Конкурентные преимущества Воронежской области, связанные с ее выгодным географическим месторасположением, квалифицированными кадрами, развитой транспортной инфраструктурой сформировали высокий инвестиционный потенциал региона.
Между столицей России и Воронежем всего 500 км. По территории области проходят важные транспортные магистрали, которые соединяют регион с экономическим коридором Шелкового пути, проходят крупнейшие федеральные автомагистрали М-4 «Дон» и М-6 «Каспий». Один из крупнейших железнодорожных узлов — ЮВЖД, обеспечивает связь с южными и восточными частями страны. Ежегодно по ним проходит более 12 миллионов пассажиров, а грузооборот составляет почти 13 млн тонн.
Воронежская область за последние годы зарекомендовала себя как регион с высокой инвестиционной привлекательностью. Это подтверждается положительной динамикой объема инвестиций в основной капитал, федеральными инвестиционными рейтингами, оценками влиятельных независимых экспертов и стабильным потоком компаний-инвесторов. По итогам 2023 года Воронежская область вошла в топ-10 регионов в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации.
Только за 2023 в экономику региона было инвестировано более 374 млрд руб., благодаря чему область оказалась на третьем месте в ЦФО по объему инвестиций в основной капитал. Положительная динамика наблюдается и в показателе валового регионального продукта — в прошлом году он превысил 1,4 трлн руб.
Промышленность и агропромышленный комплекс — одни из важных сфер экономики Воронежской области. Объем отгруженных промышленных товаров по итогам 2023 года составил более 1 трлн руб. А валовая продукция сельского хозяйства превысила 356 млрд руб.
В области создана и успешно функционирует многоуровневая система инвестиционных площадок, обеспеченных инфраструктурой. В нее входят — особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Центр», территория опережающего развития «Павловск» и индустриальные парки для малого, среднего и крупного бизнеса.
Сегодня в регионе функционируют шесть индустриальных парков. Государственные — «Масловский», «Лискинский», «Бобровский», «Подгоренский», а также частные парки «Перспектива» и «Воронеж». Общая площадь индустриальных парков превышает 1,3 тыс. га. В настоящий момент на территориях этих площадок размещены производства 167 резидентов, создано более 6,6 тыс. рабочих мест. В общей сложности резиденты вложили более 52 млрд руб. инвестиций. При размещении в индустриальных парках резиденты получают льготы по налогу на имущество и земельному налогу. Кроме того, действуют особые условия приобретения и аренды земельных участков.
«Когда резидент приходит в индустриальный парк, он получает максимально готовую инфраструктуру для будущего производства, готовый земельный участок с подведенными коммуникациями, документы максимально оформлены, мы полностью сопровождаем сделку, поэтому инвестор может получить земельный участок в собственность уже через неделю. Есть в индустриальных парках и готовые здания, куда можно просто завести свое оборудование и приступить к производству продукции. То есть, мы помогаем существенно сократить сроки и упростить процесс запуска производства. Польза от готовности и комплексности решений очевидна — большинство делает выбор в сторону индустриальных парков. Из моего опыта, порядка 70% из тех, кто вообще ищет площадку для строительства производства, рассматривают именно территории с преференциальным режимом. И Воронежская область, действительно, является передовиком среди регионов России в развитии подобных площадок и взаимодействии со всеми органами власти», — поделился руководитель воронежского индустриального парка «Перспектива» Андрей Чекурин.
Помимо площадок с преференциальном режимом, помочь с запуском проекта и облегчить жизнь предпринимателей и инвесторов стараются региональные институты развития. Их основоположником в Воронежской области является ГКУ ВО «Агентство по привлечению инвестиций и региональному развитию», которое было создано в 2007 году. Сегодня в регионе функционируют 13 институтов развития, охватывающие все сферы экономики.
«Институты развития — это инструмент государственной политики, который призван решать точечные проблемы, возникающие в том или ином регионе, в зависимости от национальных целей и приоритетов страны в целом. Мы более оперативны, быстрее подстраиваемся под любые изменения и помогаем с проблемными вопросами инвесторам, опираясь на актуальную повестку. Работая с бизнесом, мы стараемся формировать ту повестку, которая им необходима сегодня. Если в определенный орган власти инвестор обращается точечно, то к нам он может прийти с любым вопросом, а мы подскажем, куда нужно двигаться», — рассказала руководитель ГКУ ВО «Агентство по привлечению инвестиций и региональному развитию» Елена Лапина.
Как объясняет директор Центра «Мой бизнес» в Воронеже и Центра поддержки предпринимательства Воронежской области Андрей Демидов, региональная программа поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Воронежской области представлена в многофункциональном Центре «Мой бизнес», который осуществляет свою деятельность в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство». Их главная задача — оказание комплекса мер поддержки, которые необходимы для бизнеса — от банальных консультационных услуг до продвижения продукции на внутренних и внешних рынках. Ежегодно «Мой бизнес» оказывает порядка десяти тысяч услуг.
«Чтобы реализовать свой проект, естественно, нужно понимать все риски, важно прописать бизнес-план, рассчитать точку безубыточности, занять верную нишу. Здесь мы с коллегами из других институтов развития оперативно взаимодействуем, оказываем всевозможную помощь предпринимателям. И они, действительно, благодарны и довольны тем, что есть компетентные люди, которые могут грамотно разложить экономическую модель, а это убережет предпринимателя от дальнейших рисков. Наша задача — сопроводить предпринимателя на всех этапах, ускорить процесс и назначить трек развития проекта, а также помочь привлечь финансовую поддержку от государства», — отметил Андрей Демидов.
По словам директора Воронежского областного центра информационного обеспечения АПК Ивана Подгорнова, в задачи их института развития входит сопровождение фермеров и их бизнеса. Крупные холдинги имеют системное понимание дальнейшего развития, однако, мелкие хозяйства зачастую не знают, куда им обратиться за помощью.
«Мы очень много консультируем по грантовой поддержке, советуем по запуску стартапа, развитию семейных фермерств. То есть ищем точку входа «малышей» в сферу агропромышленного комплекса региона. Иногда фермеры банально не знают, какой пакет документов необходимо собрать. Также большие проблемы вызывает электронный документооборот. Человек, который работает на земле, он и не разбирается во всех этих нюансах. Поэтому мы всегда говорим, чтобы приезжали к нам, мы все объясним и покажем. Наша задача — максимально доводить до фермеров информацию, не упустить мелкие нюансы, которые на финальном этапе могут лишить человека субсидии или какой-либо материальной поддержки», — прокомментировал Иван Подгорнов.