Пресс-релизы , Черноземье ,  
0 

«Нужно быстрее принять постановление о введении платы за сетевой резерв»

«Нужно быстрее принять постановление о введении платы за сетевой резерв»
Сенатор Воронежской области считает, что из-за отсутствия свободных энергомощностей сдерживается наращивание объемов жилищного строительства

Сенатор Сергей Лукин принял участие в 476 заседании Совета Федерации, в ходе которого парламентарии одобрили законопроект о поправке к Конституции РФ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти».

«От нашего решения зависит, будет ли реализован запрос граждан России на существенное повышение уровня и качества жизни», – подчеркнула председатель СФ Валентина Матвиенко.

Документ уже направлен во все регионы для рассмотрения, после чего Совфед должен будет принять постановление о его результатах. Если поправки поддержат две трети органов законодательной власти субъектов РФ, президент России направит запрос в Конституционный суд для проверки положений закона.

В рамках насыщенной повестки дня сенаторы также поддержали изменения в Налоговый кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях и ряд федеральных законов.

В ходе «правительственного часа» министр энергетики РФ Александр Новак проинформировал участников пленарного заседания о реализации комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года.

Сенатор от Воронежской областной Думы Сергей Лукин, неоднократно поднимавший на площадке Совета Федерации проблему неэффективного использования в масштабах страны зарезервированных энергомощностей, обратился к Александру Новаку с вопросом о том, какие меры планируются ведомством для повышения эффективности использования действующей инфраструктуры, и в какие сроки ожидается подписание постановления правительства о введении платы за неиспользуемый сетевой резерв.

В своем выступлении Сергей Лукин отметил, что согласно информации, опубликованной на сайте Минэнерго, неиспользуемый резерв мощности достигает 60% от общего объема, за период с 2010 по 2016 год введено более 65 ГВт, а реально используется порядка 7,5 ГВт, то есть около 12%.

«Нужно быстрее принять постановление о введении платы за сетевой резерв»

В большинстве российских регионов вопрос подключения к электрическим сетям является одним из наиболее острых как для потенциальных, так и для действующих потребителей. В Воронежской области, по данным ПАО «МРСК Центра», по состоянию на 2019 год десять центров питания не имели возможности присоединения новых потребителей, то есть являлись энергодефицитными. При этом на основании замеров, произведенных в декабре 2018 года сетевыми компаниями, выявлено, что на центрах питания 110 кВ, расположенных на территории региона, имелся фактический резерв трансформаторной мощности 30% при полной загрузке по договорам технологического присоединения.

По мнению парламентария, сложившаяся ситуация приводит к перекрестному субсидированию между потребителями и избыточному строительству объектов сетевого хозяйства, что в конечном итоге способствует росту тарифов. Сергей Лукин утверждает, что ограничения, накладываемые номинальным отсутствием свободных энергомощностей, сдерживают наращивание объемов жилищного строительства – и, следовательно, могут негативно повлиять на достижение показателей, предусмотренных национальным проектом «Жилье и городская среда».

Министр энергетики Александр Новак, поблагодарив сенатора Сергея Лукина за чрезвычайно актуальный вопрос, подтвердил необходимость корректировки действующей законодательной базы и подчеркнул, что по имеющимся в его распоряжении данным, ситуация в течение последних лет усугубилась. По его словам, с 2011 года по 2019 год включительно построено 88 ГВт мощностей, в то время как фактическое потребление находится на уровне 8 ГВт, то есть составляет 10%. При этом остальные мощности простаивают.

Практика последнего десятилетия показывает, что год от года растет разница между мощностью, которую потребитель запрашивает при присоединении к сетям, и фактически потребляемой мощностью.

«К сожалению, сегодня законодательство построено таким образом, что любая заявка потребителя должна выполняться сетевой организацией неукоснительно, независимо от того, будет ли он действительно потреблять электроэнергию построенной инфраструктуры, – пояснил глава Минэнерго. – При технологическом присоединении потребитель заявляет необходимую ему максимальную мощность, в соответствии с которой сетевая компания проектирует, строит и обслуживает объекты сетевого хозяйства. При этом услуги по передаче электроэнергии оплачиваются исходя из фактического потребления мощности, а расходы на содержание неиспользуемых сетей перекладываются на других потребителей».

Отвечая на вопрос сенатора Сергея Лукина, министр энергетики Александр Новак заявил, что нужно загрузить мощности, которые сегодня не используются, и в будущем строить только ту инфраструктуру, которая будет востребована. Для решения этой задачи Минэнерго предлагает внести изменения в нормативную базу по двум направлениям.

«Первое, мы должны перейти на механизм, который используется во многих отраслях – так называемый Take-or-Pay (в переводе с английского – «Бери или плати»), то есть повысить ответственность за те заявки, которые поступают в сетевую компанию. В том случае, если объект не будет возведен, а соответствующая инфраструктура построена и простаивает, заявитель должен нести штрафные санкции и платить за содержание этой инфраструктуры», – подчеркнул Александр Новак. По его словам, механизм Take-or-Pay предполагается ввести с 1 января 2025 года.

Второе предложение Минэнерго – повысить эффективность использования уже существующей сети. То есть создать экономические стимулы для отказа от излишков резервов мощности для тех потребителей, которые заплатили за ее создание в рамках техприсоединения, но не увеличили энергопотребление и не платят за содержание построенных и неиспользуемых сетей.

Александр Новак добавил, что данный механизм экономического стимулирования предусматривает поэтапное введение оплаты сетевого резерва для потребителей, чьи неиспользуемые резервы мощностей составляют более 40% – от 5% до 100% с 2020 года по 2025 год. Период «мягкого перехода» может составить почти пять лет.

«Многие потребители не хотят отказываться от резерва, потому что они за него не платят и дополнительную нагрузку не несут. Но, на мой взгляд, этот механизм нужно вводить – в этом нас поддерживают и Министерство экономического развития, и курирующий вице-премьер в правительстве. Соответствующая нормативная база подготовлена, сегодня она находится в правительстве РФ, проведены все необходимые согласительные совещания. Мы надеемся, что в ближайшее время документ будет подготовлен для подписания», – добавил Александр Новак.

Сенатор Сергей Лукин убежден, необходимо ускорить принятие постановления правительства о введении платы за сетевой резерв.

По итогам обсуждения сенаторы приняли за основу постановление Совета Федерации «Об актуальных вопросах развития энергетической инфраструктуры в рамках реализации комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года».

Источник