— Финансирует ли банк компании, которые занимаются внешней торговлей? Есть ли приоритетные отрасли для экспорта?
— Финансирование внешнеторговых операций — один из фокусов в работе МКБ. Мы помогаем экспортерам получить доступ к удобным инструментам, создать инфраструктуру, которая позволит повысить конкурентоспособность их бизнеса на мировом рынке.
Во-первых, мы предлагаем комплекс услуг: финансирование, документарные операции, сопровождение внешнеторговых контрактов, конверсионные операции, хеджирование валютных рисков. Для клиентов такое предложение интересно с точки зрения стоимости, комплексное обслуживание — более выгодно.
Во-вторых, МКБ наладил широкую корреспондентскую сеть, активно сотрудничает с банками по всему миру. С начала года наш портфель торгового финансирования вырос на 70%, по документарным операциям рост в полтора раза. Этот рост обусловлен наличием готовой инфраструктуры в разных странах, мы работаем не только с международными, но и локальными банками в регионах, например, в Китае и Индии.
Кроме того, банк активно работает с различными программами государственной поддержки экспорта, что дает доступ к льготному финансированию для развития экспортных продаж. Наши клиенты — ведущие предприятия из различных регионов и отраслей.
Импортеры: розничная торговля, машиностроение. Экспортеры: АПК, машиностроение, химическая отрасль, металлургия, лесопромышленный комплекс. Среди наших клиентов — ПАО «Детский Мир», АО АЗ «Урал», АО «Астон», ПАО «Полюс».
— МКБ активно участвует в субсидировании экспорта: уже заключено 11 соглашений на 300 млн долларов. Планируете ли увеличить эту цифру в 2021 году и за счет чего?
— По итогам 2020 года в активе банка будет порядка 50 договоров по предоставлению льготных кредитов на общую сумму около 650 млн долларов. Финансирование по этим соглашениям будет предоставлено в период до 2024 года. Банк профинансирует как российских экспортеров, так и иностранных покупателей российской промышленной продукции по сниженной процентной ставке, размер скидки составит от 3% до 4,5% годовых.
На 2021 год наши планы по субсидируемым кредитам связаны в первую очередь с программой Минпромторга по поддержке промышленных предприятий, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности.
— В 2020 году банк существенно расширил международные связи, в частности подписал соглашение с одной из крупнейших банковских групп на Ближнем Востоке — Emirates NDB Bank. Чем важно для банка и его клиентов наличие пула международных кредиторов?
— У МКБ достаточно источников ликвидности на внутреннем рынке. Основу пассивной базы составляют средства корпоративных клиентов, в том числе крупнейших государственных компаний. Привлечения на международном рынке важны с точки зрения подтверждения высокого уровня надежности МКБ. Мы начали 2020 год с привлечения синдицированного кредита от китайских финансовых организаций. Таким образом, МКБ стал первым частным российским банком, который получил кредит от китайских банков.
Сейчас МКБ один из самых активных российских банков на международном рынке капитала. Это позволяет существенно расширить географию присутствия на новых рынках, в том числе в Азии и на Ближнем Востоке. В сделке по привлечению синдицированного кредита, заключенной в апреле этого года, к пулу кредиторов МКБ присоединились Emirates NDB в ОАЭ, и The Saudi National Commercial Bank в Саудовской Аравии.
Для наших клиентов на практике это означает новые возможности для выхода на рынки Ближнего востока и Африки. Уже сейчас МКБ выпускает гарантии для участия российских экспортеров зерновых в тендерах по государственным закупкам в Египте, Саудовской Аравии и Турции. Клиенты МКБ получают комплексное обслуживание своих внешнеторговых контрактов.
— В Китае у МКБ уже сформирована готовая инфраструктура: сотрудничество с 20 локальными банками, открыты счета в юанях в Москве и Китае. Есть ли спрос банковских продуктов на данное направление среди ваших клиентов?
— Товарооборот между Китаем и Россией за 2019 год составил 110,9 млн долларов, при этом доля Китая во внешнеторговом обороте России составила 16,64%, против 15,73% в 2018 году.
Китай и Азия в целом находятся в зоне нашего особого внимания. Сейчас у МКБ готова инфраструктура для обслуживания торговых потоков и финансирования проектов в регионе: 23 локальных финансовых партнера, в том числе China Development Bank, ICBC, Bank of China, China Construction Bank, Industrial Bank и другие крупнейшие финансовые институты. Банк является участником системы CIPs, что позволяет быть расчетным банком в юанях. МКБ в ноябре 2019 года получил кредитный рейтинг «АА+» по китайской национальной шкале от рейтингового агентства Lianhe Ratings.
Естественно эту инфраструктуру активно использует наши клиенты для проведения внешнеторговых операций. Например, летом 2020 года подписали мультивалютный кредитный договор с одним из крупнейших розничных ритейлеров одежды O'stin на сумму 2 млрд рублей. Банк предоставил средства в юанях на закупки у китайских поставщиков. Финансирование осуществлялось как раз из средств, привлеченных МКБ в результате синдицированного кредита.
— Какие продукты в помощь экспортерам предлагает банк?
— Практически любую задачу клиента готовы закрыть с помощью широкой продуктовой линейки для региональных и федеральных игроков: предоставляем кредиты экспортерам для производства и экспорта продукции, обеспечиваем финансирование иностранным покупателям для оплаты продукции, работаем с иностранными банками по аккредитивам и гарантиям для обеспечения безопасности расчетов.
Отдельно отмечу экспортный факторинг — этот продукт набирает все большую популярность. С помощью факторинга банк одновременно закрывает риск неплатежа иностранного покупателя и предоставляет финансирование поставщику на период отсрочки платежа.
Готовы разрабатывать и индивидуальные решения, когда банк финансирует всю цепочку поставки от производителя до конечного иностранного покупателя.
— Изменил ли тренд на цифровизацию механизм работы банка?
— Банковская отрасль всегда отличалась высокой степенью цифровизации. COVID-19 и ограничительные меры не стали для нас стрессом с точки зрения коммуникации с клиентом. МКБ оперативно перестроился на дистанционный формат работы и электронные каналы взаимодействия. Это не отразилось на скорости обслуживания и качества нашего сервиса. Мы продолжаем цифровизацию бизнеса, сейчас работаем над переводом основной части процессов в цифру. Часть разработок проходит внутри банка, часть получаем от внешних провайдеров. Например, сотрудничаем с системой «Контур.Диадок» для обмена документами, в том числе с иностранными контрагентами.
— Какие регионы мира пользуются спросом у наших импортеров/экспортеров? Открываются ли для российских поставщиков новые регионы?
— Крупнейший экономический партнер в структуре внешней торговли России — Европейский Союз (Германия, Нидерланды, Италия, Великобритания). На долю ЕС приходится около 40% российского товарооборота, на страны Азиатско-Тихоокеанского региона около 34%, на страны ЕАЭС, в первую очередь Беларусь и Казахстан, — 8%.
Происходит динамичный рост азиатского направления, в первую очередь за счет цифр товарооборота с Китаем. Сейчас Китай является крупнейшим партнером России и по импорту, и по экспорту. Поставка российской продукции АПК в Китай — новый драйвер роста экспорта, который может существенно изменить структуру внешней торговли в ближайшем будущем.
Справка
Московский кредитный банк (МКБ) — один из крупнейших банков России, занимает шестое место среди всех кредитных организаций по величине активов (Интерфакс 100, 3 квартал 2020 г.), является вторым по величине частным банком. Надежность и устойчивость банка подтверждается рейтингами ведущих российских и международных агентств: «А» от АКРА, «А» от «Эксперт РА», «Ba3» от Moody's; «BB» от Fitch; «ВВ-» от S&P». Банк входит в перечень системно значимых кредитных организаций, утвержденный ЦБ РФ.
Подробная информация об услугах банка доступна на сайте.