Инициативу поддержало Министерство культуры Саудовской Аравии как важное направление развития и сохранения культурного наследия Королевства.
Компания по развитию Красного моря (TRSDC), разработчик крупнейшего в мире проекта регенеративного туризма, заключила соглашение с Министерством культуры о развитии морской археологии, наследия, истории и устойчивого туризма вдоль побережья Красного моря Саудовской Аравии. Стороны также заключили меморандум о взаимопонимании с комиссией по наследию и второй — с музейной комиссией. Одна из задач партнерства — проведение первых подводных археологических раскопок в Королевстве.
Меморандумы подписали Хамед Файез, вице-министр культуры, заместитель председателя комиссии по наследию и заместитель председателя комиссии по музеям, и главный исполнительный директор TRSDC Джон Пагано.
«Побережье Красного моря в Саудовской Аравии богато историей, на протяжении веков оно находилось в центре мировых торговых путей. Это сотрудничество позволит нам не только досконально изучить историческое значение этого уникального региона, но и обеспечить сохранность наших открытий. TRSDC стремится к ответственному развитию необычайной природной красоты и исторической ценности Красного моря», — сказал Пагано.
Саудовская Аравия берет свое начало с ранних цивилизаций Аравийского полуострова. На протяжении веков он играл важную роль в истории как место зарождения ислама и древний торговый центр, связывающий средиземноморский мир с восточными и южными источниками благовоний, специй и предметов роскоши. Торговый путь благовоний развивался примерно между VII веком до нашей эры и II веком нашей эры.
Первые подводные археологические раскопки в Саудовской Аравии
Прибрежные воды Красного моря содержат важные исторические достопримечательности, например, останки древних торговых кораблей. Их исследование проведут совместно с университетом Неаполя L’Orientale.
«Сейчас обломки корабля являются наименее поврежденными и лучше всего сохранившимися деревянными останками кораблекрушения в Красном море. Это судно XVIII века с впечатляющим грузом из кувшинов, фарфора и специй свидетельствует об интенсивной торговой деятельности, происходившей в Красном море до открытия Суэцкого канала, а также его связи с более широкой географией торговли в Индийском океане. Сохранившаяся деревянная конструкция представляет собой уникальное свидетельство массивного и дорогостоящего кораблестроительства, ранее неизвестного в этом регионе», — пояснила доктор, директор по раскопкам кораблекрушений в Красном море и доцент кафедры Морской археологии в Неаполитанском университете L'Orientale Кьяра Заццаро.
Кораблекрушение произошло между 1725-1750 годами и расположено в лагуне Аль-Ваджх. Находясь на глубине 20-22 метра, корпус остается на морском дне вместе с курганом из более чем 1000 видимых кувшинов, которые кальцинировались в единую группу. Длина коробля составляет около 40 метров, ширина — 10 метров, а вес нетронутого груза — 1000 тонн. Все артефакты будут сохранены, каталогизированы и помещены в музей Красного моря в Джидде, а некоторые экспонаты будут представлены посетителям курорта «Красное море».
«Корпус, который кальцинировался и превратился в нечто вроде окаменевшего дерева, а также около 4000 богато украшенных глиняных сосудов различных цветов, форм и дизайнов, которые также превратились в твердую массу, останутся нетронутыми, чтобы их могли увидеть дайверы. Это станет одним из самых уникальных мест для дайвинга в мире», — добавил Пагано.
Доступная история
Партнерство также предполагает полное обследование морского дна от Джидды вдоль береговых линий проекта Красного моря и AMAALA. Исследование, запланированное на конец этого года, позволит выявить археологические останки на дне океана.
В рамках партнерства с Museums Heritage будет запущена программа по проектированию и строительству первого морского музея, который станет единственным объектом в Королевстве с богатой коллекцией подводных находок. Музей станет образовательной площадкой и для туристов, и для жителей страны.
Объекты наследия
Стратегическое сотрудничество также способствует исследованию ранее неоткрытых территорий, имеющих историческое значение. Планируется подробное обследование портов «Акре Ком» и «Лейке Коме», упомянутых в древних текстах греческими географами Птолемеем и Страбоном.
Партнерство направлено на увеличение количества зарегистрированных объектов в списке всемирного наследия ЮНЕСКО в соответствии с «Видением 2030» и дальнейшее усиление вклада Королевства в достижение целей устойчивого развития ООН.
Другие области партнерства включают восстановление исторических построек в районе; восстановление древних мечетей; создание центров по производству, продаже и демонстрации традиционных ремесленных изделий.
Проект «Красное море»
Проект «Красное море» примет первых гостей к концу 2022 года. Первый этап, который включает в себя в общей сложности открытие 16 отелей, завершится в 2023 году.
По завершении в 2030 году проект «Красное море» будет включать 50 курортов, предлагающих до 8000 гостиничных номеров и более 1000 жилых объектов на 22 островах и шести внутренних территориях. Пункт назначения также будет включать международный аэропорт, роскошные пристани для яхт, поля для гольфа, развлечения и досуговые сооружения.
Справка
The Red Sea Development Company — это закрытое акционерное общество, полностью принадлежащее Государственному инвестиционному фонду Саудовской Аравии. TRSDC было создано, чтобы стимулировать развитие The Red Sea Project — роскошного регенеративного туристического направления, которое установит новые стандарты устойчивого развития.
Проект реализуется на территории более 28 000 кв. м нетронутых земель и вод вдоль западного побережья Саудовской Аравии и включает обширный архипелаг, состоящий из более чем 90 нетронутых островов. На территории этого комплекса расположены широкие пустынные дюны, горные каньоны, спящие вулканы, а также древние объекты культурного наследия.
Работа по первому этапу разработки идет полным ходом и должна быть завершена к концу 2023 года. Проект достиг важных целей: на сегодня подписано более 600 контрактов на сумму почти 18 млрд риалов (4,7 млрд долларов).