Больше 20 лет в повестке здравоохранения — концепция 4П-медицины (свое название она получила от четырех основополагающих принципов: персонализации, предсказательности (предикции), превентивности и партисипативности, — прим. ред.), которая предполагает кардинальные изменения в подходах к лечебному процессу, а именно сохранение здоровья пациента и профилактика патологий, а не лечение болезней на основании нозологической классификации. Инвестиционный проект экс-банкира и почетного жителя Воронежа Александра Соловьева — Группа компаний «Олимп Здоровья» — одним из первых в России присоединился к стандартам предиктивной и профилактической медицины. РБК Черноземье поговорил с инвестором о том, получилось ли изменить парадигмы мышления врачей и пациентов, и как его клиники пришли от лечения больных к сохранению здоровья здоровых.
«Индивидуализация врачебных рекомендаций — самое большое достижение медицины»
— С момента открытия вашей первой клиники в 2018 году вы предложили пациентам внятную концепцию — комплексный подход к лечению с акцентом на профилактике. Насколько результативной она оказалась для нашей страны, где люди идут к врачу чаще всего уже при наличии выраженных симптомов болезни?
— Необходимость перехода от куративной медицины к превентивной назрела давно, к этому есть и экономические, и социальные предпосылки. Не секрет, что зачастую лечение болезней становится все менее эффективным с точки зрения окончательного выздоровления и слишком дорогостоящим с точки зрения поддержания ремиссии. В нынешней системе здравоохранения граждане преимущественно проходят лечение вместо того, чтобы играть активную роль в заботе о собственном здоровье. И это при том, что по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье человека лишь на 16% зависит от состояния медицины в стране, и на 50% — от образа жизни. Поэтому начиная с 2015 года, врачебное сообщество в дополнение к медицине 4П стало говорить о необходимости еще одного, пятого элемента в системе — позитивном настрое пациента, его проактивной позиции в отношении собственного здоровья.
Изучая системы здравоохранения разных стран, могу отметить, что в Европе, например, профилактическая медицина относится к сфере самостоятельных инвестиций пациента в свое здоровье. В Германии практически нет клиник, которые на этом специализируются, подобно «Олимпу Здоровья», а бюджет среднего медицинского полиса на это направление — не более 100 евро. Российские пациенты имеют в этом смысле хорошую фору. Значительный объем профилактических услуг и исследований можно получить даже в рамках ОМС. А арсенал исследовательских методов, которыми располагает частная медицина, вплоть до расшифровки генома, вообще позволяет перейти от диспансерной практики, проверяющей «всех на все», к целевой превенции.
Индивидуализация врачебных рекомендаций — самое большое достижение медицины, которое эффективнее всего работает именно на этапе профилактики, поскольку процесс лечения в значительной степени стандартизирован и требует от врача следования определенным протоколам.
— Что оказалось самым сложным в продвижении и популяризации профилактической медицины?
— Самым сложным и самым главным стала подготовка врачей. Несколько лет потребовалось для того, чтобы сформировать коллектив, способный не только помочь пациенту с текущими жалобами, но и определить их причины, оценить общее состояние организма и порекомендовать профилактические меры. Вырастить врача высокого уровня — задача крайне сложная. Мы брали на работу молодежь, прикрепляли к опытным специалистам-наставникам, большое значение придавали и продолжаем это делать координации специалистов нескольких направлений, ведь подчас для определения правильной нозологии мало мнения одного врача, нужно объединяющее начало. Не сразу, но в клиниках прижилось требование максимально часто советоваться с коллегами, с врачами-диагностами, организовывать консилиумы.
Не скрою, сначала возникало и определенное недопонимание со стороны пациентов. Некоторые из них считали, что дополнительные анализы или исследования — наш способ заработать, «овердиагностика». Но мы твердо шли к своей цели, потому что понимали, что без специальных знаний обычный человек не может (и не должен) правильно оценить процессы, происходящие в организме, и их последствия для здоровья. Поэтому задачей наших врачей было убедить пациента в необходимости комплексного подхода к здоровью. Для этого мы, например, увеличили время первичного приема. Это тоже был не вопрос бизнеса, а часть идеологии. Сегодня я должен отметить: прогресс есть, большинство пациентов разделяют нашу идеологию, а мнение «это просто бизнес» по отношению к нашим клиникам звучит все реже.
«Цели современного здравоохранения — качество жизни
и победа над болью»
— Тем не менее наряду с профилактикой ГК «Олимп Здоровья» постоянно наращивал базу для куративной медицины.
— С появлением нашей первой клиники стало понятно, что построить и оснастить современный медцентр — лишь начало. Важно сделать следующий шаг — не только диагностировать болезнь, но и предупредить ее, а если это невозможно — излечить или избавить от последствий. Многие врачи, с которыми я общался, называют целью современной медицины победу над болью и качество жизни. Это абсолютно правильные задачи, если учесть, какие патологии наиболее распространены и уносят больше всего жизней у нас в стране, да и во всем мире — онкология, сердечно-сосудистые заболевания и сахарный диабет. Но при этом в российской медицинской практике отсутствует философия реабилитации. Уникальная массовая санаторно-курортная система оздоровления советского времени, работающая по четкой маршрутизации «поликлиника — стационар — санаторий», утрачена — нет ни инфраструктуры, ни специалистов. Как следствие — большинство врачей в государственной медицине сегодня не дают рекомендаций по санкуру, да и пациенты не привыкли к этим услугам и не знают об их накопительном эффекте. А когда я стал интересоваться, где готовят альгологов — специалистов в сфере лечения боли, меня иногда переспрашивали: «Альголог? Может, вы имели в виду аллерголог?»
При этом доказано, что регулярное санаторно-курортное лечение позволяет увеличить продолжительность жизни человека на 3-15 лет, в 2-6 раз уменьшить число обострений у взрослых и детей, продлить период активной жизни в раннем пенсионном возрасте. Так мы с коллегами пришли к мнению, что без внедрения методик восстановления добиться устойчивых положительных результатов лечения практически невозможно. Стало очевидно, что нам нужен современный реабилитационный центр. Сначала появился Центр культуры здоровья «Олимп Пять», а когда вместимости его круглосуточного стационара оказалось недостаточно, мы купили небольшой санаторий, который принадлежал РЖД, почти полностью его перестроили, и в апреле этого года он начал работу — и уже не только для воронежцев, но и для жителей других регионов. Мы подключили наш медицинский университет, чтобы совместно изучить и внедрить современные реабилитационные подходы в работу наших врачей, инвестировали в подготовку реабилитологов. В результате сегодня группа компаний работает именно в той конфигурации, в которой я ее задумал: медицина полного цикла, от профилактики до восстановительного лечения.
Убедить людей заниматься поддержкой здоровья — задача сложная и длительная, но постепенно мы ее решим. Уже сейчас почти 30% из тех, кто приходит в Центр культуры здоровья для получения процедур, не относятся к категории серьезно больных.
«Профилактика и точечная диагностика — ключ к оптимальной экономике лечения»
— Какую роль в изменениях менталитета пациентов сыграла экономика? Общеизвестно, что болезнь не только проще, но и дешевле предупредить, чем лечить...
— Российские пациенты все активнее инвестируют в свое здоровье. Объем платных медицинских услуг, оказанных населению, по официальной статистике, достиг в 2023 году 1,36 трлн рублей, увеличившись за год на 11%, а для сравнения — государственные расходы на бесплатную медицину составили в прошлом году минимум 3,96 трлн рублей. Мы видим эту тенденцию и в своих клиниках. Что это означает для медицинского рынка? Прежде всего — более высокие требования к эффективности лечения. Уверен, что ключ к результативной медицине — тщательная диагностика пациента. Мы активно изучаем и внедряем разные исследовательские методы, которые позволяют сделать необходимую диагностику более точечной и прицельной, а это — самый надежный фундамент для оптимизации экономики лечения.
«Здоровье человека становится предметом общественного интереса и заботы»
— По данным Vademecum, последние несколько лет корпоративные платежи по ДМС стали вторыми по значимости в частных клиниках и имеют тенденцию роста. Вы отмечаете это в ГК «Олимп Здоровья»?
— Безусловно. Более того, в программах ДМС, по данным исследования страхового брокера Remind, одним из ключевых факторов роста в 2022-2023 гг. стали программы профилактики (чекапы) и общий тренд на превентивность. Для большинства российских работодателей вопрос сохранения главного ресурса компании — здоровья сотрудников — становится одним из самых важных. А в условиях обострившейся конкуренции за высококвалифицированный персонал наличие социального пакета, действующих корпоративных well-being-решений, или «программ благополучия», дает им решающее преимущество на рынке труда и окупается такими эффектами, как повышение лояльности, производительности, операционной эффективности и вовлеченности сотрудников. Поэтому производственная медицина, корпоративные программы управления здоровьем персонала — это активно развивающиеся направления, и ГК «Олимп Здоровья», безусловно, является одним из игроков на этом рынке.
«В России катастрофически мало здоровых людей»
— Спустя шесть лет работы в превентивной и куративной медицине вы идеологически «расширились» и до работы со здоровыми пациентами. Какой будет ваша роль в проекте «Здоровье здоровых», к которому вы подключились?
— Здоровье здорового человека приобретает без преувеличения государственное значение. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), к 2050 году в России будет проживать 149 млн человек, из них здоровых людей — всего 20%, а абсолютно здоровых — около 8%. Это катастрофически мало. Кроме того, на тысячу человек работающего населения у нас приходится 425 пенсионеров и 311 детей и детей-инвалидов. Поэтому цель движения «Здоровье здоровых», которое развивается в ряде регионов, а теперь поддержано и администрацией нашей области, — внедрить технологии здоровьесбережения, максимально замедлить переход здорового человека в категорию больных, увеличить продолжительность жизни. Для решения этих задач планируем создать университет по подготовке специалистов восстановительной медицины на базе Центра культуры здоровья «Олимп Пять», а санаторий «Дон» сделать площадкой для научной работы региональной цифровой экосистемы #ЗдоровьеЗдоровыхВоронеж в рамках федерального проекта «Здоровье здоровых». Хочу отметить, что разработчиком концепции охраны здоровья здорового человека, поддержанной ВОЗ, стал Александр Разумов, — безусловный лидер санаторно-курортной отрасли, основатель направления восстановительной медицины, академик РАН, президент Национальной курортной ассоциации и Союза «Здоровье здоровых».
«Медицина — это не тот бизнес, которому можно позавидовать»
— В апреле стало известно о выходе вашей семьи из инвестпроектов в агробизнесе. Почему, имея опыт реализации проектов в АПК, промышленности, вы решили все-таки сосредоточиться на медицине?
— Я никогда не мечтал стать врачом, но хорошо помню тот момент, когда решил инвестировать в медицину. Я работал в Сбербанке, и после очередной диспансеризации узнал о том, что несколько сотрудников банка неизлечимо больны, и я ничем не могу помочь. Пусть это звучит пафосно, но, выйдя в отставку, решил посвятить медицине оставшееся мне время и показать воронежцам, каким может быть здравоохранение будущего. Я не врач, но знаю, что у нас все получится, потому что мы идем от потребности людей и берем для этого лучшее — оборудование, технологии, кадры.
— Как вы оцениваете доходность медицинского бизнеса?
— Уверенно могу сказать, что по сравнению с проектами и в сельском хозяйстве, и в промышленности создание современного медицинского бизнеса — значительно более трудоемкое и менее рентабельное направление. Если спросить меня, какую сферу я рекомендую для инвестиций, медицину назову в последнюю очередь. Мы живем в той же экономической реальности, что и любой другой бизнес, когда стоимость расходных материалов, обслуживания импортного оборудования выросла в разы. Добавьте к этому еще одну часть затрат, которая не может регулироваться инвестором, — зарплату со всеми налогами, а у нас она составляет около 50% стоимости услуг. При этом снизить зарплату специалистам, особенно — высокого уровня, считаю невозможным: она выше, чем в государственном здравоохранении, но не запредельная. С учетом всех этих факторов сегодня мы работаем с минимальной рентабельностью, и говорить о какой-то существенной прибыли пока рано.
Да, в нашей работе есть важный бонус — большинству людей нравится то, что мы делаем, и они нас благодарят. Но и благодарности не снимают с нас ответственность за единичные случаи некачественного отношения к пациентам, которые все еще встречаются. Мы стремимся сделать все, чтобы их не было.
— Тем не менее, по данным открытых источников, часть компаний «Олимпа Здоровья» имеют прибыль.
— Так и есть, несколько наших компаний второй год работают с небольшой прибылью. Но я должен пояснить: прибыль идет не на дивиденды учредителей, не на возврат вложенных средств. Эти ресурсы направляются на обучение персонала и связанные расходы, на приобретение нового оборудования, технологий. Если бы мы работали столько лет без какой-либо прибыли, то просто обанкротились.
На начальном этапе и «Олимп Здоровья» на Театральной, и клиника «Эвкалипт» на Краснознаменной требовали моей финансовой поддержки. Сегодня я закрываю инвестиционными вложениями убытки Центра культуры здоровья «Олимп Пять», но считаю это приемлемым, потому что любые инвестпроекты в первые 2-4 года требуют дополнительных средств. Кстати, всю прибыль «Олимпа Здоровья» на Театральной мы в этом году потратим на закупку нового оборудования. Это к вопросу прибыльности медицинского бизнеса. Кто поверит, что за все годы работы в медицине я от этого никаких средств не получил, а только вкладывал?
— Мало кто поверит...
— И я не буду переубеждать. Просто предложу: хотите попробовать — создайте подобное и зарабатывайте такие деньги, какие вы хотите. Если получится. Медицинский бизнес — это бизнес длинных инвестиций, не на одно десятилетие.