Пресс-релизы , Черноземье ,  
0 

В Совфеде разрабатывают законопроект, повышающий эффективность капремонта

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Сенатор от Воронежской области Сергей Лукин принял участие в очередном заседании рабочей группы по совершенствованию законодательства в сфере проведения капремонта, состоявшемся в Совете Федерации

Центральным вопросом обсуждения стали проблемы организации и проведения капитального ремонта собственниками многоквартирных домов, которые формируют фонд капитального ремонта на специальных счетах, и предложения по их решению.

«Жилищным кодексом установлены два способа формирования фонда капитального ремонта: на счете регионального оператора или же на специальном счете», – пояснил Сергей Лукин.

По данным Фонда ЖКХ, в 2020 году в России на счете регионального оператора фонд капитального ремонта формировали 84,6% многоквартирных домов (в абсолютных цифрах – более 612 тысяч). А на специальных счетах – 13,5% (почти 98 тысяч многоквартирных домов). Незначительное количество домов формирует фонд на специальном счете регионального оператора. В Воронежской области со спецсчетами работают 927 из 8949 домов, участвующих сегодня в программе капремонта – немногим более 10%.

«В 2020 году наметилась тенденция увеличения количества многоквартирных домов, формирующих фонд капитального ремонта на специальных счетах – рост в целом по стране составил 5,5% по сравнению с 2019 годом. Эти цифры говорят о том, что увеличивается число собственников жилья, которые готовы взять на себя ответственность за состояние своего дома, – отметил сенатор. – Однако мониторинг региональной практики показывает нарастание проблем при организации и проведении капитального ремонта в домах, работающих со спецсчетами. Во многом они обусловлены пробелами в действующем законодательстве, где недостаточно детально прописаны нормы и правила проведения капремонта с использованием специальных счетов».

Члены рабочей группы обсудили достоинства и недостатки работы со специальными счетами, а также проанализировали правоприменительную практику и выдвинули предложения по корректировке действующих законодательных норм.

По словам Сергея Лукина, одной из наиболее характерных проблем, отмеченных большинством субъектов Российской Федерации, можно назвать ситуацию, когда из средств спецсчета проводятся работы, не предусмотренные ни федеральным, ни региональным законодательством – в большинстве случаев это текущий ремонт, не затрагивающий основные конструктивные элементы.

Парламентарий обратил внимание на необходимость четкого разграничения понятий «текущий» и «капитальный» ремонт, чтобы исключить возможность использовать средства нецелевым образом. На заседании было высказано предложение определить эти понятия в рамках федерального закона, а не в разрозненных подзаконных актах. Кроме того, по мнению членов рабочей группы, целесообразно установить ответственность владельцев специальных счетов и прописать законодательно механизм возврата средств, использованных нецелевым образом.

Сергей Лукин выразил обеспокоенность наметившейся тенденцией перехода домов из категории спецсчетов к региональному оператору с нулевыми балансами, когда деньги истрачены, а запланированные региональной программой работы не произведены. Опасность этой ситуации заключается в том, что установленные региональной программой сроки требуют от регионального оператора провести капремонт такого дома за счет внутреннего заимствования. В связи с чем членами рабочей группы была высказана инициатива установить в указанных случаях возможность переноса срока проведения капитального ремонта в таких домах.

Прозвучало также предложение ограничить возможность перехода домов, работающих со спецсчетами, к региональному оператору, определив в качестве условия наличие на специальном счете определенной суммы денежных средств, необходимых для планового проведения капитального ремонта.

Кроме того, участники дискуссии указали на отсутствие законодательно установленного четкого порядка организации и проведения капитального ремонта собственниками.

«Острым вопросом», уточнил Сергей Лукин, остается низкое качество капремонта домов со спецсчетами, напрямую связанное с отсутствием контроля со стороны регионального оператора, номинальным отсутствием технического заказчика, а зачастую – и с выбором недостаточно компетентной подрядной организации. В качестве возможной меры борьбы с этим явлением было предложено установить требование об обязательной проверке достоверности сметной стоимости на работы и услуги для капремонта таких домов, а также обязательность привлечения к ремонту строительного контроля.
Проблемные вопросы капитального ремонта домов, формирующих фонд на счете регионального оператора, также находятся на контроле сенаторов.

«Правоприменительная практика выявила направления, по которым необходимо дополнить и уточнить существующие законодательные нормы. Конкретные предложения по корректировке законодательства, направленные на решение проблем в сфере капремонта, сформулированные по итогам состоявшихся заседаний рабочей группы и регионального мониторинга, войдут в законопроект, подготовка которого ведется нами в настоящее время, – подчеркнул Сергей Лукин. – После доработки мы планируем направить его в Государственную Думу как коллективный проект группы сенаторов Российской Федерации. Наиболее объемные поправки предполагается внести в Жилищный кодекс, также могут претерпеть точечные изменения Налоговый кодекс и Кодекс об административных правонарушениях, закон о государственной регистрации недвижимости и другие нормативные акты».

Напомним, в 2020 году по программе капремонта в Воронежской области отремонтировали 291 многоквартирный дом. На эти цели было израсходовано почти в 800 млн рублей, а жилищные условия улучшились у 33,5 тысячи человек. В 2021 году планируется выполнить капитальный ремонт в 493 домах.

Источник