Российская экономика в мае-июне стабилизировалась при высокой неоднородности динамики в разных отраслях. Трансформация под изменившиеся условия продолжается, но экономический спад окажется менее глубоким, чем ожидалось несколько месяцев назад, следует из бюллетеня Центробанка «О чем говорят тренды».
«Российская экономика в мае-июне стабилизировалась при высокой неоднородности динамики в разных отраслях. Процесс структурной трансформации идет нелинейно и с разной скоростью в зависимости от степени влияния внешних ограничений. В результате экономический спад окажется менее глубоким, чем предполагалось несколько месяцев назад, но более растянутым во времени», — отмечают аналитики ЦБ.
При этом по их оценкам, хотя на макроуровне и наблюдается стабилизация активности, но динамика в отраслевом разрезе остается неравномерной. Так, в обрабатывающих производствах (в основном за счет металлургической отрасли и машиностроения) и транспортных услугах ускорилось снижение выпуска продукции. При этом заметно увеличилось производство электроники на фоне интенсификации импортозамещения.
В бюллетене отмечается, что, несмотря на некоторое восстановление импорта, в том числе за счет развития параллельного импорта, его объемы по-прежнему значительно уступают домартовским. Особенно это касается импорта товаров промежуточного назначения и инвестиционных товаров. При этом сколь-нибудь заметного роста отечественного производства таких товаров не произошло.
Банк России считает, что снижение производства и предложения товаров в экономике может усилиться и уменьшить потенциал экономики по мере дальнейшего сокращения запасов сырья, материалов, комплектующих и выработки ресурса действующего оборудования. «Это потребует, во-первых, ускорения процесса перестройки импортных логистических цепочек, и во-вторых, активизации процесса структурной трансформации российской экономики для частичного восстановления утраченного потенциала», — полагают аналитики.
По данным ЦБ, в целом оперативные индикаторы указывают на сравнительно плавное прохождение российской экономикой первого этапа подстройки к изменившимся внешним условиям. В мае—июне снижение экономической активности остановилось, показатели выпуска базовых отраслей и потребительского спроса демонстрировали стабилизацию. А динамика опросных индикаторов свидетельствует о постепенной адаптации предприятий к происходящим структурным сдвигам в российской экономике.
По мнению экспертов ЦБ, поддержку экономической активности в ближайшее время окажет произошедшее смягчение денежно-кредитной политики. «Оно будет способствовать дальнейшему снижению нормы сбережений и плавному восстановлению динамики кредитования, которые в свою очередь поддержат расширение внутреннего спроса, в частности потребительского. О его стабилизации в июне свидетельствует ряд показателей — оценка динамики номинальных расходов и значительное улучшение ожиданий населения относительно динамики будущих доходов», — подчеркивают аналитики.
Структурная перестройка в экономике регионов
Как рассказала РБК Черноземье руководитель направления регионального анализа Главного управления Банка России по ЦФО Оксана Винокурова, в отраслях, способных заместить импорт, отмечалась высокая загрузка производственных мощностей. В то же время отдельные сектора экономики, ориентированные на экспорт, а также критически зависимые от импортных комплектующих, были вынуждены сократить выпуск продукции и занятость.
Так, эксперт отметил, что, например, повышение производства молока в ЦФО в первые четыре месяца текущего года обусловлено увеличением производительности и поголовья молочного стада. В частности, росту производства способствовал запуск в 2021-2022 годах молочных комплексов в Брянской и Курской областях. Выход комплексов на полную проектную мощность в дальнейшем позволит расширить предложение местной молочной продукции и, соответственно, сдерживать рост цен на нее. Однако одновременно возникает проблема, связанная с импортом. Так, производители и переработчики молока в Центральной России отмечают недостаточное предложение ветеринарных препаратов, а также сложности с поставкой упаковки и запасных частей для машин и оборудования. «Существенная часть перечисленного — импорт, доставка которого осложняется проблемами с логистикой. В этой связи часть продукции уже поставляется в новой упаковке из более дешевых материалов, в том числе российского производства», — объясняет Оксана Винокурова.
Новая экономическая реальность также повлекла за собой и структурную перестройку российского рынка труда. Уже ставшие ее следствием изменения неоднородны как в отраслевом, так и в региональном разрезах. Из-за неопределенности, связанной с рисками сокращения или увольнения, занятое население более активно анализировало вакансии и размещало резюме.
«Предприятия по большей части отреагировали на новые условия распространением практик неполной занятости и сокращением размера премиальных выплат. Наряду с предпринимаемыми на федеральном и региональном уровнях мерами по антикризисной поддержке занятости это позволило предотвратить рост безработицы. По последним данным, уровень безработицы в Центральном федеральном округе составил 3%, как и в начале 2022 года», — пояснила Оксана Винокурова.
По ее мнению, подстройка сферы занятости продолжится, в том числе и в отдельных отраслях, где будет идти замещение ушедших международных компаний российскими. Это коснется, в первую очередь, розничной торговли, общественного питания, транспортировки и хранения, IT-сектора. По словам эксперта, о таких изменениях уже сообщали ряд транспортных компаний в Брянской и Белгородской областях.
Как изменился спрос на кредиты для бизнеса в Черноземье
Рост корпоративного портфеля в регионах Черноземья наблюдался практически по всем заемщикам основных отраслей, рассказала главный экономист Главного управления Банка России по ЦФО Александра Львова. За четыре месяца текущего года объем выдач увеличился на 5,4%. Наиболее активный рост кредитной активности отмечается в пищевой промышленности — почти на 10%, кроме того нарастили свои кредитные портфели, обрабатывающие производства макрорегиона. Во многом это объясняется тем, что бизнес продолжил реализацию намеченных инвестиционных проектов, пояснила эксперт. В сельском хозяйстве кредитный портфель вырос на 5,7%. Причем расширение льготного кредитования сельхозпроизводителей окажет дополнительную поддержку отрасли.
В разрезе регионов Черноземья рост выданных в январе-апреле корпоративных кредитов отмечен в Липецкой области (предприятия сельского хозяйства), в Тамбовской области (пищевые производства), в Белгородской области (торговые организации и металлургические производства), в Воронежской области (транспортные предприятия и компании связи).
При этом, как отмечает Александра Львова, качество обслуживания кредитов предприятиями Черноземья сохраняется на относительно высоком уровне. Во многом это объясняется хорошей платежной дисциплиной сельхозпроизводителей и предприятий пищевой промышленности по кредитам. Между тем, риск-политика банков при оценке заемщиков остается консервативной, в том числе на фоне усиления санкционного давления.
«В марте из-за ухудшения ситуации в нефинансовом секторе ужесточились неценовые условия кредитования корпоративных заемщиков Черноземья, в том числе в отношении требований к обеспечению по кредитам. Также значительно повысились рыночные ставки по кредитам предприятиям. Это происходило на фоне повышения Банком России ключевой ставки с 28 февраля 2022 года до 20% годовых в целях сохранения финансовой стабильности в условиях санкционного давления. Реализация правительством и Банком России мер антикризисной поддержки позволила бизнесу временно снизить кредитную нагрузку при сохранении доступности кредитования. Кроме того, 11 апреля Банк России начал снижать ключевую ставку, с 14 июня текущего года она составляет 9,5% годовых. Мы видим, что замедление инфляции происходит быстрее, а снижение экономической активности — в меньшем масштабе, чем ожидали в апреле», — констатировала эксперт.
В краткосрочной перспективе наращивание корпоративного кредитования в регионах Черноземья продолжится, особенно в сельском хозяйстве, в том числе с учетом снижения в апреле-июне ключевой ставки Банка России и действия масштабных программ господдержки кредитования, предположила она.
Инфляция и ставки Центробанка: что ждет российскую экономику
Инфляция в Центральном федеральном округе в мае в годовом выражении замедлилась до 17,3%, по стране — до 17,1%, рассказал экономический советник Главного управления Банка России по ЦФО Дмитрий Коршунов со ссылкой на данные Росстата. Он отметил, что в регионах Черноземья инфляционный фон был традиционно повышен, его динамика сложилась в диапазоне от 18,1% в Воронежской области до 19,8% в Курской области.
Аналитик объясняет ослабление инфляционного давления несколькими факторами: оно было вызвано исчерпанием ажиотажного потребительского спроса, укреплением рубля и заметным снижением инфляционных ожиданий населения и бизнеса. «Проинфляционное влияние нарушения производственно-логистических цепочек и перестройки спроса в условиях санкционных ограничений снизилось, но оставалось значимым. Предприятиям частично удалось решить некоторые проблемы перебоев в поставках сырья и комплектующих, однако издержки компаний выросли», — подчеркнул он.
По прогнозу ЦБ, на конец года инфляция в России может составить 14–17%. Согласно базовому сценарию регулятора, важными факторами, влияющими на ее динамику, станут эффективность процессов импортозамещения, а также масштаб и скорость восстановления импорта готовых товаров, сырья и комплектующих. Ожидается, что с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция снизится до 5–7% в 2023 году и вернется к 4% в 2024 году.
Дмитрий Коршунов отметил, что, согласно пресс-релизу ЦБ от 10 июня 2022 года, дальнейшие решения по ключевой ставке Банк России будет принимать с учетом фактической и ожидаемой динамики инфляции относительно цели, процесса структурной перестройки экономики, а также оценивая риски со стороны внутренних и внешних условий и реакцию на них финансовых рынков. Средняя ключевая ставка в 2022 году, по прогнозу регулятора, составит 10,8-11,4%, в 2023 году — 7-9%, а в 2024 году — 6-7% годовых.