой ключевой ставки инвесторам сейчас выгоднее положить свои денежные средства на депозит, чем вкладываться в недвижимость. Это подтверждается ростом объемов вкладов. Безусловно, со временем процентная ставка и депозитные платежи постепенно будут снижаться. В 2026-2027 годах на рынок вернется отложенный спрос, который был в депозитах. Инвесторам, на мой взгляд, при таком «реверсивном движении» нужно найти тот самый баланс, чтобы успеть до активного роста недвижимости вложить средства уже в этот растущий рынок.

Фото: пресс-служба ГК ОДСК
Фото: пресс-служба ГК ОДСК

— Есть ли различия между покупателями новостроек и вторичного жилья?

— Конечно, есть. Пожалуй, одно из главных отличий — это возможность ожидания. Для кого-то принципиально важно, чтобы до них в квартире никто не жил, и он может подождать с покупкой. Такие покупатели приобретают жилье на старте продаж (на этапе котлована) по более выгодной цене. А кто-то ждать не может и им важно сразу заселиться. Здесь уже выбор между вторичным жильем или уже готовым в новостройке.

— Как изменился средний возраст покупателя жилья за последние годы?

— Покупатели становятся моложе. Типовым потребителем группы компаний ОДСК является семейная пара в возрасте 30-39 лет. При этом доля возрастной группы от 30 до 35 лет с каждым годом становится все больше. В 2024 году она составляла 27%. Также от года к году возрастает количество потребителей, которые совершают покупку в возрасте 25-29 лет. Безусловно, через пять лет портрет покупателя изменится, но это ожидаемо.

— Изменились ли требования к жилью у молодых семей по сравнению с предыдущими поколениями?

— Изменилось само понимание семьи. Мы наблюдаем тенденцию, когда люди стремятся позже заключать браки и заводить детей. Современное поколение предпочитает морально повзрослеть, набраться стабильности и осознанности перед серьезными изменениями в своей жизни.

В последние годы изменились не только требования к жилью, но и, в целом, к жилой застройке. Если раньше требования предъявлялись конкретно к квартире, то сейчас и к сопутствующей инфраструктуре всего микрорайона. Покупатели стали все чаще обращать внимание на наличие мест общего пользования, лобби, детских площадок, закрытых территории. Люди вышли за пределы своих квартир — это главное изменение сегодняшнего времени.

К примеру, для семей важно наполнение детских площадок. Теперь это должны быть не просто качели, а развивающие комплексы. Делается упор на изучение мира ребенком в процессе игры. Мы сформировали этот тренд и, надеюсь, что он получит положительный отклик. Также могу отметить наличие спортивного оборудование во дворе и зон тихого отдыха с продуманным озеленением.

Фото: пресс-служба ГК ОДСК
Фото: пресс-служба ГК ОДСК

— Наблюдаются ли тенденции роста интереса к экологичным и технологически продвинутым жилым комплексам?

— Современный жилой комплекс действительно должен отвечать, как экологическим, так и технологическим тенденциям последних лет. На рынок все чаще выходят проекты, уникальными преимуществами которых являются экологические или технологические решения.

Например, для повышения экологичности жилых комплексов принято решение отказаться от мусоропровода в домах. Сбор мусора предусмотрен на специализированных площадках. В плане технологичности начали устанавливать умные камеры с системами Face ID.

— Запрос у покупателей на энергоэффективные решения и современные технологии в домах сейчас есть?

— В рамках тренда на экологичность все больше потребителей обращают внимание на класс энергоэффективности домов. Помимо экологичности дома, он отражает потенциальную экономию собственников на ЖКУ, а также подразумевает наличие инженерных решений, которые создают комфортный микроклимат независимо от перепада температуры. Группа компаний ОДСК уже выводит на рынок проекты с наивысшим классом энергоэффективности.

— Для кого вы сейчас строите?

— Мы строим для людей, обычных семей с детьми, которые ведут активный образ жизни и занимаются спортом. Для тех, кто хочет жить в своем безопасном и комфортном доме.

Реклама. Рекламодатель: ООО «ОДСК», odsk-group.ru, erid: 2SDnjdyNCF6