— Вы уже почти два года работаете в Госдуме. Какие основные достижения вы могли бы отметить?
— Основным достижением считаю, что наша страна в условиях изменившейся реальности самым достойным образом отреагировала на внешние вызовы. Мы видим, что удалось обеспечить устойчивость экономики России. Также важно отметить реакцию на внешнеполитические решения в виде присоединения новых территорий.
— Как изменилась повестка за время вашей работы в Госдуме?
— Фактически работа разделилась на два направления. Первое — текущая законодательная деятельность, которая велась ранее и обеспечивает решение социальных вопросов, поддержку экономики. Второе направление новое — это реакция на внешние вызовы: противодействие санкциям и поддержание уровня жизни граждан на том же уровне, как и до начала специальной военной операции (СВО).
— Какие законы, принятые с начала 2023 года, вы считаете самыми важными?
— Были приняты важные законы, касающиеся различных сфер жизни: это и реакция на внешние вызовы, и социальные законы, и законы, связанные с участниками СВО. Например, закон о статусе ветерана боевых действий для всех участников СВО, о квоте для участников СВО при поступлении в вузы, об обеспечении семей участников СВО жильем. Был введен полный запрет на продажу вейпов детям. Семьи с двумя и более детьми освобождены от налога на доходы физических лиц при продаже земли и хозяйственных построек. Увеличились социальные налоговые вычеты.
— На ваш взгляд, удалось ли нашей стране переориентироваться на новые рынки?
— Экспортный потенциал экономики России оцениваю как огромный. Происходит процесс переориентации, он идет полным ходом, но займет какое-то время. Россия осваивает и восточные рынки, и южные рынки — это особенно хорошо подчеркнул саммит Россия−Африка, который прошел в Санкт-Петербурге. При этом наша страна находится в поиске новых рынков, эта работа ведется максимально активно.
— Как в сложившейся ситуации происходит импортозамещение?
— Сегодня мы говорим о суверенной устойчивой экономике, причем это касается всех сфер. Здесь нужно учитывать ментальность нашего народа: чем выше давление — тем больше мы крепнем, и то же самое происходит с нашей экономикой. Российская экономика реагирует на внешние вызовы. Важен не только процесс импортозамещения, но также нужно развивать и создавать внутри страны новые ниши. В этом я также вижу большой потенциал. Уверен, что мы преодолеем все санкционные препятствия.
— В июне вы были с рабочей поездкой в ДНР. Расскажите, пожалуйста, об этом.
— Для депутата Государственной Думы абсолютно нормальная практика сегодня работать с новыми регионами также, как со своими профильными территориями. Российская Федерация делает все возможное, чтобы новые территории обрели такой же статус, чтобы там была такая же экономическая ситуация. И в соответствии с задачами, которые поставил президент России, — чтобы уровень жизни людей там был такой же, как в остальных регионах РФ. Сегодня там реализуют инфраструктурные проекты, активно идут восстановительные работы, создается фактически с нуля транспортный каркас. Полным ходом идет восстановление жилья, социальной инфраструктуры.
— Как различные регионы поддерживают новые субъекты России?
— У нас новые территории закреплены за отдельными районами субъектов РФ. Регионы стараются там работать, также федеральный центр доводит достаточно серьезные средства, чтобы эти вопросы решались оперативно. Восстановление социальной инфраструктуры — одна из первоочередных задач. В июне я был в Мариуполе и заметил, что весь город в лесах, активно идет ремонт. Жилье и социальная инфраструктура восстанавливаются очень быстро. Причем, судя по тому, что я видел, можно говорить об очень высоком качестве строительства.
Например, за Курском закреплен Первомайский район ДНР, идет активная работа и с руководством района, и с жителями. В настоящее время создаются новые рабочие места, жители возвращаются домой. Делается все для того, чтобы наладить нормальную полноценную жизнь.
— Удалось ли вам пообщаться с жителями ДНР? Что они рассказывают?
— Во время поездок всегда общаюсь с жителями, обязательно стараюсь получить неформальную обратную связь. По ней могу судить о том, местные жители очень рады тому, что вошли в состав Российской Федерации. На протяжении восьми лет до этого проводилась сильная антироссийская пропаганда, сейчас жители вздохнули свободно. Конечно, жизнь на новых территориях непростая, действует военное положение, но люди готовы трудиться ради общей цели.
— Недавно по всей стране проходило голосование за различные объекты по совместному проекту «Единой России» с Минстроем. Какие цели и задачи у этой программы?
— Одна из главных целей — улучшение инвестиционной привлекательности и создание комфортной среды для людей. Создаются новые общественные территории, рекреационные зоны, благоустраиваются парки. Считаю, что эта инициатива Минстроя хорошо себя зарекомендовала.
Курская область неоднократно побеждала в этом конкурсе, благодаря чему реализовали хорошие проекты. Недавно я был в Курчатове и осматривал объекты, которые уже восстановили по этой программе.
— Вы член комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры в Госдуме. Как вы оцениваете транспортную сферу в России?
— Транспорт — одна из ключевых отраслей экономики. Учитывая размеры нашей страны, мы понимаем, что это крайне важно для каждого субъекта России. Если говорить о работе в комитете, нужно разделить задачи на два типа: текущие задачи и вопросы противодействия санкциям. Сегодня мы видим, что отрасль находится на подъеме. Даже в авиации, несмотря на все санкции, пассажиропоток если и упал, то незначительно. Я уже не говорю о железнодорожном транспорте, который активно развивается. Также созданы все условия для автомобильного транспорта — чтобы он эффективно работал внутри страны и позволял наладить связи с нашими новыми партнерами.
— Есть ли какие-то аспекты, которые нужно улучшить в транспортной сфере Черноземья?
— Для Черноземья важен хороший дорожный каркас. Это огромный богатый край с большим экономическим потенциалом. На этой территории уже существует разветвленная дорожная сеть. Здесь скорее нужно поддерживать в нормативном состоянии и ремонтировать существующие дороги, а не работать над созданием новых транспортных артерий.
— Ваш родной регион Курск. Как вы оцениваете его развитие сегодня?
— На фоне сложившейся ситуации регион, конечно, столкнулся с новыми для себя вызовами: с этим связаны и определенные проблемы, и возможности. Конечно, наблюдается отток рабочей силы, более сложная ситуация с инвестиционной привлекательностью. Но нужно отметить, что и областные власти, и федеральный центр стабилизируют ситуацию достаточно успешно.
На законодательном уровне мы работаем над тем, чтобы создать особый статус приграничного региона. Уверен, что результаты этой деятельности мы скоро увидим. Фактически новый статус будет давать региону дополнительную социально-экономическую поддержку, выражающаяся в льготном субсидировании, льготных кредитах, особых ипотечных программах. Все направлено на то, чтобы у людей был стимул оставаться в регионе.
Кроме того, в Курской области развивают индустриальные парки и работают над привлечением инвесторов. Благодаря АО «Корпорация развития Курской области» создано больше 1000 рабочих мест. В стадии реализации 50 проектов, удалось привлечь 3,08 млрд рублей инвестиций. Заявленный объем инвестиций — 158 млрд рублей.
— Мы регулярно видим новости про обстрелы приграничных районов Курской области. Общались ли вы с местными жителями, как они воспринимают эту ситуацию?
— В начале августа я работал в приграничном Глушковском районе, где обстреляли поселок Теткино, общался и с местными жителями, и с представителями власти. Хочу сказать, что областные власти работают максимально эффективно. Нет никакого недовольства со стороны жителей — даже наоборот, они выражают благодарность чиновникам за то, как оперативно стараются восстанавливать и ремонтировать их дома. Вижу только консолидацию усилий местных жителей и органов власти.
— В Курске сейчас модернизируют транспортную систему, переходят на брутто-контракты в общественном транспорте. На ваш взгляд, насколько это эффективно?
— Оцениваю эти изменения высоко. Губернатор Курской области Роман Старовойт пришел из транспортной отрасли. Уверен, что транспортную реформу он видит одной из основных своих задач, а любые возникающие вопросы его команда оперативно решает, несмотря на непростое время.
В Курске реализуют проект комплексной модернизации системы городского общественного транспорта. Сформирована новая маршрутная сеть на основе магистральных, городских и подвозящих маршрутах. Всего в городе будет 39 автобусных маршрутов, три трамвайных, пять троллейбусных и один электробусный. Общее количество маршрутов сократили с 92 до 48. Транспортный каркас сформируют, в первую очередь, из маршрутов городского электрического транспорта. Общественный транспорт будет работать на основе брутто-контрактов.
В планах на 2023 год — стопроцентное обновление автобусного парка, который обслуживает городские маршруты, а к декабрю 2024 года — стопроцентное обновление троллейбусного парка. Также в 2023 году в городе реконструируют 20,8 км трамвайных путей, обновят четыре тяговых подстанций, поставят восемь трамвайных вагонов. Начнется реконструкция трамвайного депо, пройдет тестовый запуск подвижного состава.