В «большой тройке» количество пользователей с безлимиткой на мобильный интернет составляет в среднем 26%. По доле интернет-безлимитки среди других тарифных планов (ТП) в «большой четверке» лидирует «МегаФон» — и он же занимает первое место по уровню лояльности.
Впрочем, пример Tele2, который по доле лояльных абонентов вышел на второе место, а по доле безлимитки — на последнее, доказывает, что связь между выбранным тарифом и удовлетворенностью абонента не может быть прямой. Это лишь один из факторов в пользу оператора связи.
В своем исследовании TelecomDaily назвал три основных условия абонентской лояльности, среди которых оказалось и наличие безлимитки. Кроме того, агентство провело первое в России исследование относительно популярности тарифов с безлимитным интернет-трафиком и описало модель их потребления.
Характеристики исследования
История с мобильной безлимиткой началась в России в 2006-2007 годах, когда абонентам предоставили возможность доплачивать за соответствующую опцию на ряде тарифов. Через несколько лет эти тарифы были переведены в архив и безлимитку фактически упразднили — чтобы иметь возможность зарабатывать больше. Однако объем включенного в пакеты интернет-трафика неумолимо рос, три-четыре года назад безлимитка снова стала возвращаться — как в виде опций, так и в верхних, а также на массовых тарифах.
Во время коронокризиса наблюдался разнонаправленный тренд: с одной стороны, абоненты, оставшись дома, переключались через Wi-Fi на своего фиксированного провайдера и мобильный трафик оказался избыточным, с другой — уезжали загород, на дачу, где раздавали трафик со смартфона на другие устройства.
Поэтому в исследовании потребление в течение 2020 года выделено отдельным пунктом — так же, как и ближайшие планы абонентов по смене тарифа/модели потребления. Многие компании продолжают переводить сотрудников с удаленной работы или комбинированного режима обратно в офис. Отсюда на рынке может сохраняться разнонаправленная динамика.
Исследование проводилось в мае 2021 года в формате опроса, респонденты — порядка 2 тыс. абонентов сотовой связи в возрасте от 18 лет в городах миллиониках России. Как и на рынке РФ в целом, среди опрошенных больше абонентов МТС — 30%, абонентов «МегаФона» — 24%, у «Вымпелкома» (бренд «Билайн») — 22%, Tele2 —16%, других сетей — 7%.
Результаты исследования
Почти 26% респондентов ответили, что пользуются безлимиткой на мобильный интернет, из них 3% подключили ее недавно — уже после карантина, 7% планируют перейти на нее в ближайшее время. При этом 4% подключались на время карантина и уже отключили, а 56% — не пользовались вообще и не собираются.
Среди операторов наибольшая доля абонентов с безлимиткой у «МегаФона» — 31%, у «Билайна» — 27%, у МТС — 25%, у Tele2 — 19%.
На вопрос, сколько должен стоить тариф с безлимитным интернетом, 69% абонентов ответили, что не более 500 руб. в месяц. Это не соответствует реальным ценам — в среднем от 600 руб. и выше. Более 20% пользователей назвали желательной цену от 500 до 600 руб., до 700 руб. хотели бы платить 7%, до 900 руб. — 3%. Среди абонентов «МегаФона» и Tele2 доля тех, кто ждет тарифа до 500 руб. выше, —73 и 78%, соответственно.
Несмотря на то, что разрыв между реальными стоимостью и пожеланиями велик, 66% не собираются менять оператора. Среди тех 34%, выбравших ответ «сотовый оператор удовлетворяет не полностью», больше половины (18%) не верят, что смена оператора поможет улучшить условия обслуживания. И только 8% недовольны ценовой политикой.
Из чего складывается лояльность — абоненты перечислили три основных фактора, которые и определяют в итоге их выбор. Прежде всего 21% респондентов отметили соответствие цены и качества. На втором месте (18%) — производительность сети, которая отвечает за ее характеристики. Почти столько же опрошенных (16%) заявили, что гибкость тарифов и опций (в том числе возможность выбрать безлимитку) находится для них в приоритете. Все остальные составляющие абонентского сервиса не набрали в сумме 50% голосов.
Если смотреть, в какой сети больше лояльных абонентов, то здесь преимущество демонстрирует «МегаФон»: его поддерживают сразу 82%, а еще 7% абонентов говорят, что в другой сети лучше не будет. У Tele2 доля безоговорочно лояльных ниже — 62% и сразу 22% остаются с оператором, потому что не верят и другим тоже. У МТС это соотношение равно 58 и 22%, у «Билайна» — 57 и 25%.
Вывод
Исследование демонстрирует, что оператор с наибольшей долей абонентов с безлимитным интернетом лидирует и по показателю самой лояльной аудитории. Однако еще большее влияние на лояльность оказывают ценовые и качественные параметры.
ТП с безлимитным мобильным интернетом остаются растущим трендом. Количество переключающихся на них абонентов в 2020-2021 году увеличилось, до 7% абонентов планируют перейти на такие тарифы.