В 2014 году после резкого подорожания доллара и евро российский автомобильный рынок впал в продолжительную рецессию. Объемы продаж некоторых марок сократились в два-три раза, несколько брендов покинули рынок, многие дилеры и импортеры обанкротились. В Воронежской и Липецкой области ситуация развивалась аналогично — несколько крупных дилеров попали в банкротство. По итогам 2017 года отрасль впервые показала рост, и в этом есть вклад местных компаний.
В 2014 году резкое снижение курса рубля стало причиной значительного роста цен на автомобили, что в сочетании с другими факторами привело к продолжительному спаду авторынка. Два года подряд объемы продаж снижались каждый месяц, в 2016 году дилерам удалось продать лишь 1,43 млн новых легковых автомобилей, что даже ниже показателей 2009 года. Финансовый кризис ударил не только по конечному потребителю и B2C — сегменту, тяжело пришлось и финансовому рынку. Стремясь снизить риски, к 2015 году банки ужесточили требования к заемщикам и повысили ставки до 20%, что заставило отказаться от покупки автомобиля значительное число потребителей. Самое крупное снижение продаж произошло в среднем ценовом сегменте, премиум-класс оказался более стабильным, к тому же спрос на него стал снижаться позже. Некоторые марки автомобилей покинули российский рынок, закрылись множество региональных дилеров и несколько крупных федеральных сетей. Тогда же уцелевшие игроки стали активнее работать с вторичным рынком и развивать сервисную составляющую.
Необходимость в собственном транспорте не дала рынку упасть окончательно. Благодаря совместным усилиям импортеров и дилеров, цены на автомобили выросли не так значительно, как курсы валют, что привлекло покупателей из стран СНГ, прежде всего Белоруссии и Казахстана. Но главным фактором стабилизации рынка стали государственные программы субсидирования автопроизводителей и банков.
По данным аналитического агентства «Автостат», объем рынка новых легковых автомобилей в России по итогам января – ноября 2017 года составил почти 1,29 млн единиц, что на 15,3% выше результата годичной давности. В Воронежской области было продано 21,7 тыс. автомобилей (+7,1% к 2016 году), в Липецкой — 10,4 тыс. (+9,3%).
Умеренный рост аналитики предрекают и в текущем году. Согласно данным «Автостата», объем рынка новых легковых автомобилей в России по итогам января и февраля 2018 года составил 195,4 тыс. единиц. Это на 21,7% больше результата аналогичного периода прошлого года - 160,5 тыс. шт. Из них на Воронежскую область приходится 1,6% или 3 тыс. шт., причем этот регион единственный из топ-30 демонстрирует рост к прошлогоднему периоду менее чем на 10% (9,8%). В Липецкой области за два месяца 2018 года удалось продать 1,7 тыс. новых машин, что на 21,1% выше результата прошлого года. Делать оптимистичные прогнозы экспертам позволяет уровень инфляции и снижение ключевой ставки, что вновь делает кредиты доступными. Адаптировались к ситуации и продавцы, салоны стали предлагать клиентам лизинг и обратный выкуп, существенно вырос сегмент trade-in. С начала 2018 года цены на новые автомобили ожидаемо выросли, причиной стали повышение акцизов на мощные машины и рост утилизационного сбора. При этом аналитики полагают, что уровень цен будет коррелировать с уровнем инфляции.
Дилеры воспрянули духом
По данным статистики ASE, которую приводит «Автобизнесревю», общая ситуация на рынке улучшается благодаря росту продаж. В среднем по России продажи на одного продавца достигли 92 автомобилей, тогда как в 2016 году этот показатель составлял 85 машин. Показатель центрального Черноземья коррелирует с общероссийской статистикой — 90 автомобилей на одного специалиста. Положительную динамику показывает и отношение расходов отдела продаж к валовой прибыли — 42% в 2017 году против 49% годом ранее. В Центрально-Черноземном регионе — 41,5%. Как отмечают аналитики, это заслуга не столько оптимизации расходов, сколько роста валовой прибыли при продаже дополнительного оборудования, страховых и кредитных продуктов.
Медленнее меняется ситуация в сфере послепродажного обслуживания. Растет эффективность (соотношение проданных часов и часов присутствия механиков) и продажи нормочасов на один заказ-наряд. Однако сервисный коэффициент покрытия по стране сократился с 80,5% до 78,5%. В центральном Черноземье покрытие расходов сервисом и того меньше — 51,1%. Оборачиваемость складских запасов в стране также невысока — 67 дней.
По словам директора компании ASE по России Дарьи Прокофьевой, после кризиса рынок стал менее равномерным:
- Показатели от региона к региону стали особенно сильно отличаться, что обусловлено не только разницей в платежеспособности населения в округах, но и большими различиями в закредитованности населения и финансовой стабильности игроков авторитейла в каждом конкретном районе. Начало 2018 года ознаменовано продолжением роста продаж новых автомобилей – плюс 27% по итогам первых двух месяцев. Хочется надеяться, что эта динамика сохранится, и такой же тренд будет в показателях прибыльности дилеров, - приводит слова Прокофьевой «Автобизнесревю».
В федеральном тренде
Ситуация на воронежском рынке развивалась в соответствии с общероссийскиой динамикой отрасли. Сначала рынок покинули несколько крупных игроков, позже оставшиеся компании начали развивать новые направления. Так в январе арбитражный суд Воронежской области продлил конкурсное производство в отношении местного дилера Suzuki, Opel и Chevrolet «Автомикс» на шесть месяцев — до 25 июня 2018 года. Компания попала под наблюдение в ноябре 2016 года, в июле 2017 года дилера признали банкротом. Совокупная сумма требований к компании составила 77 млн рублей. В 2016 году компания пыталась реализовать три принадлежащих ей дилерских центра в Рамонском районе области за 150 млн рублей каждый. В апреле прошлого года Воронежский арбитраж признал банкротом и ввел конкурсное производство в отношении «УзДэуАвто-Воронеж» — единственного в России дистрибутора Uz Daewoo. Истцом по делу выступило петербургское ОАО «Альга-РЭП», его исковые требования составили 7,4 млн рублей, позже компания переуступила долг ООО «Финансовый консультант №1».
Пережившие кризис игроки регионального рынка сделали ставку на развитие пакета брендов и новые регионы присутствия. В марте 2018 года воронежский дилер Kia «Мотор Ленд» завершил выкуп долгов на 70 млн рублей петербургского дилера той же марки «Открытая дорога». Воронежская компания получила здание дилерского центра должника площадью почти 2 тыс. кв. м и участок в 6 тыс. кв. м под ним на Ириновском проспекте Санкт-Петербурга. «Мотор Ленд» также разбирается с обманутыми покупателями «Открытой дороги», воронежская компания выдала им уже 60 машин. Осенью прошлого года дилер «Аврора Авто» открыл первый в Черноземье салон Porsche площадью 3,8 тыс. кв. м. Инвестиции в проект составили 300 млн рублей. «Аврора Авто» является также официальным дилером марок Nissan и Mercedes Benz в Воронеже.
Липецкий авторынок похвастаться подобными успехами не может, после кризиса многие компании столкнулись с финансовыми трудностями. В феврале текущего года арбитражный суд Липецкой области принял к рассмотрению заявление банка «Пересвет» о признании банкротом местного дилера Skoda ООО «Автоскаут». Сумма требований не раскрывается. Похожее дело рассматривает арбитражный суд Башкирии: «Пересвет» требует от ООО «Автолига-Уфа» (дочерняя структура «Автоскаута») 234 млн рублей. Сам «Пересвет» находится под санацией Всероссийского банка развития регионов.
В декабре 2016 года арбитражный суд признал липецкого дилера Kia ООО «ДВС-Авто» банкротом по иску воронежского автосалона «Ринг-С». Совокупный объем требований к должнику составил 63,65 млн рублей. В декабре 2017 года суд продлил срок конкурсного производства в отношении дилера.
В ноябре 2016 года в Липецкий арбитраж обратилось ЧОП «Русь» с заявлением о признании банкротом местного дилера SsangYong ООО «Центравто». Однако, 3 июля 2017 года суд вынес определение о прекращении производства по делу. Заявление истца осталось без рассмотрения, а присоединившийся к делу «Липецккомбанк» отказался от требований.