В конце февраля в Институте географии РАН состоялось заседание круглого стола «Испытания БПЛА российского производства в экспедиции «Чистая Арктика — Восток — 77».
В работе круглого стола приняли участие руководители научно-исследовательских учреждений, представители регионов Арктики, организаций коренных народов, ученые.
«Сегодня мы говорим о том, какая работа беспилотных летательных аппаратов нужна в современной Арктике, а значит, какие агрегаты и какие функции беспилотников. Должны быть испытаны в Арктике, в первую очередь», — рассказал модератор круглого стола, эксперт Государственной думы, начальник цифрового штаба экспедиции «Чистая Арктика — Восток — 77» Андрей Иголкин.
Участники круглого стола сформулировали задачи, которые должны быть поставлены перед производителями БПЛА и систем обнаружения и противодействия незарегистрированным БПЛА.
«Мы провели в этом году большой форум конструкторов, изобретателей и разработчиков ПО «АркТэк». На этом форуме были показаны образцы техники и технологии, которые в Арктике используются совершенно не так как в теплом климате. И в первую очередь, это касается всей техники, использующей аккумуляторы и полимерные корпуса», — поделился директор научно-исследовательского института «Востокгосплан» Михаил Кузнецов.
Где была бы полезна беспилотная авиация в Арктике, рассказали жители Арктики — представители самых северных муниципалитетов.
«Есть ряд задач в Арктической зоне, которые по плечу беспилотным летательным аппаратам. Это облет линейных объектов — трубопроводов и зимников, доставка легких грузов в отдаленные стойбища, фактории и поселки, а также аэрофотосъемка ледовой обстановки на реках», — отметил вице-президент федеральной Ассоциации коренных народов Севера Сергей Сизоненко.
Участники круглого стола были единодушны во мнении, что беспилотная авиация — это тоже авиация, поэтому, в нелетную погоду и при сильных морозах она так же не летает, как авиация обычная. Но если воздух прогрелся выше минус 35 градусов Цельсия, то более дешевая в эксплуатации беспилотная авиация может оказаться весьма полезной.
«Нужно понимать, что на Севере нет постоянных холодов в минус пятьдесят. В считанные дни, когда температура опускается до таких значений, можно и не летать, а в остальное время беспилотники, если они могут работать при —30, будут очень востребованы в высоких широтах. Ведь кроме более дешевого полетного времени, беспилотники имеют еще одно важное для Арктики качество. Они уменьшают риск для пилотов, которые остаются на земле в тепле. Это важное качество, которое забывают люди, использующие БПЛА только в средней полосе России», — добавил модератор круглого стола Андрей Иголкин.
Испытания беспилотных летательных аппаратов и систем обнаружения и противодействия незарегистрированным БПЛА начнутся в рамках высокоширотной экспедиции «Чистая Арктика — Восток — 77» с 15 марта 2024 года в самых северных территориях нашей страны.