— ЖКХ является одной из самых социально-значимых, в то же время одной из самых сложных и проблемных отраслей, почему?
— Обычно жизненные проблемы людьми распределяются (по остроте восприятия) — по категориям «важности и остроты». Проблемы в сфере ЖКХ воспринимаются жителями всегда чрезвычайно остро. По моим наблюдениям данная проблематика находится в первой тройке или максимум пятерке проблем, наряду с базовой безопасностью, состоянием медицины и нехваткой денег на закрытие базовых потребностей граждан. По остроте восприятия вопросы в сфере ЖКХ волнуют людей больше, к примеру, чем состояние дорог. Жители всегда наиболее критично реагируют на любые сбои или нарушения в работе системы: отключение света, воды, тепла или недостаток мощности того или иного ресурса. А про критические моменты, такие как аварии на сетях, затопление жилья, протекание кровли, промерзание стен и многое другое и говорить не стоит. Именно поэтому заявки по проблемам в этой сфере сегодня преобладают в общем списке обращений в ЕДС разных городов.
— Какие сложности сегодня характерны для этой сферы?
— Проблемы в сфере ЖКХ появились не вчера. На это повлияло и продолжает оказывать влияние множество факторов, которые, в свою очередь, влекут за собой серьезную цепочку последствий. Одной из ключевых причин, как нетрудно догадаться, является недофинансирование в данной сфере. Конечно, невозможно «дофинансировать» работу всей системы в моменте. При этом здесь не стоит вопрос о «желании» или «нежелании» федеральных, региональных или муниципальных властей. Для решения всех существующих проблем в сфере ЖКХ требуются триллионы рублей, в первую очередь — из бюджета. Мы все понимаем, что выделить одномоментно такой объем финансирования совершенно невозможно, поскольку в стране есть еще несколько десятков не менее важных вопросов, которые также требуют оперативного решения. Кроме того, есть еще один критично важный фактор, который недооценен в части его публичного признания — у нас не хватает людей для реализации всех задач в этой сфере. Даже если бы нашлись требуемые финансовые ресурсы — нет достаточного количества рабочих рук, кто был бы способен или желал это делать. Как я уже говорил ранее, сейчас сложилась ситуация наподобие «идеального шторма», когда в стране не хватает людей рабочих специальностей.
— Как оцениваете состояние инженерных сетей непосредственно в Липецкой области?
— Не секрет, об этом много говорится на разных площадках — ситуация с износом коммунальных сетей близка к критической отметке во многих российских регионах, и Липецкая область не исключение. Как один из вариантов решения, была внедрена концессия на водоснабжение и водоотведение, это в том числе финансовый инструмент по привлечению внебюджетных средств на модернизацию сетей. Как этот механизм реализуется на практике, и с какими сложностями он сталкивается, можно рассуждать долго, но суть остается одна — необходимо дополнительное финансирование всей отрасли, в том числе через грамотные и продуманные концессионные соглашения. Хотя, к примеру, наружное освещение в Липецке так и не отдали в частные «заботливые» руки. Руководство региона и города мудро решило, что масштаб требуемого финансирования не сопоставим с рисками, которые несет данное предприятие. Городская администрация сформировала программу по постепенной модернизации освещения в городе своими силами и средствами. На мой взгляд, это мудрое решение. А вот с миллиардными вложениями в систему водоснабжения и водоотведения, естественно, все кратно сложнее. Проблема также заключается еще и в том, что скорость износа инженерных сетей гораздо выше, нежели темпы их ремонта и замены. В результате мы получаем в средне- и долгосрочной перспективе усугубление проблемы с нарастающей деградацией состояния отрасли в целом. Решением здесь может быть только пересмотр общей парадигмы подхода к данной проблеме.
— Что сегодня необходимо сделать, чтобы кардинально изменить ситуацию с инженерной инфраструктурой?
— Если говорить тезисно, то в первую очередь необходимо частично (отдельные участки) передавать коммунальное хозяйство в частные руки с усилением контроля за его модернизацией. К примеру, внутриквартальные сети должен содержать застройщик, который возводит жилье в том или ином районе. Для этого, как вариант, нужно создать специальные счета по типу эскроу-счета в строительстве для аккумуляции средств, чтобы у хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих коммунальные сети, не было возможности потратить эти деньги на другие нужды, как это бывает в случаях с некоторыми недобросовестными УК.
Во-вторых, распределить сети между разными собственниками для лучшего управления.
В-третьих, и это важно, доработка действующего законодательства. Например, необходимо повысить ответственность и обязать всех участников процесса рационально вкладывать в модернизацию, а не оставлять «будущим поколениям», исходя из принципа амортизации оборудования и обязательных отчислений. Возможно, даже проработать новые поправки в Налоговый кодекс для стимулирования добросовестных участников. Продумать и внедрять новые модели эксплуатации сетей. Проработать обязательства муниципалитетов в части эксплуатации сетей на их территории. В частности, на законодательном уровне следует предусмотреть пункты, которые будут четко и исчерпывающе трактовать источники финансирования на содержание сетей, либо передавать в те структуры, у которых есть возможность их содержать.
В-четвертых, проработка новых подходов к эксплуатации сетей, переоснащение и изменение форматов в долгосрочную перспективу. Как примеры, это переход на двухтрубную систему с четырехтрубной системы отопления с установкой теплообменников, увеличение локализации тепловых сетей для уменьшения подающих «плеч», чтобы не «отапливать улицы», локализовать котельные и тепловые пункты. Также следует изменить систему и подход к газификации локальных источников тепла, чтобы подключение к газу не стоило как «построить котельную».
Почему бы не продумать более гибкую систему тарификации для юридических и физических лиц? Сделать ее по аналогии с прогрессивной шкалой налогообложения, где отчисления на сети пропорциональны уровню доходов или прибыли хозяйствующего субъекта. Это позволит, хотя бы слегка, выровнять ситуацию с доступностью тарифов для всех групп населения и хозяйствующих субъектов.
Создать условия для образования муниципальных управляющих компаний. Особенно это касается старого и изношенного малоквартирного жилого фонда. Жители таких жилых объектов зачастую становятся заложниками ситуации, когда их дом «неинтересен» УК с коммерческой точки зрения (там большие затраты и риски, а собираемость небольшая), при этом сами жильцы не согласны с кратным повышением тарифов, так как зачастую там проживают не самые обеспеченные слои населения. Создание муниципальной управляющей компании могло бы стать таким инструментом. Однако пока главный вопрос здесь — отсутствие понимания источников финансирования.
Последнее — усилить общественный и парламентский контроль над деятельностью УК в части применения санкций или мероприятий на улучшение работы. Недовольство жителей работой управляющих компаний в последние годы стало основным источником жалоб наших граждан.
— На ваш взгляд, как в новой экономической реальности можно развивать инфраструктурные проекты в сфере ЖКХ?
— Новая реальность диктует необходимость и осознание нового подхода к старым проблемам. Как я уже сказал ранее, необходимо переходить от «латания дыр» к принципу долгосрочного планирования.
Новая реальность — это «недешевые», мягко говоря, деньги: проблемы, связанные с поставками привычного ранее оборудования, дефицитом рабочих кадров. Как вариант, тут помогло бы еще создание специального фонда и государственных целевых программ по модернизации сетей, попытка разработки новых подходов к управлению, новых технологий, принципов градоустройства и эксплуатации сетей в масштабах населенного пункта, города, региона, страны.
Думаю, нужно организовать конкурс на создание лучших практик для решения этих проблем в ведущих институтах страны с хорошим призовым фондом и грантовым содержанием, с последующим трудоустройством самых выдающихся авторов в ведущие госучреждения или госкорпорации. Еще один момент — может пора уже создавать некое подобие РосЖКХ по аналогии с Росатомом, Роскосмосом, Росавтодором и т.д. Со стороны эта идея может выглядеть неоднозначно, но, на мой взгляд, уровень критичности ситуации, вероятность возникновения коммунального коллапса в отдельно взятых районах, усиливающая скорость деградации всей системы, говорит об отсутствии должного внимания в силу отсутствия единого ядра управления и комплексной долгосрочной программы по модернизации сетей, созданию новых технологий системы ЖКХ будущего. Наша страна и наши граждане достойны новых и прогрессивных решений и результатов в этой сфере.