— Как прошла приемная кампания в ВГМУ в этом году?
— Основной акцент в ходе приемной кампании этого года был сделан на цифровизацию, которая позволяет абитуриентам из любого региона подавать документы дистанционно. Такой подход выгоден обеим сторонам: поступающие получают прозрачность процесса, а для вузов это означает сокращение объемов бумажного документооборота и упрощение дальнейшей работы с данными студентов.
Несмотря на общую успешность кампании, возникали технические сложности. Например, перед самым началом нашим программистам пришлось оперативно обновлять шлюзы для взаимодействия между внутренней системой вуза и государственным порталом, чтобы не допустить потери данных.
Возникали проблемы и на стороне абитуриентов: опечатки в фамилиях или именах приводили к тому, что их аттестаты не подтверждались системой. Каждый такой случай требовал персональной работы — звонков и переписки для исправления ошибок. Дополнительные сложности создали перезагрузки на портале Госуслуги. После одной из них в списках появились ранее не отображавшиеся заявления, что потребовало дополнительной проверки и выяснения обстоятельств.
В целом приемная комиссия работала в напряженном режиме, но со всеми задачами удалось справиться.
— За счет чего удалось обеспечить такой результат?
— Благодаря нашей слаженности. За предыдущие годы был создан костяк приемной комиссии — около 100 человек. Это профессиональная команда, готовая работать по 12–14 часов в день. Заслуга в ее формировании принадлежит бывшему ректору Игорю Есауленко, который выстроил эффективную систему подбора кадров в вузе. В результате на всех позициях сейчас работают сильные коллективы, что позволяет сохранять высокие темпы и после его ухода. Каждый сотрудник четко выполняет свои задачи.
— Как вы оцениваете уровень абитуриентов 2025 года?
— Уровень абитуриентов оценивается Министерством образования по среднему баллу ЕГЭ. И этот показатель у нас ежегодно растет. Например, проходной балл на «Стоматологию» увеличился с 288 до 293, на «Лечебное дело» — с 277 до 282. Средний балл поступивших, включая обучающихся на коммерческой основе, также демонстрирует положительную динамику. Это подтверждает повышение качества подготовки абитуриентов.
В этом году была заметна еще одна тенденция: большинство абитуриентов подавали документы на две-три специальности, а не на все пять, как в прошлые годы. Это свидетельствует о более осознанном выборе профессии. Абитуриент целенаправленно выбирает нужную ему специальность. Ранее были случаи, когда выбирались любые направления, лишь бы куда-то поступить. Но в этом году такая практика не фиксировалась, что приятно.
— С чем связана такая осознанность?
— Думаю, что это результат нашей профориентационной работы. В 2000 году, когда Игорь Есауленко стал ректором, а я — ответственным секретарем приемной комиссии, после первого года работы стало ясно: у нас в 90-е годы исчезла довузовская подготовка. Мы поняли, что нам нужно обязательно развивать профориентацию. И начали активно работать в этом направлении: заключали договоры со школами, открывали медицинские классы в Воронежской и даже Липецкой областях, обучали преподавателей. Сейчас эта работа не прекращается даже летом — много обращений поступает от родителей будущих абитуриентов. Еженедельно ответственный секретарь проводил видеоконференции для ответов на их вопросы.
В результате у нас каждый год растет общее количество абитуриентов, причем на коммерческое обучение. Это при условии, что в этом году Министерство образования неохотно разрешало увеличивать контрольные цифры приема на коммерцию. И мы все равно приняли на 100 с лишним человек больше, чем в прошлом году.
— Много ли в этом году иногородних абитуриентов?
— Около 53%. Основной костяк — абитуриенты из Белгородской, Липецкой, Тамбовской, Орловской областей, поступающие по целевым направлениям и несмотря на наличие там собственных медицинских вузов. Наибольший прирост за последние два года — из Белгородской области. Люди едут учиться в наш медуниверситет, а это значит, мы все-таки неплохо готовим врачей.
— Какие специальности были самыми популярными?
— В приоритете «Стоматология», несмотря на высокую стоимость. Есть случаи, когда абитуриенты, зачисленные на бюджет по лечебному делу, потом переходят на коммерцию в стоматологию. Хотя мы пытаемся убеждать детей и родителей в том, что не все стоматологи хорошо зарабатывают (а именно этот аспект больше всего интересует абитуриентов), и некоторые меняют свое решение.
Следующая по популярности — «Лечебное дело», которая дает широкие возможности для дальнейшей специализации через ординатуру и повышение квалификации. Далее — «Педиатрия», где тоже много целеустремленных и мотивированных абитуриентов. А потом уже идут «Фармация» и «Медико-профилактическое дело». Растет спрос на новую специальность — «Клиническая психология».
— Повышенное внимание общественности в начале этого года вызвала новость о том, что в медицинских вузах значительно повышается оплата обучения. Расскажите, это на ВГМУ как-то сказалось?
— В принципе, это никак на нас не сказалось. Да, мы были вынуждены повысить цены, но не потому, что нам «просто захотелось денег». Государство финансирует только бюджетные места, а на обучение коммерческих студентов мы должны покрывать свои расходы сами, в первую очередь — заработную плату преподавателей. Которая, в соответствии с указом президента, должна составлять не менее 200% от МРОТ по региону. Около 80% нашего совокупного дохода уходит на зарплаты и налоги, оставшиеся 20% — на коммунальные услуги, материалы для организации образовательного процесса и текущий ремонт. Рост стоимости — вынужденная мера для сохранения вуза. При этом на коммерческих отделениях мы наблюдаем прирост количества студентов, что говорит о приемлемости цен.
— Вы недавно приняли участие в заседании совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов. Какие ключевые задачи поставило Министерство здравоохранения перед медвузами?
— Министр здравоохранения Михаил Мурашко поставил перед медицинскими вузами ряд системных задач в рамках подготовки изменений в закон «Об охране здоровья граждан». Во-первых, это развитие медицинских отрядов. Рассматривается вопрос о зачете работы в таких отрядах в качестве практики.
Во-вторых, планируется переход к полностью целевому приему на бюджетные места. Но при этом для нарушителей договора вводятся серьезные финансовые санкции, ведь по факту врач не приехал туда, где его ждали пациенты. Выпускник будет обязан не только компенсировать государству стоимость обучения, но и выплатить штраф за невыполнение обязательств по договору, в двойном размере от этой суммы. Это очень большие деньги.
В-третьих — наставничество. Выпускникам-целевикам, поступившим в ординатуру, будет назначен наставник от той медицинской организации, от которой они получили свое направление на обучение. Невыполнение условий работы в течение трех лет с наставником будет блокировать прохождение периодической аккредитации. Вузам поручено разработать механизмы наставничества, в том числе дистанционные — для районов, где нет нужных специалистов.
В-четвертых — среднее профессиональное образование. Отмечена проблема, когда 65% выпускников СПО не приходят в профессию. Прием в колледжи будет строже ориентирован на потребности здравоохранения.
И, наконец, в-пятых — вузам было рекомендовано сфокусировать прием на тех специальностях, которые наиболее востребованы практическим здравоохранением (лечебное дело, педиатрия), а не коммерчески выгодны.
— Поможет ли эта политика решить проблему дефицита кадров в практическом здравоохранении?
— Да. Инициатива министра о 100% целевом приеме и соответствующие законопроекты, внесенные в Госдуму, предполагают, что каждый выпускник будет привязан к конкретному лечебному учреждению — в своем или другом регионе. Студент будет проходить практику в своей будущей поликлинике или в больнице, чтобы освоиться на месте.
Если закон будет принят, эта мера станет ключевым механизмом борьбы с нехваткой врачей. Как отметил министр, качественная медицинская помощь требует не только оборудования, но и наличия докторов.
Наш вуз готов к этим изменениям. Как уже было сказано, мы давно ведем масштабную профориентационную работу: наши специалисты выезжают в школы, проводят профориентационные беседы с выпускниками. Эта системная работа и объясняет постоянный рост числа наших абитуриентов, и мы будем ее продолжать.
Реклама. Рекламодатель: ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н.Н.Бурденко Минздрава России, vrngmu.ru, erid: 2SDnjboeHSw