Пресс-релизы , Черноземье ,  
0 

Работу «РВК-Воронеж» оценили общественники региона

Работу «РВК-Воронеж» оценили общественники региона
Результаты инвестиционной программы «РВК-Воронеж» за период с 2012 по 2016 годы подверглись 11 апреля общественной оценке на площадке Ресурсного центра НКО Воронежской области

В обсуждении приняли участие представители ООО «РВК-Воронеж», управления ЖКХ администрации городского округа город Воронеж, ОГБУ «Агентство по инвестициям и стратегическим проектам», Департамента экономического развития Воронежской области, Союза «Торгово-промышленная палата Воронежской области», Общественной палаты Воронежской области и Общественной палаты городского округа город Воронеж, общественных институтов и другие заинтересованные лица.

Как пояснил модератор дискуссии – представитель «Торгово-промышленной палаты Воронежской области» Андрей Кухтин, инициатива такого мероприятия продиктована стремлением оценить достижения «РВК-Воронеж» по индикаторам Инвестиционной программы 2012-2016 годов. Это поможет сформировать предложения общественных институтов в техническое задание по разработке новой Инвестиционной программы на 2017-2020 годы и на период до 2043 года в рамках концессионного соглашения, над которой идет работа.

Генеральный директор компании Олег Николаенко напомнил, что в 2012 году воронежское муниципальное предприятие, занимающееся водоснабжением и водоотведением, в результате неэффективного управления и многолетнего недоинвестирования этого сложного хозяйства, накопило 800 млн руб. долгов. На тот период вода подавалась по расписанию, частые аварии обезвоживали целые микрорайоны.

По оценке экспертов, от коллапса этот сегмент городской коммунальной системы спасло беспрецедентное на то время для России решение воронежских властей о заключении концессионного соглашения с частными инвесторами в рамках ГЧП с группой компаний «Росводоканал». Инвестор внес концессионную плату, что позволило погасить муниципальный долг. Была разработана и принята инвестиционная программа на 2012-2016 годы по модернизации объектов с объемом инвестиций 2 млн руб. В 2015 году инвестпрограмма была изменена по двум главным причинам. Рамки ее финансирования закладывалось при другом курсе валют, поэтому изначально заложенный объем финансовых средств в рублевой массе уже не соответствовал необходимым затратам. Ряд корректив был внесен администрацией города Воронеж, поскольку выявились наиболее проблемные участки, на которых в момент подписания соглашения акцент сделан не был. Программу продлили до 2018 года, а объем инвестиций увеличили на 500 млн руб., скорректировав основные направления инвествложений. Упор был сделан на большие магистральные сети, состояние которых стало уже угрожать безопасности водоснабжения и водоотведения. Большие средства запланированы на повышение экологичности – создание аэротенков и цеха механического обезвоживания, чтобы избавить воронежцев от неприятного запаха очистных сооружений.

Пилотный для России проект государственно-частного партнерства ГК «Росводоканал» и администрации Воронежа вошел в сводный реестр лучших практик, составленный в январе текущего года Агентством стратегических инициатив и Минстроем РФ, а на февральском инвестиционном форуме в Сочи этот опыт признан одним из лучших в России.

По официальным данным, за четыре года действия Соглашения в модернизацию объектов и сетей водоканализационного комплекса Воронежа инвестором вложено более 1,5 млн руб. В результате аварийность на сетях водоснабжения снизилась на 45%, водоотведения – на 18%. Так же снижены потери полезного отпуска воды и энергопотребление (на 15% и 27% соответственно).

Об эффективности менеджмента компании свидетельствует и тот факт, что в Воронеже действует самый низкий среди регионов Черноземья тариф на водоснабжение и водоотведение – 23,59 руб. Для сравнения: в Липецке он составляет 36,39 руб., в Белгороде – 33,14 руб., в Орле – 33,74 руб. Обычно, при оценке концессионного соглашения, анализируется, за какие деньги и с каким ростом тарифа концессионер обещает выполнить намеченные в инвестпрограмме мероприятия. Примечательно, полагают эксперты, что «РВК-Воронеж» победил на конкурсе с ежегодным ростом тарифов на 14%. А в реальности уже третий год подряд он не превышает 4%.

Как подчеркнул Андрей Кухтин, «для меня, как для гражданина и предпринимателя важно, что с 2012 года уровень тарифа зафиксирован и предсказуем. Это создает хорошие условия». Он напомнил, что в 2011 году при неэффективном управлении МУПа, предприниматели постоянно ощущали себя «как на пороховой бочке», особенно те, у кого водоемкое производство: себестоимость росла, приходилось поднимать цену, снижая конкурентоспособность продукции.

Однако, при всех позитивных составляющих, у общественности остаются вопросы к концессионерам. В частности, помощника председателя правления воронежской общественной организации «Жилищный контроль» Елену Рудь интересует, была ли сделана экспертиза эффективности принимаемых компанией в рамках инвестпрограммы решений. В ходе дискуссии выяснилось, что специализированного органа, способного сделать комплексную экспертизу по всем осуществляемым мероприятиям, просто не существует. Но, по компетентному мнению эксперта Агентства стратегических инициатив Дмитрия Остроушко, если проанализировать, какие решения приняты в рамках реализации программы, «мы увидим, что они очень современны. Агентство стратегических инициатив очень внимательно изучает опыт работы РВК-Воронеж, и включил его в свой сборник лучших практик государственно-частного партнерства». Эксперт напомнил, что это было первое в России концессионное соглашение в данной сфере, поэтому, естественно, в нем есть ряд недоработок. И их нужно подправлять, что, отмечает он, уже делается: инвестпрограмма корректируется, принимаются меры по совершенствованию работы кул-центра и сайта с возможностью обратной связи, в процессе создания наблюдательный совет «РВК-Воронеж», в состав которого войдут независимые эксперты и общественность.

Эти действия предпринимаются и с учетом предложений общественности. По мнению Константина Квасова, общественным институтам нужно задавать вопросы не только компании «РВК-Воронеж», но и администрации города по размещению на официальном сайте результатов проверок, «чтобы общественность могла анализировать плюсы и минусы работы инвестора, тогда бы многие вопросы отпадали сами собой. А какие-то ставились более компетентно. Такой контроль общественности заставлял бы компанию еще более ответственно работать с потребителем».

О том, что «компания открыта к диалогу», по словам Андрея Кухтина, свидетельствует и участие первого лица компании в обсуждении результатов реализации инвестпрограммы на площадке ресурсного центра НПО.

Участники диалога на площадке Ресурсного центра НКО полагают: включение общественности в работу по созданию новой инвестпрограммы «РВК-Воронеж», которая сейчас верстается сторонами концессионного соглашения, позволит сделать более полным перечень целевых индикаторов для последующей оценки ее реализации, создать действующий механизм контроля со стороны общественности.