Ваге Степанян, основатель и глава компании «Стегра Ойл», переехал в Воронеж четыре года назад и с нуля создал компанию, ставшую одним из наиболее заметных игроков на рынке электрощитового оборудования в регионе. Врач по первой профессии, он пришел в предпринимательство почти случайно, но говорит, что мечта основать свой завод была у него всегда. Сегодня она почти сбылась — компания заканчивает модернизацию и расширение своей производственной площадки и готовится выйти на новый уровень развития. Директор «Стегры Ойл» рассказал о своих принципах во взаимоотношениях с партнерами, конкурентами, органами власти и о причинах, по которым он занялся благотворительностью.
«Нечего терять — рискуй!»
— Я всегда очень взвешенно делаю стратегически важные для бизнеса шаги. И хотя у меня неплохо развита интуиция, я принимаю решения, основываясь только на опыте и анализе данных. Конечно, бизнес всегда предполагает и наличие рисков, но я готов рисковать только тем, что в пределах моих личных возможностей. Риск всегда должен быть оправдан.
Наверно, из таких соображений я и переехал в Россию из Украины. Было ли это риском? Отчасти — да, ведь я эмигрировал с семьей, налегке, хотя и не сжигал мосты и мог вернуться. Но я увидел в России возможности, которых не было в Украине. И не ошибся. Труд здесь дает больше результата, и за четыре года работы в России я приобрел больше опыта, чем за все годы в бизнесе до этого.
Я помню, как, приехав в Воронеж поздней ночью, увидел на улице Шишкова масштабное строительство — больше 20 башенных кранов на одной площадке, и понял, что выбрал правильный город.
Я сразу стал искать партнеров среди крупных застройщиков. В какой-то степени это тоже был риск — таким заказчикам важно соответствовать сразу: второго шанса чаще всего они не дают. Один из них был не против сотрудничества, но выдвигал много встречных дополнительных условий. Я тогда только обустраивался в городе, ничего и никого и не знал, но решил согласиться. Помню, как я сказал своему приятелю, который ждал меня в машине с переговоров: «Если у нас получится все это выполнить, то через год мы станем их постоянным поставщиком». Так и случилось.
«Учиться, учиться и еще раз учиться»
— Я не боюсь признаться в том, что чего-то не знаю. Я всю жизнь учусь — у заказчиков, у конкурентов, у своих близких. Я с огромным удовольствием общаюсь с людьми, которым удалось создать точно и слаженно, как часы, работающий бизнес, я всегда много спрашиваю и с благодарностью принимаю их советы — не только по бизнесу, но и по жизни. Мне кажется, возможность приобщиться к чьему-то реальному опыту, примерить его на себя и извлечь из этого пользу — бесценна.
Я думаю, способность критически оценивать свои знания помогла мне избежать многих ошибок. Расширение производства, которым мы сейчас заняты, мы могли начать и раньше. И хотя иногда я думаю, что немного опоздал с этим процессом, чаще все же радуюсь, что мы шли постепенно, шаг за шагом. Это было стратегически правильно. Собственное производство — это другой поход к управлению, другие тактики и технология ведения бизнеса, а масштабное начало — это и неизбежные масштабные ошибки. Поэтому я учился «рулить» на маленьком производстве, и лишь убедившись, что оно управляемо, принял решение о расширении.
Производство выводит тебя на новый уровень ответственности.
Как дилеры, в случае вопросов к качеству продукции, мы всегда могли сказать — хорошо, мы вернем это оборудование или предложим вам другого производителя. Но как у производителей, у нас нет отступных, мы уже не скажем — хорошо, мы заменим для вас свое производство... В построении репутации нет обратного пути.
И конечно, свое производство дает понимание того, как устроен этот бизнес изнутри, как общаться с производителями, для которых мы — заказчики, а это — серьезный бонус для торгового направления в нашей компании.
«Не только бизнес, но и личное»
— Наверное, медицинское образованию до сих пор дает о себе знать, хотя я работаю в бизнесе уже 17 лет. Я привык видеть в человеке — человека, а не сотрудника, партнера или конкурента. Принимая решение о работе с тем или иным поставщиком, я учитываю все — и его репутацию, и возможности, но человеческие качества остаются для меня приоритетом.
Расхожая формула «только бизнес, ничего личного» — это не про меня. Убежден, что при всей жесткости законов бизнеса можно сохранить в себе и открытость, и порядочность.
И мне случалось отказываться от работы с серьезными компаниями, которые были нужны и важны для развития моего бизнеса, именно по причине отсутствия у них этих качества. К счастью, таких случаев очень немного — все хотят работать, все стремятся строить взаимовыгодные отношения, поэтому добропорядочные компании всегда найдут себе партнеров.
Это же касается и конкурентов. В целом в нашем сегменте здоровая конкуренция, мы без проблем делим рынок, по-дружески общаемся, учимся друг у друга. Но если прецеденты нечестной борьбы все же случаются, вспоминаю совет своего отца и стараюсь с жадным бороться щедростью, а со злым — добротой.
«Помощь другим — это долг, а не благотворительность»
— То, что мы делаем в плане поддержки детского творчества, называют по-разному — меценатство, благотворительность, но для себя я формулирую это иначе: помощь детям — это долг, а не благотворительность. А все остальное, чем мы занимаемся или только планируем — организация концертов, спектаклей — это просто для души. Я, например, никогда не был меломаном — у меня нет ни слуха, ни голоса, в моей машине не играет музыка, слова в песне для меня важнее мелодии. Первый концерт памяти Арно Бабаджаняна, который мы организовали, стал для меня первым концертом, на котором я вообще присутствовал от начала до конца!
Мои отношения с музыкой изменились — я открыл для себя это удовольствие, начал ходить на концерты, научился слышать фальшь в исполнении. То, что ты делаешь для других, меняет и тебя тоже.
«Все, что можешь, делай сам»
— Партнеры иногда меня спрашивают, когда я уже перееду в Москву — таков ведь обычный сценарий для успешного предпринимателя и развития бизнеса. Я отвечаю — никогда. Я обосновался в Воронеже, мне нравится здесь жить, я хочу, чтобы здесь жили мои дети. И для меня естественно желание обустроить, сделать лучше пространство вокруг себя — общественное, деловое, личное. Я думаю, бизнес должен участвовать в таком обустройстве — государство все не охватит и не успеет.
Если деятельность моей компании станет для кого-то примером — хорошо. Но я никому не навязываю свою позицию, не пытаюсь вовлечь и тем более просить помощи — мне проще сделать все самому.
И я это делаю — и для души, и в знак благодарности городу, который открыл мне столько возможностей, и отчасти — для своего бизнеса тоже. Не буду скрывать — общественная работа, которую мы ведем, дает серьезный повод для гордости за свою команду. Приятно, что к нам обращаются, когда надо помочь в организации какого-то мероприятия, потому что знают — мы не умеем делать плохо. Первый концерт «Верни мне музыку», который мы организовали, не видел никто из моих сотрудников — все они были за кулисами и занимались решением возникающих в процессе вопросов. И они справились с задачей, с которой никто из них никогда не сталкивался! И это дает мне как руководителю колоссальную уверенность, что такой команде — все по силам.
Справка
«СТЕГРА ОЙЛ» — быстроразвивающееся многопрофильное предприятие, специализирующееся на производстве индивидуальных проектов электрощитового оборудования для жилого сектора и промышленных объектов, оптовой продаже электротехнической продукции и оказании услуг в сфере строительных и отделочных работ. Ключевыми потребителями продукции под собственной торговой маркой «СТЕГРА ОЙЛ» являются крупные строительные и производственные компании региона, в том числе: ООО «ВЫБОР», ГК Хамина, Воронежская кондитерская фабрика, ООО предприятие «ИП К. И. Т.», ЗАО «Воронеж-Дом», ООО «Грибановский машиностроительный завод» и др. ООО «СТЕГРА ОЙЛ» — поставщик более чем 950 тысяч наименований электротехнической продукции российских и зарубежных производителей, авторизованный дилер АО «Шнейдер Электрик», официальный дилер АО «Электротехнические заводы «Энергомера» и Группы Компаний «IEK». Компания принимает активное участие в социально значимых и культурных мероприятиях федерального и регионального уровня и реализует собственные меценатские проекты. Коллектив компании «СТЕГРА ОЙЛ» насчитывает более 100 сотрудников.