Участники конкурса «Зеленый квадрат», организованного Российским экологическим оператором, завершили смену в арт-кластере «Таврида» в Крыму. В рамках следующего этапа 16 арт-объектов отправятся на Всемирный фестиваль молодежи (ВФМ) в Сириусе.
«Экопросвещение через искусство является одним из наиболее выразительных инструментов популяризации экологического образа жизни. Конкурс «Зеленый квадрат» позволил нам выявить большое количество художников, которым близка тема экологии, переработки отходов и экономики замкнутого цикла. На финальном этапе конкурса было создано 30 объектов, 16 из них мы отправляем на ВФМ. Тысячи участников этого большого фестиваля смогут оценить работы финалистов конкурса, а значит, задуматься об экопривычках и своем влиянии на экологию», — отметил генеральный директор РЭО Денис Буцаев.
Все проекты создавались в рамках образовательной программы Академии «Меганом» с 10 по 22 февраля 2024 года. Экспозиция из 16 арт-объектов будет представлена на ВФМ с 1 по 7 марта в Сириусе (Сочи).
«Всего в ходе конкурса было выявлено 53 лучших концепта. Их авторы создавали арт-объекты под руководством резидентов арт-кластера «Таврида». Участники завершили смену и готовятся к ВФМ», — рассказал PR-директор департамента коммуникаций РЭО Дмитрий Бойко.
Арт-объекты выполнены из вторсырья и различных отходов, часть которых была предоставлена экоцентром «Сборка». Ряд работ посвящен теме животных, символизирующих стран-участниц ВФМ.
Так, например, арт-объект «Зов стихий» Татьяны Сикоренко и Марии Шебановой представляет собой грифона — мифическое существо, объединяющее в себе три природных стихии: воздух, воду и землю. По мнению авторов, произведение искусства призывает людей по всему миру ответственно относиться к соблюдению баланса в природе.
Группа авторов — Андрей Гуляев, Екатерина Толоконцева, Виктория Анпилогова, Виктор Кобец — представят на форуме свой проект «Карп», созданный из дерева, которое было выброшено на берег моря или реки. Дрифтвуд — это не только материал для создания арт-объектов, но и символ связи человека с природой и его уважения к ее красоте.
Художник Алексей Палилов в своей работе «Рукотворное чудо света» использовал около 1,3 тыс. крышек. По задумке автора, произведение искусства должно показать, что пластик — это строительный материал, который можно и нужно использовать повторно в целях экономии ресурсов, сохраняя окружающую среду и во избежание его накопления.
В числе работ на выставке можно будет увидеть и анаморфную инсталляцию-иллюзию «Амурский Тигр» (Лао Ян и Ярослава Карпунина). Она посвящена проблеме сокращения популяции амурского тигра, которая до сих пор не решена. Если раньше главным врагом тигров были браконьеры, то сегодня это вырубка лесов и жизнедеятельность обычных людей.
Над проблемой «Наследи(е)ли» размышляла Юлия Биктимирова. Ее работа олицетворяет то, какое наследие мы оставляем после себя следующим поколениям — экологический кризис и отходы, которые поглощают нашу планету. Объект состоит из двух следов: левый след символизирует текущую ситуацию — Земля постепенно погружается в отходы и испытывает серьезные экологические проблемы. Правый след — это следующий шаг, то, что ждет нашу планету, если мы не изменим свой образ жизни и не предпримем радикальные меры по использованию ресурсов и переработке отходов.
Художники Анастасия Володченко, Изабелла Ключко, Алексей Серебренников презентуют пластиковую инсталляцию «Год дракона». «Наша инсталляция представляет Новый год дракона, но не просто дракона, а цикличного дракона Уроборос. Дракон состоит из списанной оргтехники, что символизирует мощный поток прогресса, связанный с использованием электроники во всех сферах жизни человечества. При этом дракон истощает ресурсы окружающей среды, в которой сам находится, и единственный шанс выжить — использовать вторичные отходы», — описывают свой проект авторы.
Еще одна работа — «Матушка-Природа» Дарьи Дудник. Она выполненная из разбитой посуды. Девушка изображена в кокошнике и олицетворяет Русь-матушку (Родину-мать), а также «русский мир», в котором объединяется русскоязычное население по всему миру. «Работа транслирует тонкую русскую душу, родительскую любовь, заботу о ближних и о планете. Не безразличие к ее проблемам. И желание научить этому подрастающее поколение», — отметила автор.
Помимо участия в образовательной программе, победители конкурса получат возможность поучаствовать в IV конкурсе-биеннале «Придумано и сделано в России» от Всероссийского музея декоративного искусства и получить поддержку от РЭО в продвижении своих работ на крупных российских и зарубежных форумах и площадках.