Хоть сколько-нибудь подробные данные могут дать только операторы интерактивного телевидения (хотя и очень неохотно) и редкие независимые исследования поведения мигрантов в тех странах, где их процент хоть сколько-нибудь заметен. Пожалуй, больше всего внимания телевизионному и онлайн поведению мигрантов уделяют в Германии. По оценкам ООН, мигранты составляют 22,5% населения Германии. Для сравнения в Великобритании «понаехавших» около 10%, столько же во Франции, а в США, традиционно носящей звание «страны эмигрантов» около 11,5%. (Правда, в абсолютных цифрах лидирует все же Северная Америка с ее 38 млн переселенцев).
Согласно Википедии, крупнейшими странами происхождения немецких мигрантов являются Турция (12,8 %), Россия (11,4 %), Польша (9,0 %). Однако, если к российскому проценту добавить Казахстан (6,9 %), Украину (1,7%) и другие страны постсоветского пространства, получится, что подавляющее большинство эмигрантов в Германии говорят именно на русском, ставшем для них интернациональным.
Крупнейшее исследование о том, что смотрят и читают приехавшие в Германию люди, провела исследовательская компания TNS/EMNID по заказу общественной вещательной корпорации ARD/ZDF еще в 2011 году. Тогда было опрошено 3302 человека из шести стран или регионов происхождения, и выяснилось, что во всех диаспорах большинство старается, прежде всего, смотреть местное телевидение, чтобы изучать немецкий и, в общем-то, по возможности быстро ассимилироваться. При этом всего 8% русскоязычной диаспоры смотрит телевидение на родном языке, да и в целом уделяет медиапотреблению существенно меньше времени, нежели все остальные переселенцы.
Еще одно масштабное исследование об интересах потреблении медиа и поведении мигрантов в интернете, было проведено совсем недавно центром ZOiS. Оно показало, что за прошедшие с первого исследования 10 лет русскоязычное телесмотрение сохранилось на том же уровне 8%. При этом на передний план вышло гибридное потребление контента, когда русскоязычный телевизионный контент потребляется не через телеканалы, а через YouTube и социальные сети. Правда, точных данных по такому гибридному телесмотрению нет, но исследователи отметили высокую осведомленность этой аудитории о российском телевизионном контенте — шоу, фильмах сериалах.
Big data — источник сведений о телесмотрении мигрантов
Наиболее точные сведения о том, что смотрят наши эмигранты, пожалуй, можно получить только у платформ онлайн-телевидения, предоставляющих возможность просмотра российских, украинских, казахстанских и прочих телеканалов со всего постсоветского пространства. Используемая ими технология IPTV позволяет не только знать, что и как долго смотрят зрители, но и как много этих зрителей в любой момент времени, и даже то, смотрят они программу в прямом эфире или в записи (возможность записи и двухнедельный архив программ они тоже предоставляют).
Так, крупнейшая видеоплатформа в Европе и Израиле и одна из крупнейших в Северной Америке Kartina.TV, которая специализируется как раз на вещании русскоязычного контента — телеканалов из стран постсоветского пространства, онлайн-кинотеатров и других сервисов. Примерно так же трансформируются сейчас крупнейшие российские операторы «Ростелеком»/Wink, МТС/Kion, «Дом.Ру», внедряющие в свои платформы собственные и сторонние онлайн-кинотеатры (правда, они ограничены только российским списком). И так же, как и они, Kartina.TV собирает и анализирует большой массив данных (big data) о видеопотреблении сотен тысяч абонентов, причем не только в Германии, но по всей территории, где доступен ее сервис.
Ведущий аналитик Kartina.TV Сергей Лорман говорит, что целом телевизионные предпочтения зрителей не сильно отличаются от российских — в топ-10 лидеров телесмотрения входят международные версии федеральных телеканалов, очень любят эмигранты ТНТ и Домашний. А вот во второй десятке начинаются сюрпризы — большинство названий в этом списке тематические телеканалы «Мосфильм. Золотая коллекция», «Мужское Кино HD», «Мульт HD», «Киносвидание HD», «Дождь», «TV1000 Русское кино» и EuroNews.
Если смотреть на среднее время, проведенное зрителями с тем или иным телеканалом, для эмигрантов этот показатель чуть ниже, чем у россиян — 3 часа 35 минут. Безусловным лидером по времени телесмотрения среди абонентов Картины стал канал «РТР-Планета» — с ним зрители платформы проводят в среднем 1 час 12 минут в день. Следом идут НТВ (46 минут), РЕН (18 минут), международная версия ТВЦ (12 минут) и ТНТ (8 минут). Тут стоит помнить о специфическом срезе русскоязычной телевизионной аудитории, костяк которой составляют люди старшего поколения, приехавшие в 90-х и сохраняющие классические привычки к федеральному телевидению.
Политическо-тематическое расслоение аудитории
Есть относительно небольшая категория мигрантов, ностальгирующая прослойка среди тех, кто приехал в девяностых-нулевых, привыкшая доверять телевизору. Эта аудитория предпочитает российские федеральные телеканалы, которые представляют для нее некую позитивную альтернативу тому, чем они недовольны в эмиграции. Для них то, что передают по Первому каналу, РТР и «Звезде», — это нечто замечательное и прекрасное, альтернатива неправильному, по их мнению, немецкому руководству, а вот российские власти все делают правильно. Правда, обратно в Россию они почему-то не уезжают, предпочитая любить ее издалека.
Кстати, украинские события 2013 года сказались на переоценке идентичности части русскоязычного населения Германии — поведение мигрантов в соцсетях и их телевизионные предпочтения сильно фрагментировались в этот период. Вышеописанная часть пророссийской аудитории радикализировалась в соответствии с риторикой прогосударственного российского ТВ, а другая (надо заметить, куда более массовая) — заняла диаметрально противоположную позицию, и, соответственно, телеканалы с иным подходом к подаче информации. Тогда в немецкой прессе заговорили о настоящей социальной проблеме: «С одной стороны, [телепрограммы федеральных СМИ] помогают некоторым мигрантам укрепить свою российскую идентичность. В то же время они предлагают им антидемократические интерпретации политической ситуации. Из-за этого людям становится все труднее позиционировать себя как в немецкой, так и в русской культурной сфере», — пишет журналистка Катарина Хейнрих.
Корд-каттеры и онлайн-телесмотрение
Помимо такого политическо-тематического расслоения эмигрантской телеаудитории, есть и общемировая проблема корд-каттеров (от англ. сord cutter — отрезающий кабель) — собирательное название людей, отказывающихся от обычных телеканалов и уходящих на YouTube или в онлайн-кинотеатры. Если в России об этом только-только начинают говорить, в Европе и мире увеличившийся отток зрителей ощущают вполне отчетливо.
Это заставляет трансформироваться и операторов платного ТВ, и в той же Kartina.TV онлайн-кинотеатры встроены в ту же подписку, что и классическое телевидение, и покупать все это одним пакетом элементарно дешевле. На сегодня в сервисе уже восемь встроенных сервисов, не считая доступа к архивам телепрограмм. Возможно, поэтому отток эмигрантов от такого комплексного цифрового продукта происходит намного медленнее среднемировых и даже российских темпов корд-каттинга.
Тут тоже есть свои лидеры, причем лидерский список отличается от российского: ivi (он первым появился на сервисе), Start, Premiere и More.TV (имеющие в своих библиотеках так называемые originals — эксклюзивный российский контент), а замыкает пятерку Okko. Наиболее востребованный контент среди эмигрантов оригинальные сериалы онлайн-кинотеатра Start «Гранд», «Медиатор» и «Содержанки», а также Премьеровские «Батя» и «Жуки 2».
Автор
Яков Дьяков