Галина Абричкина: «2020 год сделал нас только сильнее»
Материалы выпуска
Александр Казначеев: «МКБ перестроился на дистанционный формат работы» Инструменты Андрей Долгий: «Главная причина роста Россельхозбанка — доверие людей» Инструменты Галина Абричкина: «2020 год сделал нас только сильнее» Инструменты
Инструменты Черноземье
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Партнер статьи:

Галина Абричкина: «2020 год сделал нас только сильнее»

Директор Воронежского регионального филиала Россельхозбанка Галина Абричкина — о работе в условиях пандемии, поддержке фермерских хозяйств, сельской ипотеке, цифровых сервисах и эко-системах Россельхозбанка
Галина Абричкина (Фото: из личного архива)

— Галина Борисовна, расскажите об итогах работы банка в 2020 году. Какие проекты были реализованы?

— Скажу честно — год был непростым для всех отраслей, включая банковскую, но на наших финансовых результатах все сложности практически не сказались. 2020 год проверил всех нас на прочность и готовность работать в нестандартных ситуациях. На мой взгляд, уходящий год, сплотив нашу команду, сделал нас только сильнее.

— Был ли период, когда отделения банка не работали?

— Они не работали буквально несколько дней и сейчас некоторые из них работают с небольшим сокращением рабочего дня, поскольку до 40% работников фронт-офиса болели. Полагаю, что пик заболеваемости мы уже прошли в ноябре, ситуация стабилизируется, и мы признательны нашим клиентам, которые относятся к этому с пониманием.

— Как шла работа с АПК, вашей профильной отраслью? Какие проекты удалось реализовать?

— Основная работа шла в рамках проектов федерального уровня с крупными компаниями, такими как: ГК «Заречное», «Эконива», Воронежский молочный комбинат, реализовавшие множество проектов.

Один из позитивных итогов года в серьезном приросте кредитного портфеля малого и среднего бизнеса, составившем 36%. Малые предприятия практически на четверть увеличили объем портфеля субсидированных кредитов на сезонные полевые работы. Я бы отметила большой вклад в продовольственную безопасность России не только компаний федерального уровня, но и малых хозяйств Воронежской области.

— Уходящий год дал предприятиям АПК Воронежской области шанс на развитие благодаря оказанным им мерам поддержки. Расскажите о них.

— Многие наши клиенты воспользовались антикризисными мерами поддержки, ставшими для них серьезным подспорьем в развитии — они инициировали множество сложных проектов с серьезными вызовами. Очень признательны за оказанную поддержку правительству Воронежской области и особенно департаменту аграрной политики, благодаря которой нам удалось охватить практически всю сельскую территорию региона, на которой активно используются наши продукты.

— Менялась ли структура Воронежского филиала? Вы расширялись?

— Да, и продолжим расширяться — у нас амбициозные планы на 2021 год. Задача расширения банка заявлена в нашей стратегии. Сейчас у нас 25 подразделений: шесть в городе и девятнадцать в районах области. В 2020 году открыт допофис в Нововоронеже, возобновлена после многолетнего перерыва работа допофиса в Семилуках, перенесен ближе к центру допофис в Таловой, за что мы благодарны администрации района, оказавшей поддержку. Находятся в стадии переформатирования офисы в Павловском и Лискинском районах.

Активно применялся промежуточный формат — удаленные рабочие места, чтобы предоставить возможность обслуживания большинству сельских территорий. В этом году открыты три удаленных рабочих места, в 2021 году создадим еще восемь, которые будут работать в привязке к МФЦ, где клиенты смогут получить несколько усеченный, но все же достаточный комплекс банковских услуг. В следующем году планируем расширение практики назначения уполномоченных представителей, прежде всего, в районах, масштаб бизнеса в которых не позволяет создать полноценный допофис. В нашей стратегии прописано, что более 90% территории региона должно иметь тот или иной формат доступа к нашим финансовым услугам. Поэтому в 2021 году планируем организовать точки присутствия в том или ином формате в Острогожске и Кантемировке.

— Пандемия, на ваш взгляд, дала толчок расширению географии вашего бизнеса?

— Не совсем так. Открытие двух допофисов, скорее, даже несколько задержалось, а вот создание института уполномоченных представителей в условиях пандемии ускорилось.

— Как развивается проект сельской ипотеки? Каких успехов удалось достичь?

— Сельская ипотека — это не совсем банковская услуга, это, не побоюсь этих слов, беспрецедентная программа, входящая в перечень национальных проектов по комплексному развитию села, решающая вопрос не столько самой ипотеки, сколько развития территории в целом.

За долгое время работы в банковской сфере не помню подобных по успешности продуктов. Нам ранее часто приходилось слышать, что в западных странах ставка по кредитам составляет 2-3%, а у нас? Теперь и мы достигли таких цифр. Только представьте: в декабре процентная ставка составляет 1,9% для заемщиков, являющихся участниками зарплатных проектов.

Этот уникальный продукт РСХБ рассчитан на заемщиков в возрасте до 75 лет, которые могут получить до 3 млн руб. Появились в Воронежской области и районы-лидеры, где сельская ипотека продвигается особенно успешно: Рамонский и Новоусманский.

Сельская ипотека пользуется спросом: за год выдано кредитов на сумму почти 2 млрд руб. Сейчас на рассмотрении находятся заявки на сумму 1 млрд, а общая сумма заявок составила 7 млрд руб. Этот продукт решит проблему качественного жилья на селе и развития сельских территорий. Однако ощущается нехватка на селе жилых объектов, которое население хотело бы приобрести по ипотеке. Многие готовы строить жилье за счет ипотеки — у Россельхозбанка есть и такой продукт.

— Что стало причиной столь быстрого продвижения этого продукта?

— Планомерное развитие программы развития сельских территорий и серьезная поддержка агросектора не только в Воронежской области, но и в целом по стране. Это не только субсидии на «оборотку», сезонные полевые работы, приобретение сельхозтехники, но и поддержка серьезнейших проектов, таких как «ЭкоНива», «АгроЭко» или «Заречное», формирующих отрасль, которые подошли к той фазе, когда на селе появилась необходимость в высококвалифицированных кадрах, нуждающихся в комплексе услуг и условий для жизни соответствующего уровня.

— Расскажите об экосистемах и цифровых сервисах для развития фермерства.

— Порой слышу, что фермеры, которые пашут землю и выращивают хлеб, не очень продвинуты в цифровых сервисах. Я с этим категорически не согласна — в среде фермерства очень силен интерес к цифровым сервисам. Россельхозбанк при поддержке Минсельхоза создал несколько сервисов, из которых особого внимания заслуживают два: «Свое. Фермерство» и «Свое. Родное».

Первый из них, предназначенный именно для фермеров, содержит комплекс услуг, в первую очередь, помогая сэкономить ресурсы, найти поддержку и получить все для разносторонней поддержки бизнеса.

Мне, как потребителю, особенно нравится «Свое. Родное». Несмотря на сложное положение в экономике, интерес к фермерским продуктам растет. В рамках сервиса «Свое. Родное» наши фермеры имеют возможность реализовать свою продукцию. Любой человек, воспользовавшись сервисом, может заказать и получить фермерскую продукцию, что в текущих условиях ограничений из-за пандемии становится для фермерства инструментом выживания.

— Какие планы и перспективные задачи стоят перед банком в 2021 году?

— Перед Воронежским филиалом стоит задача обеспечить хорошим сервисом с максимальной доступностью не только клиентов из аграрного бизнеса. В нас клиенты должны видеть надежного финансового партнера с высоким качеством сервиса, готового поддержать экономику предприятий.

— Вы могли бы анонсировать какие-то новые продукты следующего года?

— Хочу обратить внимание наших клиентов на сервис «Свое. Время» для клиентов предпенсионного возраста, которые смогут получить доступ к полезным сервисам и дистанционным консультациям по всем жизненным ситуациям. Продолжим сельскую ипотеку, которая станет нашим основным продуктом в следующем году. В этом году, благодаря привлекательным продуктам, у нас активно шло кредитование физических лиц — уверена, что в новом году наши продукты сохранят свою успешность. В 2021 году максимальный упор будет сделан не просто на продукты банка, а на процессный подход к бизнесу, чтобы сделать обслуживание наших клиентов максимально легким, удобным и качественным.