Компетенция , Черноземье ,  
0 

«Главная эмоциональная проблема губернатора — говорить «нет»

Александр Гусев: «Главная эмоциональная проблема губернатора — говорить «нет»
Герберт Ромберг и Александр Гусев (Фото: РБК Черноземье)
Герберт Ромберг и Александр Гусев (Фото: РБК Черноземье)
Губернатор Воронежской области Александр Гусев — об уровнях сопротивления на пути к повышению эффективности, о важности комфорта и стабильности в региональной экономике и о главных трудностях в работе главы региона.

РБК Черноземье продолжает цикл передач «Бизнес и власть», где новыми героями интервью становятся работники госучреждений, представители власти и сфер малого, среднего и крупного бизнеса, а также банковского сектора. В новом выпуске программы «Бизнес и власть» ведущий передачи, основатель ITS Group Герберт Ромберг побеседовал с губернатором Воронежской области Александром Гусевым.

— С 2017 года вы возглавляете Воронежскую область. Какие основные свои достижения за это время можете выделить?

— Говорить о каком-то одном деле, которое ты сделал хорошо, бессмысленно, потому что у тебя сотни дел. Хорошо делать нужно их все. Как житель Воронежа и предприниматель, могу сказать, что город и область, по ощущениям, стали богаче, стало открываться больше парковых зон, логистика перемещения по городу стала более комфортной. Но есть еще к чему стремиться.

— Что нужно сделать, чтобы область больше зарабатывала?

— Нужно повышать эффективность работы во всех отраслях и по всем направлениям: и в бизнесе, и во власти. Например, существует проблема на некоторых крупных промышленных предприятиях: при многотысячном коллективе выработка не очень высокая. У малого бизнеса другие сложности — часто в попытках сэкономить есть уход от налогов за счет низких официальных зарплат. Здесь необходима правильная, более эффективная социальная политика по отношению к сотрудникам. Нам же, как руководителям управленческой структуры, нужно добавлять эффективность в части социально-политических вопросов. Я против таких форм взаимодействия между уровнями власти как лоббизм, но необходимо уметь доказывать необходимость получения средств на какие-то очень важные задачи.

Бизнес и власть. Александр Гусев: «Главная эмоциональная проблема губернатора — говорить «нет»

— Как вы считаете, как изменилась коммуникация между бизнесом и властью за последние 10-15 лет?

— На мой взгляд — кардинально. Если брать начало 1990-х, то это была скорее анархия, вседозволенность со стороны бизнеса. Ярче всего это проявилось в вопросах приватизации. Затем все трансформировалось: люди, обладающие политической властью, и сотрудники силовых структур решили тоже поучаствовать в процессах — началось некое давление на бизнес со стороны административных структур.

В начале 2000-х, с приходом Владимира Путина, восстановился правильный баланс. Бизнес начал заниматься больше вопросами производства и эффективности. Вопросы политики и социальных взаимоотношений перешли власти. Эта договоренность стабилизировала ситуацию, отсюда и начался экономический рост. Мне кажется, если бы сейчас можно было организовать так называемый «выезд на шашлыки» среди руководителей крупных государств, во время которого они могли просто договориться, как в 2000-х договорились бизнес и власть, многие вопросы в мировом порядке решились бы очень правильным способом.

— Что не хватает сейчас нашему бизнесу? На что ему еще больше нужно обратить внимание?

— В первую очередь, не хватает эффективности. И в решении этой проблемы есть два уровня сопротивления, которые нужно преодолеть. Первый, это когда мы говорим об изменениях и о повышении эффективности, а люди отвечают: «Отстаньте, у нас все хорошо». В этом случае руководителю нужно ломать ошибочное представление о текущей ситуации. Второй уровень сопротивления, когда отвечают, что это невозможно сделать. Руководитель всегда должен задавать вопрос: «Почему?» и получать на него ответ. Есть замечательная фраза: «Обязательными к исполнению являются только физические законы, все остальное — рекомендации». Решить можно все, нужно только искать варианты. Кто-то пытается делать по известной шутке: для того, чтобы корова меньше ела и давала больше молока, ее нужно меньше кормить и больше доить. Но это эффект на коротком промежутке времени, потом коровы точно не будет.

— Чего, на ваш взгляд, не хватает власти, чтобы кредит доверия к ней со стороны предпринимателей был выше?

— Мне кажется, сейчас взаимоотношения выстроены достаточно рационально. Я не хочу сказать, что они супер эффективны, но они вполне рациональны. В контактах с крупными бизнесменами, с малым и средним бизнесом мы не видим каких-то системных вопросов, которые нужно было бы решать. Частные вопросы — да, проблемы возникающие — да, но системных вопросов, мне кажется, нет.

На мой взгляд, важна стабильность правил, по которым играют административные структуры и бизнес, и важно ее соблюдать. Сами правила могут меняться, но не кардинально. Нельзя в отношениях с бизнесом делать так, что сегодня мы идем в одну сторону, а потом разворачиваемся и идем в другую. Тогда мы просто разрушим стабильность, а за ней уже посыплется вся экономическая база.

— Какие цели и задачи ставит себе власть для развития бизнеса в нашем регионе?

— Воронежская область должна стать регионом для комфортного ведения бизнеса. Чтобы совокупность всех взаимоотношений можно было назвать одним словом — «комфорт». И, конечно, необходимы разумные меры господдержки в тех отраслях, где они нужны.

— Сейчас во многих странах много внимания и средств выделяется именно малому и среднему бизнесу. Как вы думаете, почему?

— Мировой опыт, мировые тенденции. Когда экономика опирается на малый и средний бизнес, это делается скорее не для достижения высоких результатов национального продукта, а для стабильности в социальном восприятии людей.

Средний класс — это люди достаточно обеспеченные, которые могут себе позволить многие желаемые вещи. Их много, на них все опираются. Исходя из этого, нужно поддерживать малый и средний бизнес.

Необходимо понимать, что сейчас функция малого бизнеса как сферы занятости теряет для нас актуальность. У нас нет проблемы с безработицей, у нас есть проблемы с кадрами. Нужно очень внимательно посмотреть, насколько эффективно заняты люди прежде всего в малом бизнесе. Нужно понимать, есть ли в этой сфере трудовые резервы.

— По вашему мнению, кому именно нужно помогать: начинающим бизнесменам или тем, кто уже добился определенных результатов, чтобы помочь им двигаться дальше?

— Понятно, что перед нами стоит задача масштабирования бизнеса, и мы понимаем необходимость этих процессов. Но если мы не будем вовлекать новых предпринимателей, то это приведет к снижению предпринимательской конкуренции.

Допустим, есть 100 человек, которые все умеют, все знают. На каком-то этапе они скажут: «Я уже все заработал, мне больше ничего не надо, я теперь с детьми, с внуками буду время проводить, на лыжах покататься куда-нибудь поеду». И от этого начнет хромать эффективность бизнеса. Поэтому, конечно, подпитка новыми людьми должна быть.

— Для региональной экономики важно привлекать инвесторов. Что Воронежская область можем предложить особенное? Почему из всех регионов России они должны выбрать именно нас?

— Комфорт в ведении бизнеса. Прежде всего, это неизменность правил во взаимоотношениях власти и предпринимателей. А также разумная господдержка и объективные сложившиеся обстоятельства, географическое положение, наличие транспортных путей, рынок, количество людей для сбыта продукции. Мне кажется, во всех этих аспектах мы имеем достаточно сбалансированную позицию. Надеюсь на то, что люди тоже это видят и будут приходить в Воронежскую область.

— Мы гостеприимны к федеральным инвесторам?

— Да, у нас нет задачи, условно говоря, заниматься только какими-то местечковыми процессами. При этом мы, безусловно, будем поддерживать крупные федеральные структуры, которые готовы приходить, но эта поддержка не должна превращаться в поклонение. Если действия большой федеральной компании, даже государственной, будет противоречить желаниям, ощущениям и пониманиям людей, которые живут на территории Воронежской области, то такие инвестиционные процессы мы поддерживать не будем. Радует, что такие ситуации бывают редко.

— Какие значимые проекты ждут регион в ближайшее время?

— Мы хотели бы, чтобы пришли инвесторы на реализацию крупных проектов в области переработки сельхозпродукции. В этом направлении уже есть контакты, и я уверен, что они дадут результат. Хотелось бы, чтобы мы, являясь четвертым по значимости регионом Российской Федерации в области сельского хозяйства, еще и старались все переработать у себя и с новой добавленной стоимостью продавать на рынке.

Также ждем инвесторов для повышения производительности крупных промышленных предприятий. Нужны автоматизация и роботизация. Мы готовы инвестпроекты этого направления поддерживать. В особом приоритете новые строительства, но только если предприятие сразу будут заявляться с проектами роботизации и автоматизации.

— Какие самые важные три задачи и цели губернатора?

— Мне кажется, на этот вопрос ни один губернатор не ответит. Если бы было всего три задачи, губернаторам бы очень легко жилось. Я не готов выделять приоритеты. Для сравнения возьмем две задачи: обеспечение детей местами в дошкольных образовательных учреждениях и, допустим, полный цикл оказания медицинской помощи онкобольным. Можно их противопоставлять? Мы и тем, и тем занимаемся. Или задачи развития экономики и обеспечения безопасности в нынешних условиях. Они обе актуальны и важны, и мы занимаемся и тем, и тем. Разделять, что важнее, не нужно. Мы просто потеряем темпы, которые есть по другим направлениям.

— Какие основные трудности вы встречали на посту губернатора?

— Самая большая эмоциональная проблема — это говорить «нет». Понимать, что у тебя достаточно большие ресурсы и возможности, но не все просьбы, не все обращения, не все задачи, которые поступают, можно выполнить. Особенно сложно говорить «нет» глаза в глаза, но это приходится делать. Это, кстати, проблема любого руководителя, мне кажется.
Так что, самая главная проблема губернатора — говорить «нет» и уметь это сказать так, чтобы на тебя не обиделись.

— Каким вы видите наш регион через 20-30 лет? Что бы вы пожелали воронежцам?

— Надеюсь, что Воронежская область, как и вся страна, будет экономически и социально развитой. Что жить и в регионе, и вообще в России будет комфортно и престижно. Мы сейчас живем очень в ответственный период, можно даже сказать — в переломный период. Хотел бы всем жителям области пожелать нашей победы в специальной военной операции, мира, процветания.

Компетенция На 12,3 млрд руб. выросли доходы бюджета Белгородской области — Клепиков
Содержание
Закрыть