«Первое публичное обсуждение бюджета ежегодно проходит именно в палате регионов. Правительство представляет финансовый план на ближайшие три года. Сенаторы и главы всех субъектов федерации имеют возможность высказать свои критические замечания и предложения, которые фиксируются в итоговом документе, а затем учитываются при доработке федерального бюджета», — подчеркнул Сергей Лукин.
По мнению министра финансов РФ Антона Силуанова, выступившего с основным докладом, «это позволяет обсудить бюджетную политику не только с позиций отраслей, секторов экономики, но и, что очень важно, с позиций регионов, с позиций влияния федерального бюджета на субъекты РФ, на всю бюджетную систему страны в целом».
Как сообщил глава ведомства, федеральный бюджет на ближайшие два года будет профицитным. Документ предусматривает полное финансовое обеспечение национальных проектов и достижения национальных целей развития. Проект бюджета сверстан на основе прогноза социально-экономического развития с ежегодным ростом экономики в 3% в течение ближайших трех лет.
Доходы бюджета в 2022 году составят 25,02 триллиона рублей, в 2023 году — 25,54 триллиона, в 2024 году — 25,83 триллиона. Расходы в 2022 году запланированы на уровне 23,69 триллиона рублей, в 2023 году — 25,24 триллиона, в 2024 году — 26,35 триллиона.
«По оценке председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, в настоящее время есть все возможности для выполнения социальных обязательств перед гражданами, снижения уровня бедности и повышения качества жизни людей. Это основная задача не только бюджета, но и всей государственной политики», — отметил Сергей Лукин.
Сенатор акцентировал внимание на социальной направленности нового бюджета. «При формировании проекта этого документа учитывалось безусловное исполнение социальных обязательств перед гражданами, а также поручения и решения президента, озвученные в послании Федеральному Собранию — в том числе адресная поддержка семей с детьми, выплата пособий беременным женщинам, испытывающим материальные трудности, проведение углубленной диспансеризации, реализация программ медицинской реабилитации», — уточнил парламентарий.
Самые большие расходы в 2022 году планируются в разделе «социальная политика» — более 5,8 трлн рублей, или 24,6% от общего объема бюджетных трат. На втором месте – национальная оборона с расходами порядка 3,5 трлн рублей. На третьем — экономика: около 3,4 трлн рублей. На образование и здравоохранение планируется направить по 1,2 трлн рублей.
Ожидается, что финансирование национальных проектов вырастет примерно на 12% — с планировавшихся ранее 2,5 до 2,8 трлн рублей.
Сергей Лукин также указал на то, что федеральный бюджет запланирован как бюджет развития.
В Совете Федерации считают перспективным направлением использование в бюджетной политике «инфраструктурного меню», основные составляющие которого — предоставление регионам инфраструктурных кредитов, использование инфраструктурных облигаций и замещение коммерческих займов государственными.
«Валентина Матвиенко в своем выступлении напомнила, что палата регионов прилагает значительные усилия по внедрению этих инструментов. В частности, при участии сенаторов разработаны поправки в Градостроительный кодекс, которые ввели механизм «комплексного развития территорий, — сказал Сергей Лукин. — Отдельно глава Совфеда остановилась на ситуации с заключением соглашений о предоставлении регионам инфраструктурных кредитов, на которые могли претендовать все субъекты Федерации, планирующие реализовать у себя крупные и социально значимые инфраструктурные проекты. Спикер проинформировала, что сенаторы, в том числе, в ручном режиме прорабатывали подготовку проектов с регионами. Еще предстоит отбор по конкурсным процедурам, по мнению главы СФ, работа ведется слаженно и оперативно».
В ходе парламентских слушаний отмечены сильные стороны проекта бюджета, а также прозвучала конструктивная критика.
Позицию Совета Федерации озвучила Валентина Матвиенко, сообщил Сергей Лукин.
В частности, спикер СФ поддержала решение о направлении дополнительных доходов Фонда национального благосостояния на развитие инфраструктуры. «Использование части средств Фонда национального благосостояния может дать дополнительный импульс экономическому развитию. Мы знаем, что активно ведется работа по отбору проектов, считаем, что они должны пройти обязательное обсуждение и в парламенте», — заявила она.
Важно продолжить совершенствовать отношения федерального центра и субъектов Федерации, убеждена глава палаты регионов. «Прежде всего, важно обеспечить финансирование в полном объеме всех переданных регионам полномочий, а также решений, которые принимаются на федеральном уровне, — пояснила Валентина Матвиенко. — Например, считаем, что в бюджете заложен недостаточный объем ассигнований, выделяемых бюджетам субъектов Федерации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы. Также мы уже предлагали рассмотреть вопрос о передаче на федеральный уровень полномочий по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения».
Кроме того, председатель СФ выразила убежденность в том, что межбюджетные отношения должны работать на увеличение финансовой самодостаточности российских регионов, создавать стимулы для их самостоятельного развития. По ее мнению, в этом отношении проект бюджета весьма инерционен.
Сергей Лукин в своем комментарии отметил, что Совет Федерации принимает активное участие в работе над проектом бюджета на всех этапах этого процесса. В ходе весенней сессии палатой регионов были подготовлены и направлены в правительство России предложения по концепции бюджета. Большая часть инициатив учтена.
Парламентарий добавил, что в настоящее время сенаторы продолжают взаимодействие с кабмином по доработке проекта бюджета. «Совет Федерации готовит поправки ко второму чтению, среди которых — финансирование мероприятий по развитию автодорог, обеспечению жильем инвалидов, детей-сирот, строительство объектов здравоохранения, образования и культуры в тех регионах, где в этом есть острая необходимость», — подчеркнул Сергей Лукин.