Пресс-релизы , Черноземье ,  
0 

Воронежские IT-стартапы: как выйти на венчурный рынок

Эксперт ФРИИ Никита Юрьев обозначил пути взаимодействия с инвесторами

Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) провел встречу начинающих воронежских предпринимателей с инвестиционным менеджером компании Никитой Юрьевым «Убить нельзя инвестировать». Она состоялась 7 февраля в отеле Mercure Воронеж Центр. Никита Юрьев рассказал о нюансах работы с инвесторами и возможных причинах их отказов. В процессе общения эксперт сформулировал три основных принципа ведения бизнеса «с нуля».

Принцип 1. Стартап не делается в одиночку

Согласно традиционной классификации, любая потенциально успешная компания в процессе развития проходит пять этапов финансирования. ФРИИ готов к сотрудничеству на трех из них — pre-seed, seed и round A. Первая предпосевная стадия (pre-seed) включает формирование проектной команды, наличие продукта и первых пользователей. Следующий посевной этап (seed) проявляется в положительной динамике доходов и расширении каналов распространения. Значительное увеличение экономических показателей говорит о наступлении раунда А (round A).

— Часто основатели проектов думают о собственной прибыли. Начинать же нужно с поиска надежных партнеров. Гораздо легче и безопаснее заниматься бизнесом с кем-то, минимум вдвоем. Тем более, если делаете это впервые. Один основатель не может обладать всеми компетенциями, необходимыми для развития проекта. Поэтому команда из двух или нескольких основателей, дополняющих друг друга (например, один — технический директор, другой — специалист в продукте, в маркетинге и т.п.) более надежна, способна быстрее двигаться к успеху и, соответственно, более интересна для инвестора, - подчеркнул Никита Юрьев.

С опасением инвесторы относятся к наличию в команде излишне авторитетных личностей, уход которых может спровоцировать крах компании.

Принцип 2. Постоянный контакт с пользователями

Прежде чем приступать к разработке продукта необходимо выяснить, нуждается ли рынок в ней. ФРИИ считает это аксиомой любого бизнеса. В случае утвердительного ответа следует обращаться непосредственно к пользователям, которые смогут назвать минусы похожих проектов. Полученная информация позволит усовершенствовать собственное изобретение.

— Одновременно создателю и команде нужно учиться работать с негативом. Подобные отзывы способны значительно снизить инвестиционную привлекательность продукта, - добавил Никита Юрьев.

Важное значение имеет исследование рынка. Если он мал, а возможности для выхода слабы, не стоит надеяться на успех предприятия.

Принцип 3. Минимальная доля основателя — 51%

На каждом этапе развития компании ФРИИ помогает ей планомерно наращивать долю инвестиционного капитала за счет различных инструментов — акселераторов, грантов, венчурных фондов и частных вкладчиков, так называемых «бизнес-ангелов». Доли между инвесторами могут распределяться неравномерно. Однако при любых обстоятельствах большая часть бизнеса должна принадлежать основателю проекта.

— Не рекомендую отдавать первому инвестору половину бизнеса. Иначе в дальнейшем им никто не заинтересуется. А попытка вернуть свою долю может закончиться конфликтом, - уточнил Никита Юрьев.

При самостоятельном выборе инвестора эксперт посоветовал обратить внимание на компании аналогичного профиля и предварительно узнать, был ли у них опыт подобной синергии.

Чем семинар помог стартаперам Воронежа?

Большую часть времени спикер отвечал на вопросы слушателей. Таким образом удалось выявить определенные проблемы в стартапах местного IT-сообщества. Как правило, это размытая формулировка задачи продукта, отсутствие сфокусированности на главном для проекта и смутное видение роли инвестора в бизнесе.

Елена Водяных, компания «ТехноИнтеллект»:

— Мы работаем над интерактивным маркетинговым приложением под названием «K-Visor». Его можно будет внедрять в качестве программно-технического комплекса либо отдельного программного модуля для просмотра и управления рекламным контентом в местах с высокой посещаемостью. Понравилось, что Никита кратко и понятно рассказал про весь жизненный цикл стартапа — от внедрения до возможной экспансии. Информация по формам взаимодействия с инвесторами также была очень полезной.

Владислав Черемисин, проект «Единый российский агропромышленный сервис» (ЕРАС):

— Наш продукт нацелен на ускорение сделок между участниками сферы АПК. Благодаря его использованию, сокращается время поиска контактов. Сейчас функционирует пилотный проект сайта под названием перевозка-зерна.рф. На встрече было озвучено много важного о разделении долей стартапа и цифрах, которые хотят видеть инвесторы в разное время работы компании.

Максим Кочурин, компания «DevGame»:

— В ближайшее время продвигать что-то новое не планирую. Однако на будущее прояснил для себя как действует ФРИИ, на чем он зарабатывает — схема довольно прозрачная. Такие мероприятия полезны молодым компаниям.